Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Этнокультурные аспекты детско-родительских отношений»
Педагогика
Автор: Боева Елена Владимировна   
27.05.2021 21:13

«Этнокультурные аспекты детско-родительских отношений»«Этнокультурные аспекты детско-родительских отношений»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №126» Старший воспитатель Боева Елена Владимировна

Процесс этнической социализации является важнейшей составляющей в формировании личности. Человеку в течение своей жизни важно переживать ощущение принадлежности к какой-либо группе, общности, чувствовать свою причастность к определенным событиям, явлениям, ценностям. Среди большого разнообразия социальных групп одной из наиболее значимых продолжает оставаться связь с этнической общностью. Чувство единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык, дает человеку положительное мироощущение, чувство стабильности и полноценности бытия. Одним из проявлений историко-культурного опыта этнической группы (традиции, обряды, ритуалы, образ жизни и т.д.) является семья. В этнокультурных традициях семейных отношений находят отражение правила межличностного и социального взаимодействия, которые передаются от родителей к детям (Н. М. Лебедева, 2004).

 

Между тем, современная социокультурная ситуация накладывает отпечаток на семейный уклад жизни современной семьи, а через него на процесс вхождения детей в «мир взрослых» (Д. И. Фельдштейн, 2004). Исследователи выделяют несколько причин сложившейся ситуации, а именно: глобализация, при которой этнический фактор является незначимым в структуре современных отношений; демографические проблемы, связанные со снижением рождаемости детей, а, следовательно, с сокращением количества членов семьи (Бондырева С.К., 2003). Важную роль в этом процессе играют также процессы развития префигуративности культур (М. Мид, 2008), когда опыт предыдущих поколений не учитывается молодыми, что приводит к утрате этнокультурных ценностей, традиций и т.д.

В связи с этим возникает ситуация определенной нестабильности, фрустрированности, в том числе в вопросах выстраивания как социальных отношений, так и межличностных, в том числе внутрисемейных. По мнению М.Н. Губогло, «для того чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией собственной этнической группы». Именно в ходе этнической социализации происходит воспроизводство этноса и формируется чувство принадлежности к этнической группе. С одной стороны внутрисемейные отношения, в том числе между родителями и детьми, играют важную роль в этнокультурной социализации детей, с другой, этническая принадлежность родителей оказывает влияние на развитие детско-родительских отношений.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью учета этнической составляющей в социализации детей, с другой стороны в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе, внутрисемейные детско-родительские отношения, в том числе между родителями и детьми, трансформируются и приобретают черты префигуративности.

С целью разрешения этого противоречия было принято решение об исследовании этнокультурных аспектов детско-родительских отношении.

Цель: исследование этнокультурных аспектов детско-родительских отношений.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: этнокультурные аспекты детско-родительских отношений.

Общая гипотеза: детско-родительские отношения в современной семье отчасти отражают опыт этнической группы (принятие, эмоциональные контакты, соблюдение религиозных ритуалов), отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе.

На основе анализа социально-психологических источников, в процессе проведения исследования, нами были разработаны также частные гипотезы:

  1. Отношение родителей к детям характеризуется средним уровнем эмоционального принятия ребенка, короткой межличностной дистанцией в общении, преобладанием жесткого контроля за ребенком, требованием социальной успешности. Между тем, важное значение родители придают семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям.
  2. Наличие в семье нескольких детей способствует установлению более тесных отношений между родителями и детьми.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Детско-родительские отношения рассматриваются исследователями как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения являются важнейшей детерминантой психического развития и процесса социализации ребенка. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. Кроме того, эмпирически было установлено, что на детско-родительские отношения оказывает влияние тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которая отводится ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений происходит процесс социализации и формируется личность ребенка.
  2. Интегрирующим и дающим основное направление общему процессу социализации является этническая социализация. Этническая социализация (инкультурация) рассматривается исследователями как двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом посредством социальных институтов и научения ценностей культуры своего народа, установок, жизненных ориентаций, этнической идентичности. Результатом успешной этнической социализации является человек, компетентный в культуре, имеющий позитивную этническую идентичность.
  3. Этническая идентичность рассматривается исследователями как составная часть социальной идентичности, осознание принадлежности к своей этнической группе и отличия от других этнических общностей на основе этнодифференцирующих признаков.
  4. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Дошкольники 6-7 лет имеют фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми в этом возрасте для дошкольников являются семья и непосредственное социальное окружение.
  5. Семья является основополагающим социальным институтом этнической социализации. Многочисленные исследования детско-родительских отношений, показали, что появление тех или иных черт характера у детей напрямую связано со спецификой этнической социализации. Родители в разных культурах демонстрируют высокий уровень родительского принятия. Однако такие проявления, как, например, строгий родительский контроль, связано с восприятием в культурах его как родительской заботливости или отвержения.
  6. Общество с определенным типом хозяйственной деятельности заинтересовано в воспитании у детей, в первую очередь, качеств, которые им пригодятся во взрослой жизни (доминирование / подчинение; послушание / независимость).
  7. Причины межкультурных различий в социальном поведении детей связаны со степенью сложности социально-экономической системы (социальной стратификации, профессиональной специализации, политической и правовой централизации и т.п.) и преобладающей структуры семьи (нуклеарные, большие).
  8. Существует влияние социальной структуры на характерные для культуры стили социализации. Так, социальное положение родителей влияет на предъявления требований послушания / независимости по отношению к детям.

