Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Храмова Ирина Вячеславовна   
15.10.2019 10:49

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Храмова Ирина Вячеславовна воспитатель МБДОУ №11 Выксунский район Нижегородская область

Совместный проект «Эффективная губерния» правительства Нижегородской области и ГК «Росатом», инициированный главой региона Глебом Никитиным с начала 2018г, показывает первые практические результаты в сфере образования. Бережливые технологии теперь применяются не только в государственных учреждениях образования и в частных школах, но и в детских дошкольных учреждениях [1].

В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Можем ли мы, педагоги, сделать что-то для сохранения природных ресурсов своего края? С уверенностью говорим: «Да!» Перед педагогом дошкольного учреждения встает вопрос: «Как помочь ребенку с дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам Земли, к тому, что создает человек и природа?».

 

Скачтаь конспект

Исходя из актуальности данной темы и недостаточной разработанностью обучения детей дошкольного возраста процессу экономии и бережливости в условиях детского сада, возникла необходимость разработки системы работы в области энергосбережения со старшими дошкольниками.

Я попробовала выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи помогла проектная деятельность. Мной был разработан проект «Уроки бережливости». Основной целью нашего проекта стало воспитание культуры потребления и энергосбережения у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности. Участниками проекта были не только дети старшего дошкольного возраста, но и их родители. Предметом исследования стали способы энергосбережения.

Для достижения цели проекта мной были поставлены следующие задачи:

  • привлечь внимание к проблемам использования и экономии ресурсов и энергии;
  • обогащать и систематизировать представления дошкольников об энергосбережении;
  • вовлечь детей в деятельность по энергосбережению и ресурсосбережению;
  • развивать у воспитанников исследовательскую инициативу, творческие способности, основы энергоэффективного поведения.

Проект состоял из трех этапов, каждый из которых решал определенные задачи. На первом (подготовительном) этапе основной задачей стала заинтересовать детей тематикой проекта через получение информации об основных энергетических источниках и правила пользования ими. Очень важно было приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам. Были проведены познавательные беседы: «Природное топливо», Можно ли сократить потребление энергии», «Вода в жизни человека», «Солнце – источник жизни, света и энергии», «Энергия вокруг нас», «Простые истины для потребителей», «Что такое водопровод?», «Что значит экономить?»; практикум: «Меры предосторожности. Имея дело с электричеством».

В ходе реализации второго (основного) этапа проводилась опытно – экспериментальная деятельность: «Солнечная лаборатория», «Где живет электричество дома?», «Почему лампочка светит»; организовывались экскурсий; проводились наблюдения: «Как мы используем электроэнергию в детском саду», «В какое время суток включается свет?», «Какое электрооборудование используется в детском саду?», «Рационально ли расходуется вода в группах детского сада?».

Основной задачей данного этапа: расширить круг информативности и образованности дошкольников по вопросам экономии и бережливости энергоресурсов; привить дошкольникам первоначальные навыки простейших способов экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии.

На третьем этапе были подведены итоги проекта через презентации авторских сказок по энергосбережению «Краденое электричество», «Уроки Мальвины по бережливости», «Сестрица Водица и братец Водопроводный кран», «Сказка о Федоре и электроприборах», «Незнайка в городе облаков»; трансляцию правил энергосбережения среди сотрудников ДОУ, практическое применение усвоенных правил по экономии и бережливости в быту.

Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту мы использовали разнообразные активные формы, в первую очередь построенные на игре. Дети играли, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В игровой форме дети знакомились с такими сложными понятиями, как «энергия», «электрический ток», «свет», «лучи», «тепло», «экономия», «бережливость». В этом очень помогло использование пособия «Цифровая лаборатория Наураша». Дети выступали как исследователи, экспериментаторы, конструкторы, создатели проектов.

Кроме этого, наиболее эффективной формой работы с детьми можно считать: разработки мультимедийных презентаций «Мы – потребители», «Волшебница вода». Также нами были разработаны перфокарты: «Источники тепла», «Источники света», «Теплый – холодный», «Где живет вода?», «Берегите свет», «Бережем тепло», «Экономим воду», «Как сберечь газ».

В ходе реализации проекта мной были изготовлены авторские дидактические игры: «Экономим вместе», «Экономная капелька», «Наведем порядок», «Что к чему?», «Энерголото», игра – ходилка «Путь воды». Они помогли сделать интересным и познавательным, доступным экономическое воспитание для дошкольников. Ребята выполняли игровые действия согласно установленным правилам игры. В играх экономического содержания активизируется мыслительная и познавательная деятельность детей, совершенствуются их коммуникативные качества.

Ребята, играя, приобретали навыки разумного потребления природных богатств, экономии электроэнергии, воды, тепла; формировали свои деловые качества. В ходе проекта детям очень нравилось работать с проблемными ситуациями такими, как «Где живет электричество дома?», «Что будет, если исчезнет электричество», «Как сберечь энергию».

Таким образом, система работы в данной области позволила добиться устойчивых знаний и простейших навыков у детей. Конечно, данный проект не решает всех проблем по воспитанию у детей бережливости,

поэтому работу будем продолжать.

Литература:

1. www.niro. nnov. ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (121) выйдет
1 декабря 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год