Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация Дня самоуправления в дошкольной организации
Педагогика
Автор: Смирнова Надежда Александровна, Кауль Наталия Владимировна   
22.12.2021 10:58

Организация Дня самоуправления в дошкольной организацииОрганизация Дня самоуправления в дошкольной организации

Смирнова Надежда Александровна, Кауль Наталия Владимировна, воспитатели БДОУ СМР "Детский сад №30", г. Сокол, Вологодская область

Инновационная деятельность в образовании сосредоточена сегодня на обновлении форм взаимодействия образовательных организаций с семьей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сегодня сформулированы требования к взаимодействию ДОО с родителями: обеспечение психолого — педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС ДО, организация обязана:

  • обеспечить открытость дошкольного образования
  • создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность.

Скачать конспект

Практика доказывает, что современные родители требуют лаконичности, мобильности и привлекательности форм взаимодействия с дошкольной образовательной организацией.

При оценке эффективности взаимодействия с семьями воспитанников в нашей дошкольной организации выявлены следующие затруднения:

  • доминирующая роль педагогов и формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
  • минимальный учет в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей;
  • изучение профиля семей воспитанников, однако, без активного использования полученных данных в работе;
  • больший акцент на использование в работе традиционных форм взаимодействия с семьей;
  • минимальная организация открытых мероприятий;
  • отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье.

Подводя предварительный итог проведенной диагностической работы с родителями, мы пришли к выводу о том, что сегодня они условно разделились в своих взглядах на взаимодействие с дошкольной организацией. Первая группа занимает активную позицию, но при этом у нее разный полюс.

Положительная динамика относится к группам респондентов, выбравших позицию родитель — помощник (34%), что говорит о желании родителей расти и развиваться вместе с детьми, оставаясь при этом взрослыми. Мобильность, гибкость, активность становятся ведущими качествами для них.

36 % родителей занимают позицию родитель — педагог. Это также активная позиция, но на первый план у таких родителей выступают авторитарные методы руководства. Данная позиция остается подвижной, она легко может поменять вектор (отрицательный на положительный), в зависимости от готовности родителя пересмотреть свои установки, соотнести их с конкретными условиями и индивидуальными возможностями своего ребёнка.

Вторая группа — это группа родителей – наблюдателей (30%). Позиция данной группы является нейтральной по своему характеру. И хотя в ней отсутствует активный потенциал, однако при соответствующих условиях она может развиваться в одном из направлений, приобретая иные для себя характеристики и качества.

Сегодня большая часть родителей готовы включиться в образовательный процесс. Таким образом, можно предположить, что общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

  • планирование совместной деятельности с родителями с учетом запросов семей воспитанников
  • изменение позиции родителей от пассивных наблюдателей к активным участникам во взаимодействии с ДОО
  • наличие систематической работы по повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.

Поэтому следует зародить новую традицию проведения детско- родительский мероприятий, подобрать новую современную форму работы, направленную на вовлечение родителей в образовательный процесс.

Эффективным средством интеграции дошкольной организации и семьи, на наш взгляд, является такая форма работы, как День самоуправления.

Самоуправление — внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой- нибудь организации, коллективе.

День самоуправления в детском саду представляет собой день, в течение которого образовательную деятельность с детьми проводят родители. В определенном смысле педагоги и родители меняются позициями: первые выступают в роли зрителей, слушателей и участников, вторые – в роли организаторов, ответственных, инициаторов. Роль ДОО в этом процессе сведена к минимуму, однако это не снижает ответственности педагогов за то, что проходит и будет происходить в воспитании детей на основе участия родителей в жизни детского сада.

Миссия Дня самоуправления – это создание условий для раскрытия потенциала родителей и семей воспитанников в пространстве детского сада, интенсификация работы с семьей.

Многие дошкольные организации начинают внедрять данную форму взаимодействия с родителями. Но все ограничивается лишь одноразовыми мероприятиями, системы работы в данном направлении не выработано. Методических рекомендаций для воспитателей детских садов по теме на данный момент не существует.

А возможно ли провести качественный, продуктивный, полноценный День Самоуправления в детском саду? Мы считаем, что это возможно.

Определим задачи проведения Дня самоуправления:

  • стимулировать активность родителей
  • организовать творческие дела для всех родителей в рамках детско- взрослого коллектива
  • организовать обмен опытом между педагогами и родителями
  • формировать традиции детско- родительских мероприятий

Направления деятельности:

  1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
  2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Какова периодичность проведения Дня самоуправления? Периодичность может определяться особенностями планирования образовательного процесса в ДОО. Оптимальным является проведение такого дня не реже 3 раз в год. Это позволяет большему числу родителей поучаствовать в жизни детского сада. День самоуправления проводится во всех дошкольных группах.

