Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Тренинг по сказкотерапии для педагогов Тема: «Добро пожаловать в сказку!»
Психология
Автор: Елагина Наталья Евгеньевна   
23.01.2020 16:58

Тренинг по сказкотерапии для педагогов Тема: «Добро пожаловать в сказку!»Тренинг по сказкотерапии для педагогов Тема: «Добро пожаловать в сказку!»

Цель: Поиск внутреннего ресурса

Ход.

Этапы работы.

I Этап — вводно-подготовительный.

1. Знакомство. Озвучивание названия тренинга. Определение личного запроса, мотивации. Обозначение целей, раскрытие темы. Принятие правил группы и определение принципов.

 

Процедура: «Здравствуйте, так как мы все уже знакомы, процедуру знакомства мы опускаем. Но я предлагаю вам определиться с формулировкой вашего имени на данном мероприятии, как бы каждый из вас хотел, чтобы его сейчас называли. Предлагаю назвать свое имя и свой запрос: с чем пришли, зачем пришли, что привело вас сюда? И пару слов о вашей информированности в области сказкотерапии. Я буду записывать за каждым его пожелания, а ключевые слова и фразы, если вы не против я предлагаю записать для всех на планшете.

В каждой группе существуют свои правила поведения. Сейчас я вам зачитаю обычный список правил поведения на тренинге. Вы можете его дополнить или изменить по вашему усмотрению, и в конечном варианте мы его должны принять все вместе:

«Конфиденциальность. Я-высказывания. Безоценочность. Здесь и сейчас. Правило «Stop». Честность высказываний. Отключенные телефоны. Забота о себе и т. д.»

Концептуальное введение:

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно. Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии.

Мы в нашем случае будем использовать сказкотерапию, как психотерапию и как инструмент развития. В детстве в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому сказки используют в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач. Ведущий создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, решая задачи сказочных героев), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Основными принципами сказкотерапии являются: [4, 6]

  1. Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
  2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
  3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Исходя из принципов сказкотерапии, можно сформулировать основную цель и задачи тренинга:

Цель: Поиск внутреннего ресурса через

Задачи:

1. Понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.

2. Наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое.

3. Проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Размер группы: около 8 -10 человек.

II Этап – разогрев.

Упражнение 1: «Сказочный круг»

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Цель: Погружение участников в атмосферу сказки.

Актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений.

Пробуждение архетипических ресурсов

Процедура: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый пусть назовет своего любимого персонажа и скажет пару слов о нем. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу.»

Вопросы для обсуждения:

Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?

Чем привлек вас этот именно герой?

Чем он вам близок?

А о чем вообще по вашему мнению сказка?

Какова на ваш взгляд его роль в этой сказке?

Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору), называли другие участники?

Как вам было после этого?

Чем ваши герои различаются или что у них общего?

Удивили ли вас противоположные представления об одном и том же персонаже?

Это упражнение вызвало затруднение, у некоторых ступор. Кто – то затруднялся с названием сказки, вспоминая фильм из детства. Кто – то не мог вспомнить своего любимого героя, пришлось придумывать на ходу. А кто-то не мог ничего сказать о герое, почему именно он. Воспоминания большинства были связаны с фильмами — сказками.

III Этап – Основная деятельность:

Упражнение 2: «Сказка» [2, cтр302]

Цель: Помощь в разностороннем понимании участниками сказочных ситуаций и персонажей.

Тренировка навыков совместных действий при постановке сказки.

Выявлений своих поведенческих шаблонов.

Материалы: спокойная инструментальная музыка; атрибуты сказочных персонажей (в качестве атрибутов могут быть использованы любые аксессуары, помогающие участникам глубже войти в роль своего персонажа. Их можно изготовить самостоятельно из любых подручных материалов, либо задействовать уже готовые предметы обихода: бусы, косынки, шляпы, банты и т.д.)

Данное упражнение состоит из 4х частей:

Часть 1. «Постановка сказки»

Процедура: Участникам объявляется сказка Ш. Перро «Золушка». С этой сказкой предстоит дальнейшая работа.

Сначала необходимо выбрать своего героя. Предлагаются узкие листочки белой бумаги, имя героя написано с обратной стороны мелким шрифтом. На половине листочков написано: «Придумай сам». Участники об этом не знают.

Уже на этом стали проявляться определенные особенности поведения некоторых участников. Во – первых, «Золушка» оказалась любимой сказкой одного из участников. Этот участник был очень довольный. Другой вытащил героя, с которым не согласился, хотел обязательно поменять его на главного, а ему достался второстепенный. Недовольство сохранялось долго. Следующий участник воспринял свою роль спокойно, неожиданно вспомнив о том, что ему этого давно хотелось. Остальные выбирали себе роли сами из оставшихся.

Я предложила выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению, или написать собственную сказку и подготовить маленький драматический спектакль, с помощью предложенных атрибутов. Участники приняли решение написать свою сказку. По истечении определенного времени команда представила подготовленный спектакль. Сюжет сказки по большому счету не изменился, только появились некоторые детали из современного мира.

