Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование метода проектов в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Барнышева Анастасия Николаевна Головина Любовь Александровна Фадеенко Надежда Михайловна Колоколова Марина Владимировна Воронина Марина Николаевна   
06.09.2024 12:57

Использование метода проектов в ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаИспользование метода проектов в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например, область металлургии.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования отмечено, что «…Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественной литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека. Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определённой профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности».

 

«…Врезультате, кконцу 7 годажизни, ребенокпроявляетположительное отношение кмиру, другим людям и самому себе; Проявляетпознавательныйинтерескпрофессиям, предметномумиру, созданномучеловеком; отражаетпредставленияотрудевзрослыхвиграх, рисунках, конструировании».

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, поближе познакомиться с их рабочим местом, узнать, что именно выполняют они на работе.

На базе нашего дошкольного учреждения существует возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Наш детский сад находится в городе Братск, где одним из градообразующих предприятий является предприятие ПАО «РУСАЛ Братск». Раньше его называли (и сейчас называют) Братский алюминиевый завод. Некоторые родители наших воспитанников — работники этого комплекса.

Для ознакомления дошкольников с профессиями на современном этапе необходимы новые подходы. Одним из таких подходов является метод проектов, широко применяющийся в нашем дошкольном учреждении. Использование проектной деятельности эффективно при условии, что активными участниками образовательного процесса являются не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей.

В рамках тематической недели «Мой любимый город Братск» детям была представлена виртуальная экскурсия по улицам города, памятным местам, достопримечательностям и крупным промышленным предприятиям. Некоторые дети узнали фотографию завода и сказали, что там работают их папы, так речь зашла об алюминиевом заводе.

Антон спросил: «Почему мой папа называет алюминий «крылатым»?» Многие ребята заинтересовались этим вопросом и захотели найти на него ответ. Совместно с детьми была заполнена модель трех вопросов и образовательная план — паутинка. Так начался проект «Крылатый металл», целью которого стала ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста, формирование простейших инженерно-технических навыков через знакомство с градообразующим предприятием – с Братским алюминиевым заводом.

Нашей задачей стало: в доступной форме дать детям знания о профессиях работников алюминиевого завода, результатах их труда, а также показать и рассказать о технологической цепочке изготовление металла – алюминия.

При реализации проекта большое внимание было уделено таким формам работы, как познавательные экскурсии, живые встречи с представителями предприятия, Братского индустриального техникума, родителями, работающими в ПАО «РУСАЛ Братск».

Виртуальную экскурсию по всем заводам РУСАЛа для детей подготовил один из родителей наших воспитанников, отметив, что Братский алюминиевый завод (ПАО «РУСАЛ Братск») является одним из самых больших заводов по территориальной площади и объему производимого металла.

У ребят возникало все больше и больше вопросов. Например, Кто работает на БрАЗе? Люди, каких профессий там работают?

Мама Киры предложила помочь ответить на некоторые детские запросы и посетить Братский индустриально-металлургический техникум, в котором она работает.

Наших ребят встретили студенты техникума, которые провели экскурсию по техникуму, рассказали о профессиях людей, работающих на алюминиевом заводе. Студенты показали макеты цехов, корпусов, заводоуправления ПАО «РУСАЛ Братск», рассказали ребятам о принципах работы каждого цеха нашего алюминиевого завода.

Преподаватель ОБЖ Александр Николаевич рассказал ребятам о технике безопасности на вредном производстве, дети смогли примерить спецодежду, противогазы.

Ребятам также предложили посетить музей боевой Славы. Александр Николаевич показал детям фотографии и рассказал о подвигах братчан – фронтовиков, о заслуженных наградах наших воинов. Дети смогли рассмотреть и потрогать настоящую военную форму, а такжеподержать в руках настоящее оружие. В конце ребята посетили музей кованых изделий, некоторые экспонаты привели детей в восторг. Экскурсия оставила в памяти у детей много впечатлений.

Экскурсию по самому заводу ребятам провел представитель Братского алюминиевого завода Андрей Владиславович. Для этого нам пришлось связаться с руководством завода, которое нам разрешило провести данную экскурсию. Андрей Владиславович рассказал про принципы работы каждого цеха, кратко посвятил ребят в историю создания РУСАЛа и конкретно нашего завода-гиганта, про его силу, мощь и важность в производстве «крылатого» металла. Также он с гордостью рассказал, что он металлург во втором поколении, рассказал о своих родителях, работавших на заводе с начала его открытия.

У детей постоянно возникали вопросы по ходу экскурсии:

- Что это за здание с синей крышей?

- Для чего нужна труба, похожая на бочку?

- Почему на зданиях висят картины?

- Почему так много машин на стоянках?

- Для чего на заборе выкованы буквы и символы?

- Почему алюминий называют крылатым?

На все эти вопросы дети получили емкие и понятные ответы. Например, буквы и символы на кованом заборе означают старую эмблему завода и современную. И самый главный ответ, который мы искали все это время, это вопрос о металле, почему он крылатый. «Такое название этот металл получил за свою легкость и широкое применение, в первую очередь, в самолетостроении. Алюминий прочно вошел в нашу жизнь: каждому с детства знакомы алюминиевая фольга, посуда, проволока. А ведь когда-то изделия из алюминия считались роскошью».

На доске почета ребята увидели «гордость завода» — работников ПАО «РУСАЛ Братск». Рассказывая об этих людях, Андрей Владиславович представил экскурсантам металлурга, который трудится на производстве почти 30 лет!

В конце экскурсии Андрей Владиславович подарил ребятам памятные сувениры – значки, которые вызвали у ребят огромный восторг!

От знакомства с «крылатым» алюминием, полученных знаний и впечатлений от изученной темы, ребята решили создать свой собственный завод по производству металла. Они сконструировали его из конструктора Лего, бросового материала и деревянного конструктора. И теперь любой из наших воспитанников может рассказать о производственной цепочке каждого цеха.

Результатом проекта стало не просто знакомство детей подготовительного возраста с трудом металлурга и развитие у них познавательных способностей, но и воспитание уважения к сложному труду металлургов, воспитание любви к родному краю, формирование активной жизненной позиции детей. Дети узнали, почему алюминий называют «крылатым металлом», выучили гимн металлургов, создали производственную цепочку изготовления алюминия.

Важным итогом проекта «Крылатый металл» стало то, что в процессе его реализации возросли познавательные и творческие способности детей, их интерес к профессиональной деятельности своих родителей и к родному городу. У родителей увеличились активность и участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Вывод: считаем, что реализация данного проекта необходима для дальнейшей деятельности по развитию технических навыков у детей и ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, М.: Айрис – пресс. 2008. 208 с.
  2. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. С. 9-12.
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25. 11. 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28. 12. 2022 № 71847).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год