Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Трудное поведение» (учебно-методическое пособие)
Психология
Автор: Лебедева Сауле Тлектесовна   
19.03.2024 06:42

«Трудное поведение» (учебно-методическое пособие)«Трудное поведение» (учебно-методическое пособие)

Причины. Действия педагога с некоторыми категориями детей.

Выполнила педагог-психолог «ЦССВ № 10»: Лебедева Сауле Тлектесовна

Цель: расширение знаний о причинах и признаках трудного поведения, а также инструменты реагирования на трудное поведение некоторых категорий детей

Задачи:

  • раскрыть понятие трудное поведение, его причины и мотивы
  • раскрыть какие принципы помогают снизить вероятность возникновения трудного поведения;
  • расширить понимание как педагогу реагировать на разные виды трудного поведения;

Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение. 

 

Скачать презентацию

Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

3 общие основные причины

  • генетика
  • особенности внутриутробного развития
  • Окружение которое оказывает воздействие на ребенка в период развития, становления
  • Основные мотивы нарушения поведения детей
  • Борьба за внимание
  • Борьба против чрезмерной родительской власти и опеки
  • Желание отомстить
  • Потеря веры в собственный успех

Травля (буллинг) — это систематическое и целенаправленное эмоциональное и/или физическое агрессивное поведение группы или человека при поддержке группы по отношению к другому человеку. Травля возникает при условии неравенства сил агрессора и жертвы. Это значит, что ребенок, который стал жертвой, не может справиться с этой ситуацией самостоятельно.

Существует несколько видов травли:

1. Прямая: человека пинают, толкают, бьют, отбирают и/или портят личные вещи, обзывают, дразнят. 2. Косвенная: распространение слухов и сплетен, бойкотирование и игнорирование.

3. Кибербуллинг: травля с использованием электронных ресурсов и социальных сетей.

Травля — не проблема конкретных людей. Травля — это всегда проблема группы.

Ответственность и задача взрослого — научить детей взаимодействовать друг с другом на равных, а не на основе позиции власти и подчинения.

Буллинг. Инструкция

  1. Не ждите, что само пройдет.
  2. Признайте проблему и возьмите ответственность за ее решение.
  3. Назовите явление группе.
  4. Дайте однозначную оценку происходящему..
  5. При обсуждении не переходите на критику конкретных участников и их личных особенностей.
  6. Удерживайте фокус группы на том, что это общая проблема и ее решение важно для создания пространства, где каждый сможет чувствовать себя в безопасности и уважительно относиться к другим.
  7. Сформулируйте правила группы.
  8. Следуйте правилам, постоянно возвращайтесь с группой к ним, вспоминайте, следите за соблюдением.
  9. Сообщите родителям агрессора и пострадавшего о проблеме и расскажите, что вы делаете для её решения.
  10. Будьте готовы, что ситуация травли не прекратится сразу.
  11. Отслеживайте позитивные изменения и демонстрируйте их детям.
  12. Обращайтесь за помощью и поддержкой к тем, кто сможет вам ее оказать: коллегам или сторонним организациям, которые могут проконсультировать.

Ябедничество — это обращение ребенка ко взрослому за помощью в ситуации несоблюдения правил или несправедливости. Поэтому мы не считаем ябедничество трудным поведением.

Спокойно выслушайте ребенка.

Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами тем, что его тревожит.

Постарайтесь выяснить, почему он обращает внимание на эту ситуацию (необходимо ли ему сочувствие, поддержка или восстановление справедливости?).

Если ребенок нуждается в поддержке — выслушайте его, назовите чувства, которые он испытывает.

Ребенок может обращать ваше внимание на несоблюдение правил — взрослый является гарантом их соблюдения. Вам необходимо понять, действительно ли они нарушены, и вернуть ребенку уверенность в том, что правила работают для всех.

Если ребенок не знает как поступить в какой-либо ситуации — совместно с ним придумайте алгоритм действий.