Часть 2. «Углубленный анализ из ролей»

Процедура: Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано оное. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора.

Вопросы для обсуждения:

Что вас заставило сделать это?

Как вы относитесь к своему жениху? Не могли бы вы описать его характер?

Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?

Чем в себе вы гордитесь?

Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?

Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека (героя), скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир

Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.

Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.

Часть 3. «Деролинг»

Процедура: Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого каждому исполнителю требуется произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

Обратная связь «От себя» [1, с.170]

Самоанализ опыта, полученного участниками в ходе выполнения упражнения.

Возможность изменения жизненного сценария, путем его переписывания.

Процедура: Ведущий просит каждого из участников рассказать о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.

Вопросы для обсуждения:

Как чувствовали себя участники в той или иной роли?

Какие персонажи показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?

Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?

Что удивило в мнениях участников группы?

Что было неожиданным?

Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается участниками как идеал, достойный подражания?

Как часто вы в жизни поступаете как ваш персонаж?

Предоставить каждому возможность придумать новый сценарий для своего персонажа (если хватит времени, у нас не хватило).

Часть 4. «Рисунок»

После обратной связи участникам предлагается нарисовать на бумаге свое внутреннее состояние, которое они испытывают в данный момент (заякорить его) или то, что просто приходит в голову, не задумываясь, используя краски, карандаши, и фломастеры.

Упражнение 3: «Образ сказочного героя.»

Применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя. Развитие креативности. Пробуждение архетипических ресурсов. Формирование умений расслабляться и снимать напряжение

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи; листы формата А4, краски, кисточки и стакан с водой.

Время: 30мин

Процедура: «Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Закройте глаза. Итак, приготовились... Сейчас вы окажетесь в волшебной Сказочной Стране. Эта страна населена самыми разнообразными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной Стране. Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей... Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный персонаж... Не пытайтесь вызвать его сознательно... Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент... Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда остальные персонажи исчезнут... (Пауза.) Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на все детали его внешнего облика. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? В какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка? Будьте пожалуйста уважительны, поприветствуйте его. Ведь он не просто так пришел к вам именно сегодня, именно сейчас, именно в данный момент... Попробуйте вступить с ним в диалог, расскажите ему о себе и если это возможно, спросите о цели его визита. Быть может в его словах вы услышите ответ на давно интересующий вас вопрос, или это будут просто слова, которые давно ждали, которые нужны вам прямо сейчас и не важно, что это: слова любви или ненависти, радости или грусти... Отнеситесь к ним с большим вниманием и уважением. Ведь в реальной жизни, той, которой вы живете за стенами этой комнаты, возможно, и не нашлось человека, который бы мог вам сказать эти слова, как бы сильно вы этого не желали или наоборот не нашлось того, кто бы осмелился вам это сказать... Побудьте с ним, может быть просто помолчите рядом. Поверьте, даже это молчание, оно дорого стоит... У вашего героя есть подарок, который он хочет подарить только вам одной, именно вам и никому больше. Примите его, пожалуйста, с благодарностью... Время вашего путешествия подходит к концу... Вам пора возвращаться... Еще раз поблагодарите вашего собеседника за встречу и попрощайтесь с ним. Теперь вы точно знаете где и как его найти, и если возникнет желание или потребность, вы всегда сможете мысленно к нему обратиться. Я предлагаю вам постепенно не торопясь, в том темпе, который вам необходим вернуться сюда, в эту комнату. Вас здесь ждут листы белой бумаги и краски. НЕ говоря ни слова, сохраняя полное молчание, дайте полную свободу своей руке. Пусть она рисует то, что захочет. После того, как вы закончите прошу вас вернуться в круг и поделиться своим впечатлением, с кем или с чем вам удалось встретиться».

Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в

Процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, и у нас это тоже произошло, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился другой. Этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это лишь приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируется тревога, волнение или равнодушие.

IV Этап. Рефлексия.

Процедура: Что получили от данного тренинга?

Какое чувство прямо сейчас?

Удалось ли узнать, что — нибудь нового для себя?

Удалось ли почерпнуть что-нибудь полезного?

С чем уходите?

Общее эмоциональное состояние стабилизировалось. У кого – то ушла тревога, страх необъяснимый, который был оказывается вначале. Царило всеобщее спокойствие. Было заметно, что люди устали, но никто про это не сказал. Мной было предложено дальнейшее индивидуальное о провождение. Внешне все уходили спокойные.

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / Вачков И.В. – М: Пресс, 1999. – 176 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2003. – 400 с.
  4. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Д.Б. Кудзилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2003. – 146 с.
  5. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки / Пропп В.Я. – М.: Лабиринт, 1998. – 108 с.
  6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Соколов Д.Ю. – М.: Эксмо-пресс, 2001, – 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 12 (133) выйдет
5 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год