Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семья и дети
Педагогика
Автор: Черныш Сергей Иванович   
31.07.2024 14:19

Семья и детиСемья и дети

Тему «семья и ребёнок» я бы перефразировал в тезис «надежды и реальность».

Статья не претендует на обобщённый опыт, описываются аспекты дошкольной подготовки в конкретных семьях.

Если вас интересует лучший садик в городе, лучшая школа в городе и лучший класс в школе — то статья вам не интересна. Показатель лучшей школы и лучшего класса — средняя успеваемость.

Если же вас интересует не средняя успеваемость, а судьба конкретного ребёнка из вашей семьи, то, вероятно, найдёте много интересного.

Папы, мамы, бабушки и дедушки с нетерпением ждут появления нового члена семьи. Событие знаковое, кардинально меняющая жизнь целой группы людей.

Опущу первые три года жизни, сосредоточившись на первом кризисном возрасте. Ребёнок (Р), начинает выстраивать собственное мнение об окружающем мире и взрослых, окружающих его. Очень осторожно, он пытается самостоятельно воспринимать окружающее, а не через реакцию мамы. Что есть в его восприятии окружающее? Банально звучит, но это то, что его окружает, он же самостоятельно не играет с детьми, не общается с ними.

 

Каков его мир?

Отвлекусь.

Вы, на свой вкус, приобрели аквариум определённой формы и размера, определив ему место нахождения в комнате. Допустим, каждый член семьи желает принять посильное участие в создании подводного мира. Кто -то купил маленький островок с мини черепашками; кому – то глянулся сомик; кого — то прельстило подобие разрушенного замка на дне. Итог: множество разных рыб, причудливых растений, черепашки и подсветка позволяют с интересом взирать на происходящее внутри. Проходит совсем не много времени, вы, с удивлением, начинаете фиксировать негативные тенденции. Рыбки выглядят больными и вялыми, одной черепашке кто — то отгрыз лапку — всё очень плохо. Как спасти положение? Приводите специалиста, который фиксирует категоричный вывод — подбор несовместимых рыбок и растений, не соответствие освещения и объёма воды в аквариуме привели к негативной тенденции, которая будет только усиливаться. В данный аквариум, можно заселить таких – то рыбок в таком – то количестве, а эти — обречены.

Представьте себе, что рыбки — это концентрированная информация в игрушках, мультиках, играх которыми вы окружили Р. Из этого разнообразия пазлов малыш составляет каркас миропонимания. Если набор мультиков случайно вышел с агрессивной тематикой, то послужит пониманию физической силы — как главного условия становления личности. Не важно, что вы хотели, важно то, как именно будет суммарно восприниматься набор. Понимаю, с любовью и благими намерениями, на свой вкус, взрослые приобретали игры, игрушки для чада.

Чего хотели? Как сочетается набор окружающей Р информации с тем образом, который каждый взрослый создал в своём воображении, которому должен соответствовать малыш? Очень часто, даже папа и мама видят будущие черты характера Р совершенно по — разному.

«… Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.»

Каждый взрослый в семье по — своему видит добро в воспитании Р, и насаждает его. Что интересно, в их противоречиях совершенно нет места природным наклонностям Р. Реакция малыша естественна: по своему усмотрению, он от каждого выбирает то, что ему понравилось, даже если это несовместимые вещи. Умение подражать — главный инструмент в развитии. Особо подчеркну — Р усваивает не самое лучше от каждого, а лишь то, что его впечатлило.

Фактически, мы описываем изначальное формирование неразрешимых или трудноразрешимых комплексов.

Обратимся к выводам психологов. Они настаивают на том, что изначально (с трёх лет) Р крайне важно видеть себя «в зеркале родителей». Опустим рекомендации хвалить и поощрять детей, это естественный совет. Хочу проанализировать вопрос — за что именно хвалит малыша каждый член семьи. Это очень важно! Если не предвзято проанализировать, путём тестирования окружающих взрослых, то убедимся, что поощряются совершенно разные поступки, порой не совместимые.

Пример.

Бабушка водит Р кормить уточек в пруду, а папа поощряет разгон голубей прутиком. Как подобное может быть совмещено в сознании ребёнка?

Папа, с юных лет водит сыночка в зал бокса, а мама и бабушка на детские музыкальные спектакли, развивая чувство прекрасного.