Анализ особенностей социальной среды семей, в которых воспитываются дети дошкольного возраста, позволил нам сделать следующие выводы:

  • В современном обществе (по сравнению с традиционным) значительно возрос процент неполных семей. Если в традиционной культуре неполные семьи были нетипичным явлением, связанным чаще со смертью одного из родителей, то в современном обществе, неполная семья не исключение, а скорее закономерность. В традиционной русской культуре неполная семья являлась скорее исключением, так как женщина была не в состоянии содержать семью, которой был необходим кормилец в лице мужчины — отца.
  • Если в традиционной русской культуре основным типом семьи была большая семья, в которой совместно живут несколько поколений родственников, то для современного общества это не характерно. Современные русские дети чаще воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями.
  • Типичным для семей стало рождение только одного ребенка. Следует отметить, что в последние три-четыре года имеется тенденция к изменению демографической ситуации, к увеличению рождаемости в российском обществе, тем не менее, проведенное исследование показывает, что в обследуемой выборке преобладают семьи с одним ребенком. Соответственно, интересы современного ребенка-дошкольника направлены на те виды деятельности, которые ребенок может организовать сам, без участия партнера, взрослого и сверстника.
  • Как и в традиционной, в современной русской семье самое важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. С ней он общается чаще, чем с другими родственниками семьи.

Полученные результаты опроса родителей, на предмет выявления особенностей родительского отношения, характерного для современной русской семьи, показали, что отношение к детям родителей отличается средним, но близким к высокому уровню эмоциональным принятием ребенка. Родители во всем стараются помочь ему, высоко оценивают его интеллектуальный и творческий потенциал. В семьях межличностная дистанция в общении между родителями и ребенком очень близка. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, чаще воспринимают ребенка как маленького и беззащитного. В связи с этим большинство родителей жестко контролирует жизнь ребенка, требует от него социальной успешности.

У большинства родителей-респондентов преобладает позитивная этническая идентичность (72, 76 %). Доминирующий тип этнической идентичности по типу «нормы» характеризует сочетание у испытуемых позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Кроме того, в воспитании детей испытуемые с этнической идентичностью по типу «нормы» ориентированы на сохранение этнических традиций и обычаев, на развитие этнокультурных навыков у своих детей, развитие у них этнокультурных познавательных интересов. Это может выражаться в соблюдении русских религиозных обрядов и ритуалов (свадебный обряд, обряды, связанные с рождением ребенка, крещение, свадьба и т.д.), использование народных игр во взаимодействии с ребенком, чтение русских народных сказок и др.

Анализ культурно-ценностных ориентаций показал ориентацию родителей-респондентов на современную культуру. Между тем, важное место для испытуемых занимают и определенные ориентации на традиционную культуру. Это касается вопросов сохранения культурных традиций, семейных ценностей, интереса к истории своего народа. Большое значение респонденты придают семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. Большинство респондентов придерживаются сочетания в воспитании разумной меры предоставления свободы и контроля за поведением детей.

Результаты детско-родительских отношений в восприятии детей показали, что короткая дистанция у детей установлена с мамой (симбиотическая зона отношений) и братом / сестрой (у детей, имеющих брата / сестру). Остальные «значимые другие» ( «папа», «бабушка», «дедушка», «мой лучший друг», «воспитательница детского сада») относятся к плодотворной зоне отношений. Между тем, существуют отличия в психологической дистанции у детей, имеющих и не имеющих брата / сестру. Так, более близкие отношения (сокращение психологической дистанции) у детей, имеющих брата / сестру, устанавливаются с мамой и папой. Несколько отдаляются (увеличение психологической дистанции) дошкольники от бабушки и дедушки, а также от друга. Интерпретируя полученные данные можно сделать вывод о том, что брат / сестра занимают важное место в жизни дошкольника. Наличие в семье нескольких детей способствует установлению более тесных отношений между родителями и детьми.

В целом дошкольники позитивно воспринимают свою семью. Между тем, в семьях, имеющих брата / сестру, существует более близкая эмоциональная связь ребенка как с братом /сестрой, так и с другими членами семьи.

Современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось количество больших семей; в большинстве семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной русской семье отчасти сохранены культурные традиции по вопросу социализации детей (соблюдение традиционных праздников, религиозных ритуалов, принятие ребенка, эмоциональные контакты), отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе.

Список литературы

  1. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки / М.Н. Губогло. — М.: Наука, 2003. – С. 210.
  2. Костицына, Е.А. Взаимосвязь типов семейного воспитания и отношения родителей к ребенку / Е.А. Костицына // Психологическая наука и образование. — 2001. — №2. — С. 36 – 38.
  3. Малявина, С.С. Социализация детей в современной русской семье [Электронный ресурс] / С.С. Малявина. – Режим доступа: http: //childpsy. ru/lib/authors/id/11784. php.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год