Некоторые дети могут часто обращаться к вам для решения проблем. Помните, что нет задачи все сделать и решить за ребенка. Важно выслушать, поддержать и помочь придумать алгоритм, которому можно следовать. Предложите действовать по нему самостоятельно.

Вербальная и/или физическая агрессия — это основанное на выражении сильных эмоций поведение, которое причиняет боль другому человеку или наносит ущерб его/ее вещам и вызывает психологический дискомфорт (напряженность, переживания, страх, беспомощность). Поэтому у учителя нет задачи запретить ребенку выражать злость. Злость — это нормально. Основная цель взрослого — помочь ребенку освоить приемлемые способы выражения эмоций.

Вербальная и/или физическая агрессия инструкция

  1. Остановите ребенка, который проявляет агрессию.
  2. Сохраняйте спокойствие.
  3. Поддержите жертву.
  4. Если конфликт произошел во время урока, снимите напряжение, которое, возможно, возникло в классе.
  5. Дайте агрессору время, чтобы немного успокоиться и прийти в себя.
  6. Предложите варианты действий, которые могут помочь ребенку прийти в себя во время сильных переживаний.
  7. Предложите вернуться к участию в занятии, когда он или она будет к этому готов/а.
  8. Создайте пространство, где ребенок сможет отслеживать свой прогресс.
  9. Поддерживайте ребенка.
  10. Будьте внимательны к ситуациям, которые происходят вне вашего контроля.
  11. Обозначить правила в классе и последствия за их несоблюдение, проявление вербальной агрессии. Подробнее примеры правил «можно» и «нельзя» и последствий можно найти в разделе «Основные принципы работы».
  12. Последовательно применять последствия в случае повторения ситуации.
  13. Пригласить агрессора к совместному решению проблемы при повторении ситуации. Важно учить по-другому выражать злость, поощрять конструктивное проявление гнева. 

СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка, которые влияют на его возможность концентрироваться, планировать и контролировать себя.

Невнимательность

Гиперактивность

Импульсивность

Невнимательность включает в себя все аспекты, связанные с управлением вниманием. Это когда ребенок:

Легко и быстро отвлекается, особенно внешним факторами.

Не может ни на чем долго концентрироваться.

Не может довести дело до конца.

Все время забывает что-то или теряет вещи.

Гиперактивность означает сложности с контролем собственного тела. В этом случае ученик:

Начинает совершать суетливые движения.

Много говорит и не может дослушать собеседника.

Постоянно пытается находиться в движении, даже когда это не очень приемлемо.

Импульсивность — эта особенность детей с СДВГ хорошо описывается фразой "действую быстрее, чем думаю, потому что не могут ждать". Такой ребенок:

Не может дождаться своей очереди.

Интенсивно выражает свои эмоции.

Вмешивается в разговоры других.

Гиперактивность. инструкция

Минимизируйте отвлекающие факторы

Напишите план урока.

Добавьте физическую активность

Разнообразьте форматы.

Давайте понятные и короткие инструкции.

Обращайте внимание и реагируйте на состояние ребенка

Отмечайте успехи.

Наладьте сотрудничество с родителями.

Упростите домашние задания

Активный отказ — это ситуация, в которой ученик открыто демонстрирует, что не будет выполнять задание. Как это может выражаться? Прямое заявление: “Я не буду/не хочу это делать”. Обесценивание: “Это скучно/неинтересно/фигня вообще какая-то”. Создание себе более интересной активности и вовлечение в нее других одноклассников (соседа по парте, например), что мешает основному учебному процессу.

Трудности, о которых ученик пытается сказать через активный отказ, могут быть очень разные. Например:

  1. У ребенка что-то случилось вне урока.
  2. Ребенку трудно с конкретным предметом/типом заданий.
  3. Ребенку в целом не хватает внимания.

Активный отказ

  1. Признайте, что это нормально. Ученик имеет полное право не хотеть что-то выполнять.
  2. Предложите альтернативу. Начните с вариантов, которые вовлекают ученика, но в меньшей степени: не пиши, но будь готов ответить; не работай в группе, а делай самостоятельно
  3. Поговорите после занятий.

