Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Педагогика
Автор: Большакова Наталия Николаевна   
23.05.2020 12:01

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Разработала: Большакова Н.Н.

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни. Выявлены особенности формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни.

Ключевые слова: пространственная ориентация, пространственная ориентация на листе бумаги, старший дошкольный возраст.

Развитая пространственная ориентация необходимейшее условие жизнедеятельности современного человека, форма отражения окружающего мира, успешности познания и активного преобразования им действительности. Ориентация в пространстве имеет важное значение в познании окружающего мира и относится к одному из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и подготовке их к школе.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что формирование первичных представлений о пространстве должно включаться в содержание образовательной программы детского сада.

Особую значимость решение этой задачи приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период является важной частью подготовки детей к обучению в школе.

Как пишет Н. Г. Манелис [3], восприятие пространства можно представить как отражение объективно существующего пространства, оно включает в себя восприятие величины и формы, а также взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они располагаются. Это восприятие имеет больное значение для успешного взаимодействия человека с окружающим его миром.

В. Ким [1] отмечает, что в старшем дошкольном возрасте к пространственно ориентированным практическим видам деятельности, относятся например, конструирование, а также изобразительная деятельность. На этих занятиях дошкольника педагог дает вербальную инструкцию с пространственными характеристиками и дети уже выполняют эти задания. Дети занимаются и во время занятий обучаются и формируют умения располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине.

Как указывает исследователь Н. А. Кондюкова [2], формирование необходимых навыков реализовывается через мотивацию детей на совершенствование навыков восприятия пространства, а так же во время проведения с ними различных словесных, настольных и подвижных игр.

Т. А. Мусейибова [4] утверждает, для того чтобы научить детей ориентироваться в пространстве необходимо включить ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Обязательно нужно подобрать тщательно специальные упражнения, которые постепенно усложняются, а также задания-поручения, задания-игры с различными предметами и без них.

Формирование у детей пространственной ориентации идет не только в реальном мире, но и на занятиях по изобразительному искусству, математическому развитию, на индивидуальных занятиях, на музыкальных, на физкультурных. Пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности.

Целью исследования явилось изучение педагогических условий педагогические условия формирования навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Предмет исследования – процесс формирования навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Мы провели педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный). Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

По данным эксперимента, по методике «Ориентировка в окружающем пространстве» средний уровень навыков пространственной ориентации отмечается у 60% (6 дошкольников) – ЭГ, у 50% (5 дошкольников) – КГ. Низкий уровень отмечается у 40% (4 дошкольника) — ЭГ, у 50% (5 дошкольников) – КГ, детей с высоким уровнем не выявлено.

По методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина средний уровень навыков пространственной ориентации отмечается у 80% (8 дошкольников) – ЭГ, у 70% (7 дошкольников) – КГ. Низкий уровень у 20% (2 дошкольника) – ЭГ, у 30% (3 дошкольников) – КГ, детей с высоким уровнем не выявлено.

На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс занятий и упражнений по формированию навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, о том, что формирование навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни обеспечивается следующими педагогическими условиями: использование различных игр и упражнений в системе занятий по формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни; использование разнообразных форм работы с семьями по формирования навыков пространственной ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ким, И. В. Формирование пространственных представлений как залог успешного обучения в школе // Наука в современном мире. – Сборник научных трудов Международной научно – практической конференции. – Москва: Издательство Перо, 2017. – С.78-82
  2. Кондюкова, Н. А. Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте // Вестник экспериментального образования. – 2016. – №6. – С.43-58.
  3. Манелис, Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Методы нейропсихологической диагностики: хрестоматия: учебное пособие. – Москва: МПСИ, 2014. – С. 425-447.
  4. Мусейибова, Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6. – Санкт-Петербург, 1994. – 156 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета – 2013. – № 6241.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год