Хочу возразить: нет, это не разностороннее воспитание – мы наблюдаем создание и развитие комплексов. Почему? Папа приучает к турнику, дедушка пытается привить любовь к скрипке; папа хочет чтобы сын занимался каратэ и бил кулаком доски, а мама мечтает о профессии хирурга с чувствительными пальцами — как пример. Р видит, с какой любовью предлагают ему занятия взрослые и старается усвоить то, что преподносят как позитивное начало. Но нельзя склеить несовместимое, взаимоисключающее. Следовательно, малыш стоит перед проблемой выбора одного и отрицания другого. Но это не просто выбор, это ассоциативное мышление, которое накладывает образ любимого папы и упражнение на турнике (как пример). В его сознании сделать выбор — это обидеть отказом кого — либо из горячо любимых. Он не способен на это, поэтому пытается совместить не совместимое. Комплекс — это и есть усвоение несовместимого. В раннем возрасте любое занятие — увлекательная игра. Игра с бабушкой, игра с папой, с тётей. Но для взрослого, игра — форма воспитания и развития. Разные игры ведут к разным результатам. Игры то разные, Р — один.

Периодически, буду приводить выводы детских психологов разных стран и направлений. Приведу интересный подход.

Создавая из сказок, игр, мультиков образ зла, мы сознательно обрекаем Р на категоричность мышления. Волк — абсолютное зло. Или волк может быть злым, потому что у его волчонка болит лапка. Волк играет с волчатами и защищает их даже от непогоды, укрывая и согревая. Не делить мир отношений на две категоричные противоположности, мир полон оттенков. Психологи утверждают, что толерантности надо обучать путём аналоговых сравнений с раннего детства. Вариативности мышления следует обучать, это формирует характер, позволит научиться создать каркас отношений с совершенно разными людьми. Акула бывает злой, но для акулят — она добрая мама, она оберегает их, заботится. Р, неизбежно, накладывает аналог на себя — мама тоже заботится о нём, а мама хорошая.

Любая понравившаяся игра, в сознании Р оставляет след. Игра в «войнушки» учит разделять людей на «своих» и «чужих». Понятны перспективы такого подхода… Уместно упоминание о системе воспитания мальчиков в Спарте — целенаправленное формирование физического, психологического и философского отождествления себя как воина. Изучая культуру индийской касты кшатриев, невольно поражаешься до какой степени ювелирно подготовлена методика воспитания малышей. С раннего детства ребёнка готовили стать воином в Древнем Китае. Что главное в такой методике? Тщательнейшим образом подобранная информация, которую доносили до Р. Категорически запрещены игры, развивающие жалость, гуманизм, сострадание.

Что особо интересно, в древности, детей интенсивно обучали именно с трёх лет. Трёхлетнего монгола привязывали к седлу особым образом, безопасности ради. Уже через три месяца крепление менялось. Так, постепенно, малыш сам мог управлять лошадью в неполных пять лет. Именно с трёх лет его учили стрелять с лука, с которым он не расставался.

Обращаю ваше внимание на целевую подготовку. Чётко ставилась цель — кем мальчик (девочка) должен стать и, в соответствии с этим, подбирались игры и задания.

Я изучал воспитание детей в племенах Африки — точное подобие. Земледелец, охотник, воин, шаман — все воспитывались совершенно иначе. Если кратко сформулировать, то идея звучит так ЛЮБОЕ ЗАНЯТИЕ Р ПРИБЛИЖАЕТ К ЦЕЛИ ЕГО РАЗВИТИЯ ИЛИ ОТДАЛЯЕТ ОТ НЕЁ.

Часто слышу, что разработанная нами методика ведёт к эгоизму Р. Это совсем не так. Обратимся к воспитанию детей у эвенков. Основой основ воспитания — тематические игры, полностью копирующие труд взрослых. Для них подбирают специфические игрушки — оленей, оленят; они сами строят чум; играют фигурками, при этом, девочки вырабатывают умение быть «хозяйкой чума». Культовые обряды также с точностью копируются. Создаётся шкала ценностей в рамках народа и отдельной семьи. Общее понимание мальчиков и девочек о модели поведения, её оценки.

