Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологическое здоровьесбережение педагогического коллектива
Психология
Автор: Шовадаева Мария Ивановна Балашова Ирина Владимировна Качелкинене Лариса Александровна   
24.05.2023 19:30

Психологическое здоровьесбережение педагогического коллективаПсихологическое здоровьесбережение педагогического коллектива

  • Шовадаева Мария Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 37 г. Воркуты.
  • Балашова Ирина Владимировна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 37 г. Воркуты.
  • Качелкинене Лариса Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 37 г. Воркуты.

Педагогический коллектив — достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты работы.

Для любого руководителя образовательной организации проблема слаженной, четкой работы коллектива является актуальной. Командная работа более эффективна, так как способна решать разнообразные задачи, путём объединения опыта и знаний её участников. Отношения сплоченного коллектива – это один из видов мотивации педагогов.

 

Именно поэтому одна из важнейших задач современного руководителя – сформировать дружный коллектив, который и будет выступать неотъемлемой составляющей успешного образовательного процесса. Это творческая, слаженная, цельная, высокопрофессиональная команда, объединенная общей миссией — обучением и воспитанием детей.

В ходе работы неизбежно возникают проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач руководителю необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики.

Выбор правильного варианта действия требует от руководителя не только знаний, мудрости и педагогического такта, но и применение различных стилей управления. Ни один из стилей не может быть признан ни плохим, ни хорошим вне учета конкретных условий. Переход к ситуативному управлению дошкольным образовательным учреждением означает грамотное использование всех стилей в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств.

От стиля руководства, совокупности неформализованных приемов и методов влияния руководителя на подчиненных и коллектив в целом зависит объединение коллектива для достижения общей цели.

Источником этической подготовки коллектива служат материалы из жизни самого дошкольного учреждения, где существуют выработанные кодексы профессиональной этики, в которых формулируются основные принципы отношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и в общении с самыми различными лицами и коллективами: коллегам, администрацией, воспитанниками и их родителям, а также с социальным окружением.

Очевидно, что сплочение педагогического коллектива нельзя осуществлять на одних идеях: оно реализуется, прежде всего, в деятельности профессионально-педагогической, общественной, общении.

В рамках организационной и методической работы в нашем коллективе это:

  • работа творческих и исследовательских групп, выполняющих определенные задачи
  • мастер-классы, практикумы, взаимопосещения при организации образовательной деятельности с целью обмена опытом;
  • включение в методическую деятельность парных игр и упражнений, работы в творческих подгруппах, использования приемов «работы в цепочке», задания и игры коллективного характера;
  • деловые игры, презентации педагогического опыта с целью поддержки авторства и творчества;
  • сопровождение аттестационных испытаний от момента подачи заявления до завершения процедуры;
  • дискуссии и «круглые столы» по обмену идеями. Решению вопросов укрепления психофизического здоровья посвящены темы «Здоровый педагог — успешный педагог!», в рамках которых, педагоги овладевают техниками укрепления здоровья, приемами психологической разгрузки различными видами стимулирующих гимнастик, делятся опытом личных моделей здоровья
  • коллегиальность в принятии педагогических решений;
  • участие коллектива учреждения в конкурсах различного уровня;

Устойчивый и сплоченный коллектив базируется на традициях. Традиции есть и у нас:

  • На протяжении нескольких лет в нашем учреждении функционирует творческая мастерская "Живопись шерстью", где каждый может воплотить свои фантазии и проявить творчество в теплой дружеской обстановке.
  • Популярностью пользуются встречи в гостиной "В кругу друзей", для решения актуальных вопросов за чашечкой чая.
  • Традиционной частью профессиональной жизни нашего коллектива является организация тренингов и семинаров — практикумов педагогами-психологами (например: «Способы единения с коллективом», «Семь советов как почувствовать себя в «своей тарелке» и др.).

Многие педагоги сначала воспринимали тренинги как хорошую возможность отдохнуть от работы. Однако, со временем все поняли, что тренинг — тоже своего рода работа.

