Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности.
Педагогика
Автор: Мамбетова Анна Владимировна Громова Лариса Николаевна   
22.01.2020 12:25

Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности.Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и самосознания народа. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства [2].

 

В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации, и др.) подчеркивается, что современные принципы и приоритеты учитывают национальные интересы всех её народов, способствуют развитию их самобытности и равноправного сотрудничества на основе использования исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной России. [1, 3]

Оренбургская область представляет собой уникальное явление, так как является единой средой обитания более 20 национальностей и этнических групп (в процентах национальный состав населения таков: русские — 80, 5 %, украинцы — 4,1 %, татары — 4 %, казахи — 3,7 %, немцы — 1,6 %, башкиры — 1,6 %, мордва — 1,0 %, белорусы — 0,5 %, чуваши — 0,5 %, другие национальности — 2,5 %), объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития [4].

Между тем, на практике ознакомление дошкольников с культурой родного региона не имеет целостной системы педагогических действий. Педагоги вынуждены сами подбирать материалы и соответствующую тематику занятий. Работа по ознакомлению с культурой Оренбургской области носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс. В конечном итоге, это приводит к тому, что у большинства детей не складываются в достаточной мере соответствующие представления о многообразии традиций своего региона. Между тем, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, учет этнокультурной ситуации развития детей является одним из ведущих принципов дошкольного образования [5, п.1. 4].

Таким образом, перед нами встала проблема разработки системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой родного края через продуктивную деятельность. В качестве теоретической базы нашей работы выступили следующие положения:

  • Приобщение личности к культуре в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной, созидательной деятельности (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
  • Смысл дошкольного детства – раскрытие человеческого в человеке через овладение ребенком всеобщими формами творческой деятельности людей. На основе этих всеобщих форм вырастают специфически детские виды деятельности (А. В. Запорожец).
  • Диалог культур предполагает воспитание детей в духе доброжелательности, толерантности, открытости к сотрудничеству, способности к сопереживанию. В связи с этим возникает необходимость в передаче детям универсального наследия, основу которого составляет передача культурного достояния (В. С. Библер).

Основополагающими принципами нашей работы стали:

  • Принцип личностно-ориентированного общения – в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми
  • Принцип тематического планирования материала
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстраций, картин, предметов быта и народно-прикладного искусства, мультимедийных презентаций
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, учет этого принципа способствует появлению у детей желания выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Ведущая педагогическая идея нашей работы:

  • Чем теснее познавательный процесс связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты
  • Успех работы по реализации регионального компонента на занятиях продуктивной деятельностью во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Необходимо обеспечить опору на личный жизненный опыт детей
  • Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности.
  • Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.

Технология работы включает в себя:

  • работу с педагогами через работу творческой мастерской, мастер-классы, интегрированные занятия, консультации
  • привлечение родителей к реализации содержания различных тематических блоков: помощь в организации тематических выставок, совместные занятия
  • регулярную, многоплановую работу с детьми по организации продуктивной деятельности с учетом регионального компонента, использование в работе ИКТ
  • сотрудничество с различными социальными институтами: Орский краеведческий музей, этнографическая изба, музей оренбургского пухового платка, городской выставочный зал
  • организацию эффективно продуманной развивающей предметно-пространственной среды, включающей, как элементы, побуждающие к самостоятельной творческой деятельности, так и средства, позволяющие эти стремления удовлетворить.

Отслеживание результатов за 3 года показало положительную динамику:

У воспитанников:

  • Более ярко начали проявляться интересы и способности в художественной деятельности: способность «вхождения» в изображаемые условные ситуации; увлеченность, захваченность деятельностью; видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству
  • Обогатились способы творческих действий: преобразование уже знакомого материала, создание комбинаций из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях; нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий; быстрота реакции, находчивость в действиях
  • Повысилось качество детской продукции: нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для воплощения образа; индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

У педагогов: повысилась компетенция в вопросе реализации регионального компонента в рамках продуктивной деятельности, обогатились навыки ручного труда, освоили различные техники детского творчества, расширили взаимодействие с социальными институтами.

У родителей: проявляют инициативу при создании развивающей предметно-пространственной среды в группах; повысился интерес к конкурсному движению; проявляют активность в вопросах творческого развития детей.

В целом, мы можем констатировать, что положительные результаты реализации регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности возможны:

  • при обеспечении целостности, единства образовательно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах
  • при обновлении форм и содержания образовательно-развивающей работы с дошкольниками
  • при творческом характере деятельности педагогов
  • при овладении воспитателями активными методами обучения
  • при наличии у педагогов теоретической подготовки в вопросах организации работы по реализации регионального компонента, а также использования различных техник детского творчества при работе с дошкольниками
  • работа по данному направлению проводится педагогами систематически.

Литература

  1. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201).
  2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. – М., 2005. – 153 стр.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751.
  4. Портал Правительства Оренбургской области www. orenburg-gov. ru/
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год