Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«STEM — ЛАБОРАТОРИЯ»
Педагогика
Автор: Гуськова Светлана Вячеславовна   
07.04.2021 05:56

«STEM — ЛАБОРАТОРИЯ»«STEM — ЛАБОРАТОРИЯ»

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20 «СКАЗКА»

В современном мире все больше и больше наблюдается технологическая революция. Для того чтобы человек мог комфортно себя чувствовать в условиях инновационных технологии, мог легко пользоваться высокотехнологичными продуктами, современное образование необходимо видоизменять.

Президент Российской Федерации В. В. Путин, в последнее время акцентирует внимание на том, что инженерное образование в России необходимо вывести на новый более высокий уровень. Поэтому в целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров.

 

Скачать конспект

А с чего начинается подготовка будущих инженеров, конструкторов, ученых, высококвалифицированных специалистов, которые в будущем внесут огромный вклад в развитие нашего общества и государства, конечно, с развития дошкольников! Для решения данной задачи отлично подходит STEM образование, т.к. инновационные продукты и прогрессивные технологии STEM, являются базовой составляющей современной образовательной системы. STEM образование позволяет наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе любой профессиональной деятельности. Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Наш детский сад (МАДОУ детский сад № 20 «Сказка»), идущий в ногу со временем, не стал исключением. Реализуя задачу всестороннего развития ребенка-дошкольника, имеющего в своем арсенале множество современных инструментов и мыслительных навыков, способного легко находить нужную информацию и применять ее в своих интересах, мы создали в своем учреждении «STEM- лабораторию».

«STEM – лаборатория» — это детская территория, где созданы специальные условия для всестороннего развития дошкольников с помощью STEM технологий.

«STEM – лаборатория» необходима для повышения качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Деятельность в лаборатории направлена на:

  • создание условий для формирования инженерных и естественно-научных компетенций дошкольников, для развития познавательно-исследовательской деятельности, способов наглядно-образного и абстрактно-логического мышления
  • создание предпосылок для дальнейшего математического, естественно-научного и инженерно-технического образования детей в основной школе
  • создание условий для внедрения инновационной парциальной модульной программы «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» в образовательную практику ДОУ на основе материалов методического комплекса программы STEM-образования.

«STEM – лаборатория» в современных условиях просто необходима для всех участников образовательного процесса:

  • ДЕТЯМ – для создания условий для осуществления детской деятельности по всем 6 модулям инновационной площадки «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • РОДИТЕЛЯМ (законным представителям) – для приобщения к современным образовательным технологиям, созданию партнерских отношений по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления детей
  • ПЕДАГОГАМ – для расширения педагогических компетенций и возможностей
  • ДОУ – для повышения авторитета среди дошкольных учреждений, привлечение к сотрудничеству, обмен опытом среди коллег.

Руководство МАДОУ детский сад № 20 «Сказка», отмечая особый интерес детей, педагогов и родителей к современным STEM– технологиям, приняло решение вступить в инновационную деятельность по апробации и внедрению в педагогическую деятельность программы “STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Заинтересовать и обучить педагогов ДОУ в целях формирования компетенций и стимулирования педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM – технологий.
  2. Способствовать развитию материально-технической базы дошкольной организации.
  3. Выделить и подготовить помещение для «STEM – лаборатории».
  4. Разработать программно — методическое сопровождение по использованию STEM — технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
  5. Организовать познавательную деятельность детей в «STEM – лаборатории».
  6. Презентовать «STEM – лабораторию» среди коллег ДОУ и других дошкольных учреждений города.
  7. Способствовать транслированию педагогического опыта по внедрению STEM образования в ДОУ.
  8. Создавать условия для создания партнерских отношений с родителями (законными представителями) по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления детей.
  9. Организовать подготовку и участие всех участников педагогического процесса в детских конкурсах и конкурсах педагогического мастерства c использованием STEM – технологий.

Для организации «STEM – лаборатории» мы использовали ресурсы:

  • информационные
  • человеческие
  • финансовые
  • материально-технические.

Для того, чтобы заинтересовать и обучить педагогов ДОУ в целях формирования компетенций и стимулирования педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM – технологий, мы активно прослушали множество вебинаров «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по реализации программы «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста», посещали экскурсии в другие учреждения города, где уже ведется эта деятельность, проводили анкетирование педагогов, родителей (законных представителей) на предмет актуальности внедрения в педагогическую деятельность ДОУ «STEM — технологий», посещали районные методические объединения по темам реализации «STEM – образования». Восемь педагогов ДОУ прошли обучение по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Реализация парциальной модульной программы «STEM – образование для детей дошкольного возраста» в соответствии с требованиями ФГОС ДО» в объеме 72 часов (ФГБНУ ИИДСВ РАО) (Теория и практика).