  • Как показывает наша практика, большую роль в сплочении коллектива играют совместные культурные и спортивные мероприятия и досуг:
  • это тематические встречи с выездом на базы отдыха;
  • участие в муниципальных проектах "День здоровья", "День физкультурника";
  • ежеквартальное проведение совместного выходного "Выходной здоровья";
  • объединяет сотрудников совместная подготовка и сдача нормативов ГТО, а так же поддержка всего коллектива во время сдачи нормативов;
  • ну и конечно без внимания не остаются наши праздники и юбилеи. Детский сад — это наш второй дом, а коллектив – это дружная семья. И как в любой семье случаются юбилеи, так и в нашем коллективе отмечаются праздники и значимые даты.

Товарищеские контакты во время работы и по ее окончанию, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат, что очень важно для полноценного выполнения сотрудником своих непосредственных профессиональных задач.

Уважительные, доверительные взаимоотношения внутри коллектива, ощущение принадлежности и единения с коллективом зависит и от корпоративной культуры, которая включает в себя:

  • наличие символики у учреждения (у нас это росинка на четырехлистнике);
  • единое украшение фасадов всех трёх зданий к праздникам и памятным датам, единое оформление холлов, тематических стендов и вывесок на кабинетах во всех корпусах;
  • наличие формы одежды в едином стиле у обслуживающего персонала;
  • наше учреждение состоит из трех корпусов, территориально удаленных друг от друга, с целью непрерывного общения и взаимодействия созданы различного рода коммуникации (группы в мессенджерах "Педсовет" -для педагогов, "Детский сад" — для всего коллектива и группа "Дежурные администраторы" — для оперативного решения вопросов).

«У нас есть, чем гордиться и, есть, к чему стремиться» – это девиз нашего коллектива.

Жизнь – это движение к цели. Чтобы дойти до цели, нужно, прежде всего, идти вперед, а не стоять на месте. Сегодня одна из актуальных задач в сфере образования – профилактика профессионального застоя, снижающего эффективность педагогической деятельности. Ее решение требует инновационного подхода к работе. Мы стараемся организовать работу таким образом, чтобы развить профессиональную мобильность педагогов, раскрыть возможности для самореализации каждого из них.

В коллективе создаются такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег.

Особо следует подчеркнуть необходимость терпимого и терпеливого отношения современного демократического руководителя к молодым сотрудникам. Действительно, молодые специалисты еще многого не умеют, но являются инициативными и творческими.

Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. Мы стараемся, чтобы пара «наставник и наставляемый» определялась не формально, не сверху, а так, чтобы люди пригляделись друг к другу, чтобы молодой специалист сам искал своего наставника, а наставник сам присматривал себе подшефного молодого коллегу.

Не забываем мы и о вчерашних достижениях педагогов с большим стажем работы, создавая тем самым благоприятные психологические условия для восприятия нового и возмож-ной перестройки.

Среди морально-психологических условий, определяющих скорейшее становление коллектива сада, решающим остается личный пример руководителя.

Мы считаем, что в нашем ДОУ работают активные, творческие и инициативные люди.

Именно поэтому в нашем учреждении 2 раза в год проходит «Ярмарка тщеславия», которая отражает стремление научить позиционировать себя, как яркую личность, формировать профессионально-педагогическую гордость, ценностное отношение к себе как к профессионалу. В этот день мы отмечаем заслуги каждого сотрудника за прошедший период, отражаем его значимый труд в общее дело. Выдвижение кандидатуры к награде и награждение происходит публично при поддержке коллектива. Этот факт побуждает сотрудников детского сада к качественной, ответственной работе.

Сложившаяся система управленческих подходов, традиций и психологического сопровождения в нашем коллективе работает на его стабильность и устойчивость.

Работу детского сада можно сравнить с часовым механизмом, в котором должна быть отлажена качественная непрерывная работа всех его звеньев. Детский сад — это не только педагоги, но и «Бойцы невидимого фронта» — медсестра, заведующий хозяйством, сотрудники пищеблока, машинист по стирке белья, младшие воспитатели, различные специалисты. Все они помогают обеспечить качественную работу всего дошкольного учреждения. Работая одной дружной командой мы выполняем задачи, которые слишком сложны или трудоемки для одного человека.

Дружный коллектив помогает друг другу реализоваться, как в профессии, так и как члену социума, ведь одной из насущных потребностей человека является его желание принадлежать к какой-либо общности людей, группе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (341) выйдет
24 июля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год
Скачать Номер 19 (335) за 2024 год
Скачать Номер 18 (334) за 2024 год
Скачать Номер 17 (333) за 2024 год
Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год