Понятно, что глобализм и цивилизация делают невозможным такое ограничения, но речь о другом. Вы поставили за цель максимально развить все восемь видов памяти — это первостепенная цель. Но! Развивая память тематическими играми, вы желаете сформировать правильные этические приоритеты. Ваша цель — развить любознательность и интерес к познанию (допустим).

Мы предлагаем тестирование членов семьи, дабы было понятно, чего вы желаете (единый знаменатель). Определившись, необходимо найти методику, позволяющую медленно и неуклонно, шаг за шагом идти к цели. Необходимо понимать — какие промежуточные результаты должны быть, какие отклонения допустимы.

К чему вы готовите Р с трёх лет? Так или иначе должна быть некая цель. Детский психолог любой страны категорично скажет — главный детский экзамен — готовность к учёбе в школе. Детский сад — косвенное обучение, в большей степени ориентированное на социализацию.

Общаясь с школьными психологами обнаружили интересную особенность:

Проблемы детей в начальной школы — это закономерные последствия дошкольного образования и воспитания. Виновен ли сам Р в этих последствиях? Конечно, нет.

Рассмотрим программу первого и особенно второго класса. В первом классе оценок не ставят, таким образом, первый класс, как бы, подготовительный к настоящей учёбе. Программа второго класса. Если рассматривать её как некий многогранный информационный поток, то возникает вопрос: Соответствуют ли потенциальные возможности Р усвоению этого потока? В некоторых странах в следующий класс переводят только по итогам тестирования.

Интересно обратиться к опыту детских психологов, а не к педагогам. Почему? Детский психолог — врач, оценивающий возможности конкретного Р, а педагог — учитель какой — то информационной программы. Психолог определяет насколько возможно усвоение этой программы конкретным малышом. Если ответ отрицательный, то каковы результаты принудительной учёбы (первый класс). Именно психологи утверждают, что закономерен процесс отторжения, как вида самозащиты, другое дело, какую форму он примет.

Хорошо, пусть так. Но, при этом, абсолютно все психологи (разных стран, сторонники разных методик) категорично утверждают:

Если у Р нет патологических отклонений его можно блестяще подготовить к школе начиная с трёх лет.

Необходимо индивидуальное обучение по поурочным планам. Почему индивидуальное? Развитие детей носит не равномерный характер — то отставание, то внезапный непредсказуемый прорыв. Как я писал вначале, вас же интересует развитие КОНКРЕТНОГО Р, а не статистика.

Обратимся к психологам:

С трёх до четырёх лет сформировался некий, начальный, понятийный каркас. С четырёх до пяти лет он укрепляется, частично изменяясь. С пяти лет наблюдаем проявление, самоутверждение созданного базиса.

Первый конфликт.

Мама, папа, бабушка, дедушка, сёстры и братья желают видеть Р по — разному, а он проявляет себя «ни по какому» — по своему. Он не капризничает и не не слушается, Р пытается вести себя естественно, сопротивляясь той ереси, к которой его призывают. Он сложился таким, как сложился, а от него требуют быть другим! Как это возможно? Почему Р плачет, психует? Его не понимают самые близкие люди!!!!! Куда больше! Не понимая этого, но осознавая, что «достучаться» никак не возможно, взрослые прибегают к силовому решению проблемы — запретам и поощрениям. По — сути Р обучают школе лукавства.

Школа лукавства.

Я бы назвал это время становлением комплексов. Понимание реальности НАДО СДЕЛАТЬ, А ТО… Заставляет затаиться, но не смириться. Р не стал другим и не вырос, он понял, что злу противостоять не может, надо подождать взросления. Взрослые, в свою очередь, понимают до какой степени можно требовать, а когда ограничить свои желания.

Пример.

С пяти до шести лет, папа понял, что сын не только не станет боксёром, но даже спортсменом. Р чужды физические упражнения, он не видит смысла в цели. Настоял, чтобы купили собаку и днями возится с ней — как на это взирать равнодушно?

Мама поняла, что Р не только не станет театралом, он даже не помощник по дому. Гаджеты и собака — вот его мир.

То же бабушки и дедушки.

Что это значит? Разочарование поселилось в каждом из взрослых! Обида от неполученного результата, не согласие с происходящим. «Я столько для него сделал, а он…»; «Столько труда, денег, усилий вложено, а получили…»; «Столько лет жизни отдал, а он…». Как это не скрывать в себе, всё равно отношение будет проявляться. Р это тонко чувствует и начинает замыкаться в своих интересах.

