Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра «Азбука эмоций»
Психология
Автор: Филина Алена Александровна Кретинина Екатерина Владимировна   
31.03.2024 10:54

Дидактическая игра «Азбука эмоций»Дидактическая игра «Азбука эмоций»

Актуальность:

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.

 

К сожалению, развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание в отличии от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, пришла к выводу: формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных – приоритетных задач воспитания.

Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность распознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама эмоциональная сфера качественно не меняется, её надо

развивать. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется весьма актуальной.

Начиная работу по этой теме, определила и выделила, в дошкольном детстве, шесть основных эмоций: радость, грусть, гнев, испуг, удивление, спокойствие. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако, одни распознаются легче, чем другие. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх.

Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Это способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, предавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.

Когда взрослые относятся ласково к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Педагогическое сопровождение процесса развития представлений об эмоциях должно осуществляться через влияние на познавательные процессы личности: восприятие, мышление, память и др. и обогащение опыта объективных переживаний. Основными средствами развития представлений об эмоциях у детей выступает детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр и развивающие игры. Самым лучшим способом развития эмоционального мира являются игры. В процессе игрового взаимодействия расширяется детский эмоциональный словарь, который потом даст возможность обозначить словом те эмоции, которые переполняют и захлестывают ребенка, в доступной форме объяснить ему, как лучше понять то или иное состояние – свое или других детей – тем самым облегчая его проживание. Работа эта основывается на положительных эмоциях, которые стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.

Игра развивает произвольное внимание, мышление, мелкую моторику и речь.

Адресность: игра рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Для младшего дошкольного возраста (3-4 года) характерно понимание четырех эмоций: радости, грусти, страха, злости. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) к этим эмоциональным состояниям добавляются эмоции удивления. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) расширяется модальный ряд, в него включаются социальные эмоции обиды, вины и стыда. Таким образом, в дошкольном возрасте детям доступно восприятие и понимание восьми основных эмоций, которые с учетом возрастных особенностей детей, вводятся в определенной последовательности. 1 – дифференциация «эмоция – внешнее выражение», «ситуация (причина) — эмоциональное проявление (следствие)» 2 – побуждение к идентификации – отождествлению себя с состоянием литературного героя, персонажа картины и.т. д. 3 — обособление, то есть выражение своего отношения к различным вариантам эмоционального поведения, оценке эмоциональных состояний с позиции адекватности (неадекватности) эмоциональных проявлений, нравственной стороны поступка. Игры на коррекцию поведения и эмоций актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях.

Их с большим удовольствием и

пользой можно использовать на любых занятиях.

в повседневной деятельности в детском

саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Цель:

привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.

Задачи:

  • познакомить детей с характерными внешними чертами выражений эмоциональных состояний
  • научить правильно, узнавать, различать эмоциональное состояние и демонстрировать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций (вербальные и невербальные способы)

- способствовать лучшему пониманию собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих.

Комплектность игры:

Основа в виде шестиугольника – 1 шт.

Кубики с липучками – 4 шт.

Липкие фишки:

- пиктограмма эмоций – 12 шт.

- названия эмоций в словах – 12 шт.

- выражения эмоций в лицах – 12 шт.

- цветовое выражение эмоций — 12 шт.

- вспомогательные фишки «крестики» — 46 шт.

Правила игры:

Вариант 1:

Предложите детям внимательно рассмотреть фишки-маски (пиктограммы эмоций) и обратите внимание на разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходство. Поговорите, как возникает та или иная эмоция. Пусть каждый попробует изобразить эмоцию на своем лице. Ведущий показывает по одной пиктограмме, выбирая наугад. Дети должны собрать на свою основу (шестигранник или куб) фишки, которые связаны с признаками (цвет, слово, лицо) выпавшей эмоции.

Вариант 2:

Предложите детям внимательно рассмотреть определенную фишку-маску (пиктограмму эмоции) и обратите внимание на ее внешние признаки проявления. Поговорите, как возникает эта эмоция. Пусть каждый попробует изобразить эмоцию на своем лице. Ведущий предлагает собрать на свою основу (шестигранник или куб) фишки, которые связаны с признаками (цвет, слово, лицо) показанной эмоции.

Вариант 3 (используются только фишки):

В игре участвуют все фишки-лица, что сложены вместе, изображением вниз. Игроки по очереди выбирают себе фишку и, не раскрывая ее другим игрокам ее содержание, изображают эту эмоцию. Остальные участники должны ее угадать по мимике и пантомимике.

Ожидаемые результаты проекта: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.

  • Кретинина Екатерина Владимировна,
  • Филина Алена Александровна

педагоги-психологи МАДОУ «Детский сал №266», Алтайский край, город Барнаула

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год