Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
Психология
Автор: Сысоева Зинаида Викторовна   
15.10.2017 04:51

Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьиЭмоциональное развитие ребенка в условиях семьи

Среди глобальных проблем человечества наиболее остро заявляющих о себе в новом XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Постоянно сменяющиеся переживания, эмоции — без них невозможно представить жизнь детей. Психологи относят эмоциональность ребенка к природно заданной возрастной ценности.

Дети очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является прочным и принимает характер установки. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, общения сверстников. Все большее образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, радоваться другим.

 

Успешность эмоционального развития детей, тонкость и выразительность аффективного самовыражения, отношения к окружающему миру зависят не только от целенаправленной работы педагогов, психологов, но и семьи. Вместе с тем, как показывает опыт научного исследования данного вопроса, далеко не всегда эмоциональная жизнь ребенка находится в поле зрения родителей и рассматривается в качестве объекта постоянной заботы и внимания. Детские радости, печали, обиды и другие эмоциональные проявления обычно не относятся к серьезным и важным переживаниям. Родители с позиции своего возраста и опыта измеряют их собственной мерой и масштабами, относя к неглавным моментам в жизни ребенка, а порой к типичным проявлениям капризов, упрямства, детской наивности и непосредственности. Эти ошибочные, представления могут обернуться необратимыми последствиями, которые на более поздних этапах жизненного пути ребенка негативно проявятся в суждениях, поведении, поступках, его отношении к миру в целом.

Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное, всегда очень велико и значимо. И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидетелем гнева, резкого проявления недовольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его действий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере выразительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоционального самовыражения в дальнейшем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне недопустимы.

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, а затем и начальной школы не снимает с родителей многих задач, связанных с его эмоциональным развитием. Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой или климатом семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Если в семье ребёнка царит доброжелательность, любовь это срабатывает как положительный фактор. А если же наоборот, постоянные конфликты, отчуждения, в такой обстановке дети вырастают с психическими расстройствами и личностными внутренними проблемами.

Ситуации, которые наиболее болезненно влияют на ребёнка:

  • когда ребёнок в семье является средством разрешения конфликтов между родителями;
  • когда в окружении ребёнка нет близкого человека, способного понять его переживания;
  • когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;
  • когда родители заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;

Чтобы избежать таких ситуаций, прежде всего, между родителями и детьми должны быть налажены искренние доверительные отношения. Эмоциональные откровения ребенка, желание выразить свои переживания, сокровенные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых.

Нужно всегда помнить, что мир взрослых и мир детей — две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что для родителей кажется несущественным, необязательным, для ребенка наполнено глубоким смыслом. Обычные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные. Дети склонны к пристрастному отражению действительности, созданию образов, преувеличивающих особенности предметов, настойчиво требуют справедливого разрешения конфликтных ситуаций. Практическому воплощению этого способствуют совместные обсуждения «злободневных» для дошкольников и младших школьников проблем, сопереживание их неудачам, оптимистический настрой на преодоление трудностей, искренняя поддержка его успехов и даже маленьких достижений, самообладание в случаях, когда требуется принять срочные меры.

Важно систематически организовывать эмоционально-насыщенное общение в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями: сюрпризов, проведения дня рождения, других семейных праздников и досугов. Систематически посещайте музеи, театры, цирковые представления.

Целенаправленное влияние на эмоциональную сферу создаст благоприятную основу для воспитания ребенка с продуктивным решением задач возраста: развитие образного мировосприятия, постижения окружающего через переживание, обогащение эмоционально-ценностного отношения детей к миру.

Чтобы ребёнку было комфортно, чтобы он был благополучен и состоялся как человек в жизни и обществе нужно употреблять такие выражения:

  • Ты самый любимый!
  • Какое счастье, что ты у нас есть!

Каждое ваше слово, интонация, дают ребёнку уверенность, повышая его самооценку словами:

  • Я радуюсь твоим успехам,
  • Как красиво у тебя получилось!.

В условиях эмоционального благополучия, в условиях взаимной любви, нежности и уважения к близким, пожилым людям, к родителям, формирует ребёнка как психологически здоровую личность.

Когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, внимательны, при этом ребёнок испытывает эмоциональное благополучие-чувство уверенности, защищённости. В таких условиях ребёнок развивается жизнерадостный, активный, физически и психически уравновешенный человек.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год