Сравнения.

С пяти лет происходит активное общение между детьми. В этом возрасте, естественно, каждый считает себя лучшим. ПОЧЕМУ ОН, А НЕ Я? ПОЧЕМУ У НЕГО ЕСТЬ, А У МЕНЯ НЕТ? Вслед за этими вопросами возникает естественный поиск Почему? Кто виноват?

Если бы были подобраны тематические сказки и игры, то Р бы понимал, что люди живут по — разному, у них разные достоинства. Можно быть глубоко несчастным в хоромах и счастливым в небольшой квартире. Ступенька за ступенькой вы бы готовили его к реальности, он же видит несправедливость и протестует, либо комплексует — не известно что хуже.

Отвлекусь.

Я вовсе не рисую картину негатива. Возможен и исключительный позитив. Цель исследования в другом. Почему в классе начальной школы два – три отличника? Почему среди них нет конкретно вашей дочери или внука? Чем они хуже? Как так сталось, что из класса в тридцать человек выплыли в отличники только три человека?

Приведу статистику:

Отличники в четвёртом классе очень редко остаются таковыми в пятом.

В пятом классе, в стандартном варианте, бывшие «хорошисты» в четвёртом.

В седьмом классе всё непредсказуемо меняется. Троечник, внезапно начал проявлять интерес к знаниям, а усилия прилежного ученика успех не приносят.

Дело не в «перекосе» школьной программе, дело в последствиях однобокой подготовки в дошкольный период. Зрительная память развита плохо — как тут выучишь длиннющие стихи? На новой ступени требуются новые черты (виды памяти, вариативного мышления, абстрагирования и т.д.) усилиями это пробел не восполнить, темпы программы слишком велики. В рамках показателя средней успеваемости по классу, конкретный школьник не учитывается.

Я подвожу к тому, что с трёх до семи лет не беззаботное детство, которое пущено на самотёк взрослыми. Процесс становления личности идёт при вашем осознанном или неосознанном участии. При таком подходе никто не может гарантировать результат в конкретном случае.

Даже не психолог вам ответит, что «загнанному в угол», плохо успевающему восьмикласснику совсем нет дела до того, каким было его детство с трёх до семи. Его интересует, продолжит ли он учёбу после девятого класса, ожидает ли его институт и надёжная профессия. Что для него прошлое, если он не в силах обеспечить достойное будущее?

Нет, я не призываю лишить Р радости детства, мой призыв не экспериментировать на малыше. Есть методики, поурочные планы, в которых комплексно подобраны игры, развлечения, ведущие к определённому результату. Можешь сколь угодно менять врачей, но даже не пытайся сам стать им. Врач — это профессия. Воспитание в семье должно носить системный характер.

Вы же новое блюдо, по кем — то опробованной рецептуре готовите! Есть определённая последовательность в приготовлении, гарантирующая итоговый результат. Тоже в воспитании малыша — нужна разработанная методика, учитывающая все векторы развития, как инструкция для членов семьи.

Образ взрослого, в восприятии Р неотделим от некой информации, которую он олицетворяет. Р оценивает эту информацию, в виде отношения к её носителю.

Пример.

Благополучная семья, живущие в одном доме старший братик, девочка чуть больше пяти лет, родители, бабушка и дедушка. Дом большой, люди обеспеченные. Детей боготворят, стараясь сделать их детство счастливым. Детский психолог, разными карандашами, предложил девочке нарисовать каждого члена семьи.

Результат: К некоторым отношение великолепное, а к иным — плохое. По рисункам психолог это чётко прочтёт. Что это — неблагодарность? Нет! То, что вы считаете добром, Р как позитив не воспринимает. Нужно срочно изменить формат подачи, иначе проблема «закостенеет». Позиция: «Потом меня вспомнит добрым словом» — порочна. Зачем это самопожертвование? Ведь возможно достичь того же результата, но совсем в ином ключе. Настойчивость может вызвать даже отторжение. Настаиваю на том, что в обучении Р следует руководствоваться специально разработанными методиками. Причём не научного характера, а практическими, с поурочными планами, детально разработанными.

Пример.