Ориентирами для планирования и разработки содержания Дня самоуправления могут служить следующие темы:

  • «Детская игра» (родители проводят игры с детьми)
  • «Детский труд» (родители проводят профориентационные «мастерские»)
  • «Здоровье детей» (родители проводят мониторинг физической подготовленности воспитанников)
  • «Безопасность детей» (приглашаются родители, компетентные в вопросах безопасности. Например, инспекторы ГИБДД, работники МЧС, врачи)
  • «Речь детей» (чтение научной и художественной литературы членами семей)

«Эмоции и чувства детей» (проведение детских праздников)

Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей всех групп дошкольной организации на Дне самоуправления может включать:

  • проведение «Творческих мастерских» (родительские мастер – классы по созданию поделок, игрушек, украшений). Например, на общем совете было решено провести мастер — классы, где родители смогли бы показать свои способности, научить чему — либо детей и их родителей. Мастер- классы проходили в течение всего дня.
  • выступление родителей — специалистов в разных областях перед детьми;
  • помощь родителей в проведение мониторинга;
  • дежурство родителей в группах;
  • организация экскурсии для детей «Мое рабочее место»
  • метод имитации рабочего дня воспитателя. Среди родителей проводится конкурс «Если бы я был воспитателем». Соревнование проходит по нескольким направлениям:
  • прием детей
  • организация игры
  • проведение занятия и т.д.

При планировании Дня самоуправления следует учитывать особенности родителей конкретной группы, проводить мини – опросы, которые позволят определить тему или форму проведения Дня самоуправления. Анализ опроса желательно провести на первом мини — педсовете, что позволит совместно составить план проведения мероприятий в рамках Дня самоуправления в течение года. Творческая группа в дошкольной организации может разработать свое Положение о Дне Самоуправления в дошкольной организации.

Распишем поэтапно технологию проведения Дня самоуправления. Она проходит в три этапа:

I. Подготовительный этап: предусматривает следующие виды деятельности:

создание творческой группы; родителям предлагается участие в Дне самоуправления и возможные формы занятости;

  • мини-педсовет — обсуждение общих вопросов, связанных с организацией дня самоуправления. На мини — педсовет приглашаются родители воспитанников. Обычно такие педсоветы педагоги организуют в параллели, по возрастам. Важно, чтобы на этом этапе нашлось место вопросу повышения педагогической культуры родителей. Например, при планировании Дня самоуправления на тему: «Детская игра», родителям дается информация о содержании отдельных видов игр. При планировании мероприятий на тему «Мониторинг» в рамках Дня самоуправления родители знакомятся с критериями мониторинга, правилами проведения тестовых заданий и упражнений и т.д.

Если требуется, родителям выдается режим жизнедеятельности детей в детском саду, им зачитывают обязанностями воспитателя, инструкции по охране жизни и здоровью детей, по технике безопасности при проведении занятий.

  • мероприятие с родителями «Посвящение в педагоги». Где проходит посвящение в «будущие воспитатели» и вручение памятки «Напутствие будущему педагогу».
  • составление плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Мероприятия, проведенные в рамках Дня самоуправления должны быть актуальными для родителей и детей.
  • размещение родителями информации о Дне самоуправления на группе.

II. Основной этап.

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОО проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.

В течение всего дня организуется съемка мероприятий для создания фильма «Мои впечатления о Дне самоуправления».

III. Заключительный этап

Подготовка к презентации.

Презентация проведенных мероприятий на общем родительском собрании дошкольной организации (педагоги-родители). Обозначение общего результата: оформление соответствующей наглядной информации в приемной, публикация материалов в органах местной печати издание собственных информационных и презентационных материалов. Награждение участников Дня самоуправления в различных номинациях. Учет пожеланий родителей для проведения следующего Дня самоуправления, получение обратной связи.

Критерии оценки эффективности проведения Дня самоуправления

  • Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий в рамках Дня Самоуправления и активности их участников.
  • Использование родителями педагогической литературы для подготовки к проведению мероприятия.
  • Понимание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в педагогической работе.
  • Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
  • Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

Продукты:

  • Создание «книги отзывов и впечатлений»;
  • Публикации статей о дне самоуправления в средствах массовой информации;
  • Создание методических разработок по проведению Дня Самоуправления в дошкольной организации.

Перспектива:

  • Распространение опыта работы на различных уровнях

Такая форма работы, как «День Самоуправления» позволяет включить семью в процесс жизнедеятельности детей в детском саду, изменить позицию родителей от пассивных наблюдателей к активным участникам во взаимодействии с дошкольной организацией, проводить систематическую работу по повышению педагогической грамотности родителей.

Можно сказать, что День Самоуправления стал лучшей традицией детско- родительских мероприятий в нашей дошкольной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Майер А.А., Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. — С-Пб.: Детство – Пресс, 2013. – 126 с.
  2. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М: Творческий Центр, 2012. – 128 с.
  3. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции. — М: Линка- Пресс, 2007. – 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год