Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НАПРАВЛЕНИЕ 4К — РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Ячменева Татьяна Евгеньевна   
08.11.2024 09:11

НАПРАВЛЕНИЕ 4К — РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНАПРАВЛЕНИЕ 4К — РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. Е. Ячменева воспитатель Дошкольное отделение 7ГБОУ школа № 2094 г. Москва

Аннотация. В Статье затронута тема развития ключевых навыков будущего, у детей дошкольного возраста. В связи с тем, что прогресс не стоят на месте, мир вокруг меняется стремительно и в этом стремлении, наша задача, как педагогов, помочь детям гармонично и комфортно развиваться.

Ключевые слова: коммуникативность, командная работа, критическое мышление, креативность.

В современном мире, когда технологии и прогресс не стоят на месте, мир вокруг меняется настолько стремительно, что мы, взрослые люди, порой не успеваем освоить сегодняшние новшества, как завтра появляется что-то более современное и интересное. И в этой стремительной гонке, наша с вами задача, как педагогов, формировать у детей способности легко и комфортно адаптироваться в этих условиях.

 

Одним из основных направлений будущего являются четыре «гибких» навыка: коммуникативность, командная работа, критическое мышление, креативность — 4К. Это основные и универсальные навыки, которые дети смогут применять в любой сфере деятельности, как в профессии, так и в спорте, как в учебе, так и в жизни. Поэтому их развитие нужно начинать с самого раннего детства.

Что же это за навыки и как формировать их у детей, рассмотрим поподробнее.

Коммуникативность — это процесс взаимодействия, общения. На первом году жизни у ребенка формируются коммуникативные навыки в семье, во взаимодействии с близкими. В дошкольном учреждении возрастает необходимость в умении передавать информацию, способность формулировать мысли, возникает необходимость в друзьях, и мы должны ему в этом помочь, через игру, через общение, через обсуждения. В этом нам прекрасно поможет одна из форм образовательного процесса «Утренний круг». Когда дети не только собираются все вместе, но и делятся впечатлениями, настроением, узнают новости, обсуждают интересующие темы, решают проблемы, договариваются о правилах.

Командная работа- это продолжение развития навыка коммуникативности. Любая сфера деятельности, подразумевает под собой сотрудничество. И вот здесь, роль педагога очень важна. Нам нужно подсказать, как правильно связать эту тонкую нить гармоничного общения (для детей это очень важно), помочь умению строить отношения, научить решать конфликты, уметь слушать, принимать правила и мнения других, взаимодействовать между собой для решения поставленных задач.

В этом нам поможет Социо-игровая технология. Данная технология основана на свободе действий, мыслей, решений, самостоятельности выбора, ориентированности на сверстников, но при этом отвечает всем условиям и правилам договора. Она руководствуется принципами: самостоятельности, инициативности, вариативности, воспитатель и дети равноправные игроки. Для развития детей используются игры социо-игровой направленности:

  • игры-задания для «рабочего-настроя»;
  • игры для «социально-игрового приобщения к делу»;
  • игровые «разминки-зарядки»;
  • игры творческого самоутверждения;
  • вольные игры.

Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

(В. М. Букатов)

В век передовых технологий количество информации стремительно увеличивается, а количество недостоверной, ложной информации так много, что умение и навык ее отличать, выявлять достоверность, выходит на первый план.

Критическое мышление — это процесс анализа информации, который помогает нам мыслить, обрабатывать, систематизировать, анализировать полученную информацию, оценивать преимущества, риски своих действий, помогает воспринимать информационные потоки. При этом быстро и четко выражать свои мысли, аргументированно принимать решения. На первый взгляд кажется, что все сложно, но ребенка очень легко вовлечь в игры, которые способствуют развитию этих умений. Это могут бытьнастольные игры, первое место среди которых занимают шахматы/шашки. Игры – угадайки: «верю-не верю»; «съедобное не съедобное»; «можно — нельзя» и т.д. В более старшем возрасте, детям можно давать головоломки, логические задачи, графические диктанты.

Креативность. Что же это за модное слово креативность, как часто мы его слышим, когда решаем сложные вопросы, пишем проекты, ищем нестандартные решения, создаем что-то новое. Именно креативного человека, общество готово принять в любую сферу деятельности. Развитие креативности у ребенка, можно начинать с самого раннего детства, когда ребенок созидает, познает, открыт для взаимодействия и готов к познанию всего того, что попадает в поле его зрения. Все дети по-своему талантливы, и мы обязаны помочь ребенку раскрыть его талант, т.е. развивать его внутренний мир. Все дети разные, нужно попробовать всевозможные способы для выявления навыка — обязательно найдётся то, что раскроет творческий потенциал у ребенка. Как любое другое занятие, развитие навыков креативного мышления должны происходить через игру, которая является для детей неотъемлемой частью их жизни. Это могут быть творческие задания: «продолжи сказку»; «необычные картины»; «ощипанный предмет» и т.д., интеллектуальная работа: «подумай – скажи»; «найди мою ошибку»; «кого (чего) больше (меньше), «подумай, отыщи» и т.д.); литературное творчество: «сказкотерапия»; «сказка на других условиях» и множество интересных заданий, связанных с литературой. Также для развития креативного мышления прекрасно подходят Круги Луллия — развитие интеллетуально-творческих способностей; технология ТРИЗ. Все дети разные, но обязательно найдётся то, что раскроет их творческие способности.

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что развитие навыков 4К помогает дошкольникам гармонично развиваться, воспринимать мир и с лёгкостью в нём ориентироваться.

Литература

  1. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность/ Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития – 1996 –458 с.
  2. Шулешко Ё.Ё., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике / Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. — Красноярск, 1990.
  3. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе, Молодой учёный, Научный журнал № 23 (103) / 2015, с 946.
  4. Захарова, О. Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях / О. Г. Захарова. — материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 25-29.
  5. Формирование навыков креативного мышления у дошкольников через литературное творчество: методическое пособие по развитию креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста / автор А.С. Васильева, ред. Г.Н. Кудашов. – Тюмень: ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер», 2019. — 24 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год