Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
Психология
Автор: Бондарева Александра Федоровна   
28.09.2017 00:54

Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генезаДиагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза

На что обратить внимание при диагностике

  • Поведение
  • Отношение к обследованию
  • Установление контакта
  • Нацеленность на восприятие предлагаемого материала
  • Особенности внимания
  • Особенности памяти
  • Особенности речи

Нарушения при ЗПР психогенного генеза

 

Скачать конспект

Нарушения эмоционально-волевой сферы

Снижение работоспособности

Несформированность произвольной регуляции поведения

Трудности в овладении навыками самообслуживания

Трудности в овладении трудовыми и учебными навыками

Нарушения во взаимоотношениях с окружающим миром:

  • не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми
  • неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке
  • неумение следовать правилам поведения в социуме

Что диагностировать

В связи с нарушениями при ЗПР психогенного характера, необходимо провести диагностику:

  • Эмоционально-волевой сферы
  • Детско-родительских отношений
  • Индивидуальных особенностей ребёнка

А также провести наблюдение за поведением ребёнка на занятиях, в игровой деятельности, использованием трудовых навыков, навыков самообслуживания, общением с детьми и взрослыми.

Диагностика эмоционально-волевой сферы

«Тест тревожности» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен. Цель: исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Методика «Паровозик» С.В. Велиевой. Цель: определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей изображенных на картинках. Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Цель: Изучить то, насколько дети понимают и осознают эмоциональные состояния других людей и свое собственное, каким образом они выражают свои эмоции.

Сказка «Новость». Цель: выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

Диагностика эмоционально-волевой сферы

Сказка «Страх». Цель: диагностика страхов ребенка

Опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко «Уровень тревожности»

Методика диагностики детских страхов (Захаров)

«Тест Лесенка» В.Г. Щур. Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. 

Диагностика детско-родительских отношений

“Тест-опросник родительского отношения”, А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО.

Графический тест “Рисунок семьи”, Шапарь В.Б.

Методика “Семья в будущем”, Г.Я. Кудрина. Цель: выявление тенденций к изменению существующих в семье отношений.

Проективная методика «Три дерева», Э.Клессман. Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Родительское сочинение “Портрет моего ребенка”, Столин В.В., Тащевой А.И. Цель: Изучение характера детско-родительских отношений.

Методика “Типовое семейное состояние”, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. Цель: выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье.

Диагностика детско-родительских отношений

Тест “Сказка”, Л. Дюсс. Цель: выяснить, не возникнут ли спонтанно эмоции, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время существуют в нем.

Интервью “Волшебный мир”, Л. Д. Столяренко. Цель: изучение потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка.

Тест “Кактус”, М. А. Панфилова. Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Тест “Несуществующее животное”, М.3. Друкаревич.

Проективный тест “Человек под дождем”, Е. Романовой и Т. Сытько.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борякова Н.Ю. Ранняя «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие Москва, издательство «Гном-Пресс», 2002.
  2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Речь.
  3. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития в дошкольном возрасте». Москва, издательский центр кадемия.
  4. Сакович Н.А. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии. Минск 2003.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А."Практикум по детской психологии". — М.: ВЛАДОС, 1995.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год