Использование «STEAM» технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Возраст ребенка 3-7 лет является стратегически важным этапом в развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед родителями и педагогами стоит проблема: какие же методы и приемы использовать? К каким технологиям обратиться?
Наиболее перспективной сегодня является технология «STEAM». STEAM — образование один из основных мировых трендов.
Впервые STEАM–технология была использована в США для организации деятельности детей в условиях метопредметной среды, направленной на подготовку детей к жизни в высокотехнологически развитом пространстве.
«STEАM» включает в себя:
- «science» — науку
- «technology» -технологию
- «engineering» — инженерию
- «art» — искусство
- «math» — математику.
STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.
STEM-образование детей дошкольного возраста ориентируется на ФГОС. Это позволяет сформировать познавательные интересы у детей к разным видам работы.
STEM образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
- Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» — Экспериментирование с предметами окружающего мира — Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами — Освоение пространственных отношений — Конструирование в различных ракурсах и проекциях.
- «LEGO — конструирование» — способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; — свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре) -умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
- Образовательный модуль «Математическое развитие» -комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
- Образовательный модуль «Робототехника» — развитие логики и алгоритмического мышления; — формирование основ программирования; — развитие способностей к планированию, моделированию; — обработка информации; — развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.
- Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир» — освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; -освоение медийных технологий; — организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.
- Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» — формирование представлений об окружающем мире в опытно- экспериментальной деятельности; -осознание единства всего живого в процессе наглядно чувственного восприятия; -формирование экологического сознания.
Объективные преимущества «STEАM» технологии:
- Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д. В основе данной интеграции лежит метод проектов, базирующийся на познавательном и художественном поиске и имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.
- Своевременная адаптация детей дошкольного возраста к современной образовательной среде дальнейшей образовательной системы. Содержание, технологии, предметно-пространственное наполнение, материально-техническое обеспечение — преемственны по возрастным возможностям и усложнению содержания.
- Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование компетенций и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.
- Развитие критического мышления рассматривается как процесс, направленный на формирование умений получать необходимую информацию, анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности.
- Формирование навыков коллективной работы в синтезе с индивидуальным подходом заключается в умении объединять индивидуальные интеллекты для достижения общих целей, договариваться, задавать вопросы, аргументировать. Общий положительный результат формирует уверенность в собственных силах и ощущение эффективности работы в команде, воспитывается ценностное отношение к процессу и к результатам труда общего и личного.
- Первичное ознакомление с рядом профессий и специальностей XXI века в области информационных технологий, связанных с умением работать с большим объёмом разноплановой информации.
- Развитие интереса к техническому творчеству.
STEM-образование призвано возродить систему секций и кружков «юных техников», основанных на естественном интересе детей к техническому конструированию и моделированию.
Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна детям!
|