Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
6 этапов обучения эмоциональной грамотности
Психология
Автор: Лободенко Наталья Леонидовна   
20.05.2017 19:29

6 этапов обучения эмоциональной грамотности6 этапов обучения эмоциональной грамотности

Эмоции это важнейший аспект человеческой природы. Любые эмоции могут быть как полезными — позитивными и укреплять нашу личность, так и деструктивными — лишающими нас сил. Если вы можете осознавать свои телесные ощущения, т.е. умеете переводить свои телесные ощущения в эмоции, распознавать и определять что это за эмоция, называть ее и понимать причину этой эмоции (почувствованного чувства), а также умеете выражать эту эмоцию продуктивно – поздравляю, вы эмоционально грамотный человек! А точнее, это означает, что испытывая эмоции и обладая возможностью определять их характер и интенсивность, вы знаете, чем они вызваны. Эмоциональной грамоте можно и нужно обучаться! Зная и владея всеми тонкостями, вы становитесь искушенными знатоками и дегустаторами фактуры, запаха и послевкусия эмоций, как хороших, так и плохих и ваши рациональные навыки начинают работать согласованно с вашими эмоциональными навыками и производить те изменения, которые вы хотели бы внести в свою жизнь.

 

Способность испытывать эмоции является врожденной, в то же время наши эмоции претерпевают разительные перемены под воздействием жизненного опыта, особенно в детском возрасте, а также в результате установок, которые мы формируем по отношению к окружающим нас эмоциональным проявлениям. Мы можем достигнуть того или иного уровня эмоциональной грамотности в зависимости от следующих факторов: врожденных эмоциональных склонностей, раннего эмоционального опыта, семейного эмоционального климата и эмоциональной культуры, к которой мы принадлежим.

До сих пор ученые спорят по поводу того, сколько именно существует различных эмоций и их точная классификация нуждается в дальнейшем уточнении и разработке. На данный момент существует около десятка первичных эмоций: любовь, гнев, страх, робость, стыд, вина, гордость, печаль, надежда. И их можно разделить на позитивные и негативные. Большинство людей стремятся к первым (позитивным) и избегают вторых (негативных). Если вы одновременно испытываете несколько первичных эмоций, то это может вызвать в вас вторичные эмоциональные оттенки. Любовь может сопровождаться стыдом или гневом, или даже с ненавистью. Ревность является смешением таких эмоций как гнев, страх, стыд, любовь и сексуальное желание, и все это не поддается ни нашему пониманию, ни контролю. Данное смешение порождает непонятные переживания, что приводит к смятению и внутреннему хаосу. Уметь распознавать и определять что это за эмоция, назвать ее

И если мы не распознаем и не поймем причину этих эмоций, то последствия нашей эмоциональной безграмотности многочисленны. С одной стороны, когда эмоции не признаются, а подавляются, на поверхностном социальном уровне преобладают рациональность и логика. Межличностные взаимодействия кажутся «цивилизованными» и «взрослыми». Однако чуть скрытые этим покровом, эмоции продолжают существовать и дают о себе знать. Подавляемые, сдерживаемые эмоции искажают мышление и коммуникацию, порождают хаотическое поведение и могут вызывать физиологические симптомы, например, головную боль, боли в спине или желудке, а также такие хроническое заболевания, как астма, артрит, язвы, колиты и перенапряжение.

Обучиться эмоциональной грамотности можно!

Обучение требует от человека значительно большего, чем простое осознание эмоций. Оно требует действий в социальном контексте. Ориентируясь на эту цель, можно составить алгоритм, позволяющий развить эмоциональную грамотность. (Подробное описание обучения эмоциональной грамотности в книге «Эмоциональная Грамотность. Разум в сердце.» (Emotional Literacy; Intelligence with a Heart)).

  1. На первом этапе обучения честная коммуникация своих чувств требует атмосферы доверия и принятия. Чтобы продвинуться от эмоционального хаоса к интерактивности, необходимо сосредоточиться на том, что вы чувствуете и чего вы хотите.
  2. Обучение получать и раздавать поглаживания важная задача на втором этапе обучения. Позитивные поглаживания необходимое «питание» для всех людей, как взрослых, так и детей.
  3. Очень важно обмениваться эмоциональной информацией, т.е. сообщать людям (без осуждения или обвинений) о тех чувствах, которые они в вас вызывают и адекватно реагировать на то, что ваши действия вызывают определенные чувства в других людях.
  4. Необходимо исследовать мотивы, лежащие в основе человеческих действий, вызывающих у вас страхи и подозрения.
  5. Обучиться извиняться за свои действия и уметь просить прощение ведет к исправлению эмоциональных ошибок.
  6. Предательство является серьезным эмоциональным проступком. Важно раскаяться и попросить извинение.

Предложенные этапы обучения эмоциональной грамотности могут значительно способствовать формированию позитивной среды для выражения эмоций в любом кругу общения. По мере приобретения навыков использования этих техник они станут вашей второй натурой и вы утратите свою прежнюю неловкость в обращении с эмоциями. Эти техники просто станут частью вашей повседневной жизни, подобно чистке зубов, уборке листьев в саду или выгуливанию собаки. Войдя в привычку, они помогут вам вести более упорядоченную жизнь, в которой эмоции признаются и являются неотъемлемой частью повседневного существования. Желаю вам легкого обучения и отличных результатов!

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 9(21) за 2011 год
Скачать Номер 10(22) за 2011 год
Скачать Номер 11(23) за 2011 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год