Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«STEM — ЛАБОРАТОРИЯ»
Педагогика
Автор: Гуськова Светлана Вячеславовна   
07.04.2021 05:56

«STEM — ЛАБОРАТОРИЯ»«STEM — ЛАБОРАТОРИЯ»

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20 «СКАЗКА»

В современном мире все больше и больше наблюдается технологическая революция. Для того чтобы человек мог комфортно себя чувствовать в условиях инновационных технологии, мог легко пользоваться высокотехнологичными продуктами, современное образование необходимо видоизменять.

Президент Российской Федерации В. В. Путин, в последнее время акцентирует внимание на том, что инженерное образование в России необходимо вывести на новый более высокий уровень. Поэтому в целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров.

 

Скачать конспект

А с чего начинается подготовка будущих инженеров, конструкторов, ученых, высококвалифицированных специалистов, которые в будущем внесут огромный вклад в развитие нашего общества и государства, конечно, с развития дошкольников! Для решения данной задачи отлично подходит STEM образование, т.к. инновационные продукты и прогрессивные технологии STEM, являются базовой составляющей современной образовательной системы. STEM образование позволяет наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе любой профессиональной деятельности. Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Наш детский сад (МАДОУ детский сад № 20 «Сказка»), идущий в ногу со временем, не стал исключением. Реализуя задачу всестороннего развития ребенка-дошкольника, имеющего в своем арсенале множество современных инструментов и мыслительных навыков, способного легко находить нужную информацию и применять ее в своих интересах, мы создали в своем учреждении «STEM- лабораторию».

«STEM – лаборатория» — это детская территория, где созданы специальные условия для всестороннего развития дошкольников с помощью STEM технологий.

«STEM – лаборатория» необходима для повышения качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Деятельность в лаборатории направлена на:

  • создание условий для формирования инженерных и естественно-научных компетенций дошкольников, для развития познавательно-исследовательской деятельности, способов наглядно-образного и абстрактно-логического мышления
  • создание предпосылок для дальнейшего математического, естественно-научного и инженерно-технического образования детей в основной школе
  • создание условий для внедрения инновационной парциальной модульной программы «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» в образовательную практику ДОУ на основе материалов методического комплекса программы STEM-образования.

«STEM – лаборатория» в современных условиях просто необходима для всех участников образовательного процесса:

  • ДЕТЯМ – для создания условий для осуществления детской деятельности по всем 6 модулям инновационной площадки «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • РОДИТЕЛЯМ (законным представителям) – для приобщения к современным образовательным технологиям, созданию партнерских отношений по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления детей
  • ПЕДАГОГАМ – для расширения педагогических компетенций и возможностей
  • ДОУ – для повышения авторитета среди дошкольных учреждений, привлечение к сотрудничеству, обмен опытом среди коллег.

Руководство МАДОУ детский сад № 20 «Сказка», отмечая особый интерес детей, педагогов и родителей к современным STEM– технологиям, приняло решение вступить в инновационную деятельность по апробации и внедрению в педагогическую деятельность программы “STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Заинтересовать и обучить педагогов ДОУ в целях формирования компетенций и стимулирования педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM – технологий.
  2. Способствовать развитию материально-технической базы дошкольной организации.
  3. Выделить и подготовить помещение для «STEM – лаборатории».
  4. Разработать программно — методическое сопровождение по использованию STEM — технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
  5. Организовать познавательную деятельность детей в «STEM – лаборатории».
  6. Презентовать «STEM – лабораторию» среди коллег ДОУ и других дошкольных учреждений города.
  7. Способствовать транслированию педагогического опыта по внедрению STEM образования в ДОУ.
  8. Создавать условия для создания партнерских отношений с родителями (законными представителями) по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления детей.
  9. Организовать подготовку и участие всех участников педагогического процесса в детских конкурсах и конкурсах педагогического мастерства c использованием STEM – технологий.

Для организации «STEM – лаборатории» мы использовали ресурсы:

  • информационные
  • человеческие
  • финансовые
  • материально-технические.

Для того, чтобы заинтересовать и обучить педагогов ДОУ в целях формирования компетенций и стимулирования педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM – технологий, мы активно прослушали множество вебинаров «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по реализации программы «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста», посещали экскурсии в другие учреждения города, где уже ведется эта деятельность, проводили анкетирование педагогов, родителей (законных представителей) на предмет актуальности внедрения в педагогическую деятельность ДОУ «STEM — технологий», посещали районные методические объединения по темам реализации «STEM – образования». Восемь педагогов ДОУ прошли обучение по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Реализация парциальной модульной программы «STEM – образование для детей дошкольного возраста» в соответствии с требованиями ФГОС ДО» в объеме 72 часов (ФГБНУ ИИДСВ РАО) (Теория и практика).

