Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Этнокультурные аспекты детско-родительских отношений»
Педагогика
Автор: Боева Елена Владимировна   
27.05.2021 21:13

«Этнокультурные аспекты детско-родительских отношений»«Этнокультурные аспекты детско-родительских отношений»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №126» Старший воспитатель Боева Елена Владимировна

Процесс этнической социализации является важнейшей составляющей в формировании личности. Человеку в течение своей жизни важно переживать ощущение принадлежности к какой-либо группе, общности, чувствовать свою причастность к определенным событиям, явлениям, ценностям. Среди большого разнообразия социальных групп одной из наиболее значимых продолжает оставаться связь с этнической общностью. Чувство единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык, дает человеку положительное мироощущение, чувство стабильности и полноценности бытия. Одним из проявлений историко-культурного опыта этнической группы (традиции, обряды, ритуалы, образ жизни и т.д.) является семья. В этнокультурных традициях семейных отношений находят отражение правила межличностного и социального взаимодействия, которые передаются от родителей к детям (Н. М. Лебедева, 2004).

 

Между тем, современная социокультурная ситуация накладывает отпечаток на семейный уклад жизни современной семьи, а через него на процесс вхождения детей в «мир взрослых» (Д. И. Фельдштейн, 2004). Исследователи выделяют несколько причин сложившейся ситуации, а именно: глобализация, при которой этнический фактор является незначимым в структуре современных отношений; демографические проблемы, связанные со снижением рождаемости детей, а, следовательно, с сокращением количества членов семьи (Бондырева С.К., 2003). Важную роль в этом процессе играют также процессы развития префигуративности культур (М. Мид, 2008), когда опыт предыдущих поколений не учитывается молодыми, что приводит к утрате этнокультурных ценностей, традиций и т.д.

В связи с этим возникает ситуация определенной нестабильности, фрустрированности, в том числе в вопросах выстраивания как социальных отношений, так и межличностных, в том числе внутрисемейных. По мнению М.Н. Губогло, «для того чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией собственной этнической группы». Именно в ходе этнической социализации происходит воспроизводство этноса и формируется чувство принадлежности к этнической группе. С одной стороны внутрисемейные отношения, в том числе между родителями и детьми, играют важную роль в этнокультурной социализации детей, с другой, этническая принадлежность родителей оказывает влияние на развитие детско-родительских отношений.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью учета этнической составляющей в социализации детей, с другой стороны в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе, внутрисемейные детско-родительские отношения, в том числе между родителями и детьми, трансформируются и приобретают черты префигуративности.

С целью разрешения этого противоречия было принято решение об исследовании этнокультурных аспектов детско-родительских отношении.

Цель: исследование этнокультурных аспектов детско-родительских отношений.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: этнокультурные аспекты детско-родительских отношений.

Общая гипотеза: детско-родительские отношения в современной семье отчасти отражают опыт этнической группы (принятие, эмоциональные контакты, соблюдение религиозных ритуалов), отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе.

На основе анализа социально-психологических источников, в процессе проведения исследования, нами были разработаны также частные гипотезы:

  1. Отношение родителей к детям характеризуется средним уровнем эмоционального принятия ребенка, короткой межличностной дистанцией в общении, преобладанием жесткого контроля за ребенком, требованием социальной успешности. Между тем, важное значение родители придают семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям.
  2. Наличие в семье нескольких детей способствует установлению более тесных отношений между родителями и детьми.

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Детско-родительские отношения рассматриваются исследователями как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения являются важнейшей детерминантой психического развития и процесса социализации ребенка. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. Кроме того, эмпирически было установлено, что на детско-родительские отношения оказывает влияние тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которая отводится ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений происходит процесс социализации и формируется личность ребенка.
  2. Интегрирующим и дающим основное направление общему процессу социализации является этническая социализация. Этническая социализация (инкультурация) рассматривается исследователями как двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом посредством социальных институтов и научения ценностей культуры своего народа, установок, жизненных ориентаций, этнической идентичности. Результатом успешной этнической социализации является человек, компетентный в культуре, имеющий позитивную этническую идентичность.
  3. Этническая идентичность рассматривается исследователями как составная часть социальной идентичности, осознание принадлежности к своей этнической группе и отличия от других этнических общностей на основе этнодифференцирующих признаков.
  4. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Дошкольники 6-7 лет имеют фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми в этом возрасте для дошкольников являются семья и непосредственное социальное окружение.
  5. Семья является основополагающим социальным институтом этнической социализации. Многочисленные исследования детско-родительских отношений, показали, что появление тех или иных черт характера у детей напрямую связано со спецификой этнической социализации. Родители в разных культурах демонстрируют высокий уровень родительского принятия. Однако такие проявления, как, например, строгий родительский контроль, связано с восприятием в культурах его как родительской заботливости или отвержения.
  6. Общество с определенным типом хозяйственной деятельности заинтересовано в воспитании у детей, в первую очередь, качеств, которые им пригодятся во взрослой жизни (доминирование / подчинение; послушание / независимость).
  7. Причины межкультурных различий в социальном поведении детей связаны со степенью сложности социально-экономической системы (социальной стратификации, профессиональной специализации, политической и правовой централизации и т.п.) и преобладающей структуры семьи (нуклеарные, большие).
  8. Существует влияние социальной структуры на характерные для культуры стили социализации. Так, социальное положение родителей влияет на предъявления требований послушания / независимости по отношению к детям.