Если ребенок систематически отказывается выполнять задания:

  1. Наблюдайте. Отмечайте, от каких заданий ученик отказывается, как проявляет свое нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
  2. Сформулируйте план действий. Проанализировав свои наблюдения, вы сможете предположить, почему ученик так активно саботирует занятия.
  3. Поговорите с ребенком.
  4. Отмечайте позитивные изменения и говорите о них ребенку.

Пассивный отказ может проявляться так: например, ученик: Молчит и ничего не делает. Говорит, что сделает задание, но в итоге не делает. Не вовлекается в активности на уроке, не тянет руку, хотя, скорее всего, знает ответ, выходит в туалет, когда нужно выполнять задание. Готовится к уроку (и учитель об этом знает), но никогда не отвечает.

Но причин пассивного отказа на самом деле значительно больше, и они в какой-то степени пересекаются с причинами активного отказа:

  1. У ребенка что-то происходит вне школы. Проблемы дома, сложные отношения с родителями, ссора с друзьями.
  2. Ребенок плохо себя чувствует. Физически или эмоционально. Из-за этого у него нет сил и желания что-либо делать.
  3. У ребенка был опыт неуспеха, в результате которого сформировалась мотивация на избегание неудач. Например, он уже однажды решал задачу у доски, но сделал ошибку, и весь класс начал над ним смеяться. Это очень неприятная и обидная ситуация, от которой хочется защититься в будущем. Самый просто способ — не участвовать и молчать.

Пассивный отказ

Инструкция:

  1. Проанализируйте поведение всех детей на уроке
  2. Замечайте.
  3. Создавайте опыт успешности.
  4. Позволяйте ошибаться.
  5. Чаще вовлекайте..
  6. Курируйте участие.
  7. Если вы предполагаете, что причины пассивного отказа в каких-то личных трудностях, проблемах у ребёнка дома/в отношениях, дайте ребенку понять, что к вам можно обратиться за помощью.

Мотивация — это движущая сила, которая заставляет нас что-то делать или чего-то не делать. Американский психолог Джон Аткинсон предложил различать два вида мотивации: мотивацию достичь успеха и мотивацию избежать неудачи.

  1. У учеников, которые стремятся достичь успеха, важно поддерживать интерес. Для это нужно предлагать ребенку сложные задачи и вызовы и постоянно проговаривать, зачем мы делаем то, что делаем.
  2. Четко обозначайте цель занятия и упражнений.
  3. Ставя цель, делайте акцент на том, что нет задачи сделать всё безошибочно или лучше, чем сосед. Важно, что в конце урока каждый уйдёт с новым опытом, и он не обязательно касается учебных результатов.
  4. Транслируйте установку, что на ваших уроках можно ошибаться (причём всем, даже учителю). Вы сможете обращаться к этому правилу, когда “успешные” ученики осуждают менее успешных одноклассников или когда ошибаетесь сами, что тоже иногда случается даже с учителями.

 

Мотивация на избегание неудачи Главное для человека с такой мотивацией — не совершить ошибку. Он заранее уверен, что у него ничего не получится, поэтому лучше оставить чистый лист, чем написать и зачеркнуть, лучше промолчать, чем сказать глупость, лучше не пытаться выполнить задание, чем попробовать и не справиться. с таким типом мотивации нет связи между усилиями и результатом. Они верят, что успех зависит от чего угодно (настроения учителя, сложности задания, способностей), но не от их действий.

Как работать с детьми, избегающими неудач?