Наш детский сад приобрел интересное, качественное, красочное и необходимое оборудование по всем 6 модулям STEM образования:

  • Дидактическая система Ф.Фрёбеля
  • лего-конструирование
  • математика
  • экспериментирование
  • робототехника
  • мультстудия

Совместно мы определили место «STEM- лаборатории», отремонтировали выбранное помещение, разместили необходимую мебель, оформили новое пространство так, чтобы оно было удобным, ярким, насыщенным, вариативным, интерактивным, безопасным для всех его посетителей.

С помощью программы «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» и методической литературы по отдельным модулям педагоги ДОУ разработали свои рабочие программы дополнительного образования по 6 модулям «STEM-образования».

В результате сплоченной плодотворной работы педагогов ДОУ в детском саду стала активно функционировать наша «STEM- лаборатория».

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

В нашей «STEM- лаборатории» много возможностей для детей:

  • ребенок стремительно обучается аккуратному обращению с техникой
  • при помощи сенсорных установок развиваются таланты детей и их творческие способности, а также повышается усидчивость и снижается гиперактивности ребят
  • сенсорные игровые комплексы развивают мелкую моторику и повышают уровень чувствительности у детей
  • современное интерактивное оборудование улучшает восприятие новой информации ребенком, стимулирует самообразование и повышает интерес к обучению.

В нашей «STEM лаборатории» функционируют 5 кружков.

Кружок «Маленькие исследователи» способствует формированию у ребят представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности, дети осознают единство всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия, у ребят формируется экологическое сознание.

Кружок «Lego- волшебная страна» помогает развить у дошкольников способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, умение группировать предметы, умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни, свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре), умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Кружок «Юнные математики» создает условия для экспериментирования с предметами окружающего мира с помощью дидактической системы Ф. Фребеля. Здесь осуществляется освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами, освоение пространственных отношений, комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Кружок «Робототехник» способствует развитию у детей логики и алгоритмического мышления, формированию основ программирования, развитию способностей к планированию, моделированию, обработке информации, развитию способности к абстрагированию и нахождению закономерностей, умений быстро решать практические задачи, дети овладевают умением акцентирования, схематизации, типизации, умением пользоваться универсальными знаковыми системами (символами). Развиваются способности к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Кружок «Мульт-карусель» помогает в освоении детьми ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), цифровых технологий, медийных технологий. Здесь происходит организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

Желая презентовать созданную «STEM – лабораторию» коллегам из других дошкольных учреждений, мы организовали экскурсию в рамках РМО для педагогов «Вариативность образовательных ресурсов как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Родители частые гости в нашей лаборатории. Здесь идет планомерная работа по созданию партнерских отношений с родителями (законными представителями) по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления, расширения системы знаний и умений детей дошкольного возраста.

Наши педагоги и воспитанники с удовольствием показывают все свои навыки, полученные в «STEM – лаборатории»:

  1. Международный конкурс «Творчество и интеллект» Номинация «Изобразительное творчество» Название конкурсной работы «Мультфильм «Три медведя»» Организатор «Апрель – РФ» (1 место)
  2. Фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир 2020» (участие)
  3. Фестиваля детского анимационного творчества «Волшебный мир мультипликации» (1 место)
  4. Конкурс детского рисунка по робототехнике в рамках Межрегиональной конференции «STEM – компетенции будущего» (3 место)
  5. Муниципальный конкурс «Город мастеров» Номинация «Лего-профессии» (1 место)
  6. Фестиваль «Город мастеров» Номинация «Лего-профессии» (победители)
  7. Конкурс им. Выготского Проект «Наши любимые сказки» (использование робота «Bee-Bot»)
  8. Чудеса воды

Педагоги активно транслируют свой педагогический опыт по применению в работе с детьми STEM технологий:

1. Участие в педагогической конференции «интерактивные…

В качестве организаторов «Интерактивной игротеки»

2. Публикация "Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации" Журнал «Дошкольник. рф»

3. Публикация на сайте педагогов dlyapedagoga. ru «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» (использование мини -робота «Bee-Bot»)

4. Семинар по STEM-образованию с презентацией разработанных полей для мини-робота Bee-Bot

5. Выступление в роли экспертов-спикеров по теме: «Лого робот в работе логопеда» на Всероссийское педагогическое «Онлайн-чаепитии» «Образовательные робототехника, работа с лого роботами»

Мы видим, что детям в нашей «STEM лаборатории» нравится, когда они являются активными участниками какого-либо мероприятия или эксперимента. Дошкольники – это настоящие исследователи с неутомимой жаждой новых впечатлений и большой любознательностью. Детское экспериментирование позволяет надолго усвоить информацию, ведь когда ребенок самостоятельно что-то видит, слышит и делает, он чувствует себя полноценным участником учебного процесса.

«STEM-лаборатория» дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Разве не к этому стремится современное дошкольное образование?!

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20 «СКАЗКА»

http: //detsad20skazka. ucoz. com/

E-mail: super. scazca@yandex. ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (187) выйдет
18 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (186) за 2021 год
Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год