Анализ особенностей социальной среды семей, в которых воспитываются дети дошкольного возраста, позволил нам сделать следующие выводы:

  • В современном обществе (по сравнению с традиционным) значительно возрос процент неполных семей. Если в традиционной культуре неполные семьи были нетипичным явлением, связанным чаще со смертью одного из родителей, то в современном обществе, неполная семья не исключение, а скорее закономерность. В традиционной русской культуре неполная семья являлась скорее исключением, так как женщина была не в состоянии содержать семью, которой был необходим кормилец в лице мужчины — отца.
  • Если в традиционной русской культуре основным типом семьи была большая семья, в которой совместно живут несколько поколений родственников, то для современного общества это не характерно. Современные русские дети чаще воспитываются в условиях нуклеарной семьи, в непосредственном взаимодействии с родителями.
  • Типичным для семей стало рождение только одного ребенка. Следует отметить, что в последние три-четыре года имеется тенденция к изменению демографической ситуации, к увеличению рождаемости в российском обществе, тем не менее, проведенное исследование показывает, что в обследуемой выборке преобладают семьи с одним ребенком. Соответственно, интересы современного ребенка-дошкольника направлены на те виды деятельности, которые ребенок может организовать сам, без участия партнера, взрослого и сверстника.
  • Как и в традиционной, в современной русской семье самое важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. С ней он общается чаще, чем с другими родственниками семьи.

Полученные результаты опроса родителей, на предмет выявления особенностей родительского отношения, характерного для современной русской семьи, показали, что отношение к детям родителей отличается средним, но близким к высокому уровню эмоциональным принятием ребенка. Родители во всем стараются помочь ему, высоко оценивают его интеллектуальный и творческий потенциал. В семьях межличностная дистанция в общении между родителями и ребенком очень близка. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, чаще воспринимают ребенка как маленького и беззащитного. В связи с этим большинство родителей жестко контролирует жизнь ребенка, требует от него социальной успешности.

У большинства родителей-респондентов преобладает позитивная этническая идентичность (72, 76 %). Доминирующий тип этнической идентичности по типу «нормы» характеризует сочетание у испытуемых позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Кроме того, в воспитании детей испытуемые с этнической идентичностью по типу «нормы» ориентированы на сохранение этнических традиций и обычаев, на развитие этнокультурных навыков у своих детей, развитие у них этнокультурных познавательных интересов. Это может выражаться в соблюдении русских религиозных обрядов и ритуалов (свадебный обряд, обряды, связанные с рождением ребенка, крещение, свадьба и т.д.), использование народных игр во взаимодействии с ребенком, чтение русских народных сказок и др.

Анализ культурно-ценностных ориентаций показал ориентацию родителей-респондентов на современную культуру. Между тем, важное место для испытуемых занимают и определенные ориентации на традиционную культуру. Это касается вопросов сохранения культурных традиций, семейных ценностей, интереса к истории своего народа. Большое значение респонденты придают семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. Большинство респондентов придерживаются сочетания в воспитании разумной меры предоставления свободы и контроля за поведением детей.

Результаты детско-родительских отношений в восприятии детей показали, что короткая дистанция у детей установлена с мамой (симбиотическая зона отношений) и братом / сестрой (у детей, имеющих брата / сестру). Остальные «значимые другие» ( «папа», «бабушка», «дедушка», «мой лучший друг», «воспитательница детского сада») относятся к плодотворной зоне отношений. Между тем, существуют отличия в психологической дистанции у детей, имеющих и не имеющих брата / сестру. Так, более близкие отношения (сокращение психологической дистанции) у детей, имеющих брата / сестру, устанавливаются с мамой и папой. Несколько отдаляются (увеличение психологической дистанции) дошкольники от бабушки и дедушки, а также от друга. Интерпретируя полученные данные можно сделать вывод о том, что брат / сестра занимают важное место в жизни дошкольника. Наличие в семье нескольких детей способствует установлению более тесных отношений между родителями и детьми.

В целом дошкольники позитивно воспринимают свою семью. Между тем, в семьях, имеющих брата / сестру, существует более близкая эмоциональная связь ребенка как с братом /сестрой, так и с другими членами семьи.

Современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось количество больших семей; в большинстве семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной русской семье отчасти сохранены культурные традиции по вопросу социализации детей (соблюдение традиционных праздников, религиозных ритуалов, принятие ребенка, эмоциональные контакты), отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе.

Список литературы

  1. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки / М.Н. Губогло. — М.: Наука, 2003. – С. 210.
  2. Костицына, Е.А. Взаимосвязь типов семейного воспитания и отношения родителей к ребенку / Е.А. Костицына // Психологическая наука и образование. — 2001. — №2. — С. 36 – 38.
  3. Малявина, С.С. Социализация детей в современной русской семье [Электронный ресурс] / С.С. Малявина. – Режим доступа: http: //childpsy. ru/lib/authors/id/11784. php.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год