У человека развивается восемь видов памяти. В два года характерна импульсная память. Суть в том, что то, что заинтересовало, то и запомнилось; потерялся интерес — забылось. Соотношение видов памяти в три годика иное, чем в четыре; совершенно другое в пять лет и так далее. К примеру, в три года тактильная память развивается стремительно, а в шесть лет весьма слабо. Исходя из этого — надо определиться в какие игры играть, чем заниматься в три года, а чем в четыре или пять. Чтобы создать подобный эффективный поурочный план нужна команда специалистов, которые понимают специфику детского развития каждого возрастного года. Способны ли родители самостоятельно создать нечто подобное? Ответ очевиден. Даже очень щепетильное отношение к занятиям неизбежно приведёт к перекосам, которые в школе будут называть склонностями. Слабо развили логическое мышление — значит Р гуманитарий? Сомнительная логика.

Контроль.

Допустим, родители, бабушки и дедушки серьёзно отнеслись к обучению Р, взявшись самим или наняв воспитателей. Прошло полгода. Что с чем можно сравнить? Если вы занимались по методике, то можете психологу, педагогу отнести учебные работы (раскраски, видеозаписи и проч.) чтобы оценить темпы развития. Нечто подобное можно сделать, регулярно проверяя эффект от работы воспитателей (нянь). Методика поурочных планов последовательно усложняет задание и прогресс или застой совершенно очевиден любому взрослому. Вместо этого, зачастую, семья умиляется стишку. Может ли Р формулировать мысль, учат ли его этому? Может ли он изложить мысль, учат ли его этому? То, что он пальчиками показывает пять (пять лет) вовсе не означает, что он умеет считать. Вы научили Р считать, допустим. Что это значит? Р запомнил определённую последовательность слов, не несущих смысловую информацию и повторяет её под одобрение взрослых.

Пример. Хорошо знакомый мультик Репка.

Дед тащил репку. Он же один её тащил. Помогла бабка. Значит он уже не один. Один и ещё один. Один и ещё один, значит двое. Итак далее.

Р учится логике счёта, цифры наполняются смыслом, аналоговыми образами. В ином случае последовательный набор девяти слов, именуемых цифрами. Мы наблюдаем форму без содержания. Ещё раз подчеркну, речь идёт об индивидуальном развитии конкретного Р.

Да, малые группы возможны, но в контексте методик, по индивидуальному развитию.

Меня просят привести аргумент, согласно которому в составе группы подготовить крайне сложно.

Любой физиолог и детский психолог категорично будет утверждать, что малые дети развиваются скачкообразно и по — разному. В разное время начинают ходить, говорить, осмысленно действовать. Разница может быть до года. Это обусловлено множеством причин, наследственностью, в том числе. Разве возможны разные темпы развития при одинаковой программе? Для кого — то программа слишком сложная, для кого — то не интересная — всё по разному.

В семь лет преобладает логическое мышление, хотя не у всех. Учитель — педагог может объяснить правила поведения и будет услышан. В три, четыре, пять лет данный метод не возможен. Что могут сделать родители, не имея профессионального навыка? Отдать в садик, в котором воспитатель выработает некий стереотип поведения для коллектива группы. Не возможно управлять каждым в детской группе, но можно управлять группой в целом, как коллективом. Нет преуспевающих и отстающих — есть игры и занятия, которые сплачивают, приучая к дисциплине. Возможно ли контролировать темпы развития конкретного ребёнка? Никак не возможно. Возможно ли изменить программу для конкретного малыша? Только в ущерб всей группе, а, следовательно, не возможно.

Дети имеют разный темперамент: одни могут рисовать полчаса и более, для других пятнадцать минут — много. Одни быстрее восстанавливаются после умственной нагрузки, другие медленнее; совершенно разная скорость усвоения информации. Какое уж тут усреднение, если речь идёт о конкретном малыше?!

В заключение.

Не хочется читать нотации и давать советы. Р не игрушка, его развитие не должно быть стихийным. Каким бы вольным и весёлым не было дошкольное детство, неизбежно наступит школьная пора. Багаж потенциальных возможностей определит судьбу Р на целых одиннадцать лет учёбы в школе. Результаты учёбы определят сектор возможностей получения профессии, потому так важен старт.

В названии «Семья и дети» есть некое противопоставление, но дети, это органичная часть семьи, её сердце. При больном сердце организм здоровым быть не может. Страничка в телеграмt. me/doshkonik

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год