Наш детский сад приобрел интересное, качественное, красочное и необходимое оборудование по всем 6 модулям STEM образования:

  • Дидактическая система Ф.Фрёбеля
  • лего-конструирование
  • математика
  • экспериментирование
  • робототехника
  • мультстудия

Совместно мы определили место «STEM- лаборатории», отремонтировали выбранное помещение, разместили необходимую мебель, оформили новое пространство так, чтобы оно было удобным, ярким, насыщенным, вариативным, интерактивным, безопасным для всех его посетителей.

С помощью программы «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» и методической литературы по отдельным модулям педагоги ДОУ разработали свои рабочие программы дополнительного образования по 6 модулям «STEM-образования».

В результате сплоченной плодотворной работы педагогов ДОУ в детском саду стала активно функционировать наша «STEM- лаборатория».

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

В нашей «STEM- лаборатории» много возможностей для детей:

  • ребенок стремительно обучается аккуратному обращению с техникой
  • при помощи сенсорных установок развиваются таланты детей и их творческие способности, а также повышается усидчивость и снижается гиперактивности ребят
  • сенсорные игровые комплексы развивают мелкую моторику и повышают уровень чувствительности у детей
  • современное интерактивное оборудование улучшает восприятие новой информации ребенком, стимулирует самообразование и повышает интерес к обучению.

В нашей «STEM лаборатории» функционируют 5 кружков.

Кружок «Маленькие исследователи» способствует формированию у ребят представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности, дети осознают единство всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия, у ребят формируется экологическое сознание.

Кружок «Lego- волшебная страна» помогает развить у дошкольников способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, умение группировать предметы, умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни, свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре), умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Кружок «Юнные математики» создает условия для экспериментирования с предметами окружающего мира с помощью дидактической системы Ф. Фребеля. Здесь осуществляется освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами, освоение пространственных отношений, комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Кружок «Робототехник» способствует развитию у детей логики и алгоритмического мышления, формированию основ программирования, развитию способностей к планированию, моделированию, обработке информации, развитию способности к абстрагированию и нахождению закономерностей, умений быстро решать практические задачи, дети овладевают умением акцентирования, схематизации, типизации, умением пользоваться универсальными знаковыми системами (символами). Развиваются способности к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Кружок «Мульт-карусель» помогает в освоении детьми ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), цифровых технологий, медийных технологий. Здесь происходит организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

Желая презентовать созданную «STEM – лабораторию» коллегам из других дошкольных учреждений, мы организовали экскурсию в рамках РМО для педагогов «Вариативность образовательных ресурсов как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Родители частые гости в нашей лаборатории. Здесь идет планомерная работа по созданию партнерских отношений с родителями (законными представителями) по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления, расширения системы знаний и умений детей дошкольного возраста.

Наши педагоги и воспитанники с удовольствием показывают все свои навыки, полученные в «STEM – лаборатории»:

  1. Международный конкурс «Творчество и интеллект» Номинация «Изобразительное творчество» Название конкурсной работы «Мультфильм «Три медведя»» Организатор «Апрель – РФ» (1 место)
  2. Фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир 2020» (участие)
  3. Фестиваля детского анимационного творчества «Волшебный мир мультипликации» (1 место)
  4. Конкурс детского рисунка по робототехнике в рамках Межрегиональной конференции «STEM – компетенции будущего» (3 место)
  5. Муниципальный конкурс «Город мастеров» Номинация «Лего-профессии» (1 место)
  6. Фестиваль «Город мастеров» Номинация «Лего-профессии» (победители)
  7. Конкурс им. Выготского Проект «Наши любимые сказки» (использование робота «Bee-Bot»)
  8. Чудеса воды

Педагоги активно транслируют свой педагогический опыт по применению в работе с детьми STEM технологий:

1. Участие в педагогической конференции «интерактивные…

В качестве организаторов «Интерактивной игротеки»

2. Публикация "Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации" Журнал «Дошкольник. рф»

3. Публикация на сайте педагогов dlyapedagoga. ru «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» (использование мини -робота «Bee-Bot»)

4. Семинар по STEM-образованию с презентацией разработанных полей для мини-робота Bee-Bot

5. Выступление в роли экспертов-спикеров по теме: «Лого робот в работе логопеда» на Всероссийское педагогическое «Онлайн-чаепитии» «Образовательные робототехника, работа с лого роботами»

Мы видим, что детям в нашей «STEM лаборатории» нравится, когда они являются активными участниками какого-либо мероприятия или эксперимента. Дошкольники – это настоящие исследователи с неутомимой жаждой новых впечатлений и большой любознательностью. Детское экспериментирование позволяет надолго усвоить информацию, ведь когда ребенок самостоятельно что-то видит, слышит и делает, он чувствует себя полноценным участником учебного процесса.

«STEM-лаборатория» дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Разве не к этому стремится современное дошкольное образование?!

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 20 «СКАЗКА»

http: //detsad20skazka. ucoz. com/

E-mail: super. scazca@yandex. ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год