Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
Психология
Автор: Васюкова Анастасия Александровна   
28.03.2024 14:30

«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это проективная психологическая методика, которая представляет собой набор карт с изображением людей, природы, событий, образов, объединённых одной темой или идеей автора. Каждый рисунок на карте – это ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний человека. При этом проекция является основой – это эффекта.

Главным законом в работе с МАК является то, что сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит человек, который её выбрал. При этом чувства и мысли, которые возникают у одного человека при взгляде на карту, могут кардинально отличаться от впечатлений другого.

При работе с картами с детьми есть определённые правила, которых необходимо придерживаться, а именно:

  • МАК можно использовать в работе с детьми с 4-5 лет, когда ребёнок уже хорошо разговаривает и может рассказать о том, что он видит на карте.
  • Чем меньше ребёнок, тем меньше карт должно быть в колоде (часть карт можно просто убрать).
  • В работе с дошкольниками лучше использовать колоды с понятными для них изображениями.
  • Абстрактные колоды с детьми дошкольниками не используются.
  • Если ребёнок отказывается от игры с картами, то не заставляйте его!

Хотелось бы обозначить преимущества, которые перед нами открываются если мы будем использовать с вами МАК в работе с детьми: карты воспринимаются ребёнком как игра, это снимает напряжение и тревожность, также они облегчают установление контакта между ребёнком и психологом, как правило, дети с увлечением включается в рассматривание карт, использование карт даёт нам дополнительную информацию о ребёнке и его окружении, что мы сможем в дальнейшем использовать для своей работы. С помощью карт можно развивать эмоциональный интеллект, творческое начало, познавательные процессы, что даёт возможность использования их в коррекционно-развивающей работе.

 

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие колоды МАК:

  1. отражающие различные эмоции и чувства. Например, «Волшебный сундучок: эти разные эмоции» (Авторы: Васильева И., Лебедева М.), МАК «Котейка» (Автор: Седова Н.) и МАК «Монстрики» (Автор: ЮттаГох-Корона и Кристиан Корона).
  2. сказочные колоды. Например, МАК «Волшебный сундучок» (Авторы: Васильева И., Лебедева М.), МАК «Проективные сказочные карты» (Автор: Олифирович Н.И., Малейчук Г.И.), МАК «Мастерская сказок» (Авторы: Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич).
  3. Сюжетные колоды МАК — «Расправляя крылья» (Автор: Крюгер Камилла) МАК «Домик номер 6» (Автор: Добычина Светлана) МАК «Дружок» (Автор: Ирина Фёдорова).
  4. Портретные — МАК «Роботы».

Основныминаправлениями работы с детьми с использованием МАК это: диагностика, развитие когнитивных процессов, развитие эмоциональной сферы и коррекция детско-родительских отношений в консультирование.

Я приведу примеры упражнений с использованием МАК.

Первое упражнение называется «Когда я это чувствую?» (психолог раскладывает карты из колоды «Монстрики чувств на столе в закрытую). Вы видите, перед собой карты из колоды «Монстрики чувств». Они представлены в закрытом виде. Ваша задача в закрытую выбрать любую из этих карт (участники выбираю карту). Отлично. Теперь давайте перевернём наши карты и посмотрим, что за чувство там спряталось (участники по очереди называют чувства).

Это упражнение можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. В дополнение можно попросить детей озвучить, когда они испытывают это чувство (можно попробовать и это проговорить с участниками). Для этого упражнения можно использовать любые колоды, где есть чувства и эмоции.

Следующее упражнение называется «Составляем сказку». Для этого понадобятся любые сюжетные колоды, например колода «Домик № 6». В чём оно заключается. Раскладываем перед детьми карты в закрытую. Затем предлагаем детям поочереди брать по одной карте и начинать составлять сказку с опорой на картинки. Психолог открывает любую карту и начинает рассказ, затем карту открывает другой участник и на основе изображения на своей картинке придумает продолжение истории и так пока все участники не примут участие. Вот такая история у нас с вами получилась.

Следующее упражнениене только коррекционное, но и диагностическое. Его цель: отреагирование актуального эмоционального состояние и диагностика эмоционального мира ребёнка. Называется это упражнение «Сказочный герой». Для него нам понадобятся карты с изображением сказочных персонажей и любая колода МАК с изображением эмоций и чувств. Перед детьми лежат карточки с изображением сказочных персонажей, психолог предлагает вам выбрать сказочного героя, которым хотел бы быть ребенок. А теперь расскажи, какой по характеру ваш герой (участники высказываются). Здесь можно добавить мяч, чтобы это было более динамично, и дети не скучали, пока кто-то говорит. Тогда право голоса будет у того, у кого в руках мяч.

Когда характер персонажа описан детьми, то мы переходим к следующему этапу работы над упражнением. На этом этапе я предлагаю детям определить, какие чувства живут внутри их сказочного героя, что мы сейчас с вами и сделаем, выбрав эти чувства из колоды с чувствами и эмоциями (участники выполняют задание). Далее вы можете детям можно предложить подобрать цвета к этим чувствам и раскрасить человечка, используя эти цвета. Можно арт-терапию не применять к этому упражнению и ограничиться только работой с картами.

Таким образом, метафорические карты- это уникальный инструмент в работе педагога-психолога, имеющий широкий спектр возможностей.

Список использованной литературы:

  • Ингерлейб М. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практики. – СПб.: Питер, 2021 г.
  • Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании. – М., 2019 г.
  • Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год