  1. Важно последовательно показывать связь между усилием и результатом, чтобы они видели: успех — это не про талант или удачу, а про то, что ты стараешься и у тебя получается. В этом поможет похвала (и за усилие, и за любые успехи). Подробнее про это мы еще поговорим в следующем уроке.
  2. Ставьте достижимые цели и разбивайте их достижение на маленькие этапы. Это поможет снизить страх перед большой задачей, к которой неизвестно как подступиться, и начать действовать.
  3. Легализуйте ошибки, разную скорость выполнения заданий. Дети привыкли к тому, что ошибки — это плохо, взрослые хвалят тех, кто всё делает быстро и качественно, а “глупые” вопросы лучше не задавать. Эти установки мешают ученикам, которые больше всего на свете боятся ошибиться и быть неуспешными.
  4. Устраивайте рефлексию в конце занятия. Например, попросите учеников зафиксировать на стикерах ответы на два вопроса: что запомнилось на сегодняшнем уроке? и что удалось? Важно настаивать на том, чтобы ответы были конкретными, не “всё” или “ничего”, а одно действие.

Задание 1 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

1/ Ребёнок просит разрешения выйти в туалет через 5 минут после начала урока и не возвращается, пока не закончится проверка домашнего задания

-Бей

-Беги

-замри

Задание 1 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

2. Ребёнок систематически прогуливает уроки одного и того же учителя

-Бей

-Беги

-замри

Задание 3 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

3. Учитель задаёт вопрос, а ребёнок молчит

-Бей

-Беги

-замри

Задание 4 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

4. . Ребёнок хамит учителю, прямо заявляет, что не будет выполнять задание

-Бей

-Беги

-замри

Задание 5 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

5. Ребёнок говорит, что ему всё понятно, но допускает ошибки, которые явно говорят, что это не так

-Бей

-Беги

-замри

Задание 6 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

6. Ребёнок отказывается признать, что списал работу у одноклассника

-Бей

-Беги

-замри

Задание 7 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

На разные расспросы учителя ребенок отвечает одним и тем же словом, глядя как будто “сквозь” вас

-Бей

-Беги

-замри

Задание 8 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

8. Ребёнок регулярно сильно опаздывает или находит предлоги, чтобы уйти с урока пораньше

-Бей

-Беги

-замри

Задание 9 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях?

9. Ребёнок много оправдывается, если учитель спрашивает его о причинах невыполнения задания

-Бей

-Беги

-замри

Задание 10 Выберите формулировку, подходящую для обратной связи родителям ученицы.

В этой четверти у нас был концерт на 14 февраля и выставка плакатов к неделе химии в школе. Марина не участвовала в этих проектах, кажется, ей пока комфортнее работать в одиночку. Предложу ей провести урок на неделе самоуправления для младших классов — может быть, ей понравится эта идея

Марина постоянно отказывается участвовать в школьных активностях. Как странно, она же такая активная девочка — она же умеет и петь, и рисовать!

Задание 11

Учитель предлагает два варианта домашнего задания: решить задачу или составить свою собственную по теме урока. Соотнесите ответы детей на предложение учителя с типом мотивации, которая ими движет.

"О! Составлять задачи я ещё не пробовал! Интересно!"

  • ..

"Попробую хотя бы решить, чтобы засчитали домашнее задание"

  • ..

Задание 12

Выберите для каждого типа поведения ребенка вариант ответа на вопрос: какая мотивация движет ребенком во время групповой работы?

Берёт на себя роль лидера, принимает решения, вызывается презентовать работу

  • ..

Отмалчивается, выбирает роль, не связанную с принятием решений, или не участвует в обсуждении, или обесценивает задание (“глупое задание, не хочу в этом участвовать”)

  • ..

Задание 13

Какие действия я могу делегировать ребёнку?

Следить за соблюдением расписания (“хранитель времени”)

Напоминать об оставленных вещах

Придумывать способ приветствия или разминку

Раздавать материалы для занятия

Напоминать о предстоящих днях рождения

Принимать решение о последствиях нарушения правил класса

Решать, какую оценку поставить однокласснику

Придумывать, чем заняться на уроке

Проверять работы одноклассников

Вывод

При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;

помнить, что ребенок имеет право на ошибку;

ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;

использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток;

учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;

учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;

нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год