Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Педагогика
Автор: Скворцова Лариса Викторовна   
24.03.2018 07:57

Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗСопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В. М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.В. Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны.

 

Ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18. 04. 2008г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию.

Основные этапы процесса сопровождения семей с детьми с ОВЗ

  1. Первая встреча (при постановке на учет в ОО): наглядная информация, размещенная в ДОУ.
  2. Прохождение ПМПК: родителям предлагаются информационные листы, из которых они могут узнать подробнее о том нарушении, которое диагностировано у ребенка, о необходимости специализированной помощи, о дошкольном учреждении в целом
  3. Вторая встреча: встреча администрации и узких специалистов. Цель этой встречи — познакомить родителей с правилами требованиями ОО.

С первого дня пребывания родители должны четко представлять себе свои права и обязанности. На этой встрече обговариваются и заключаются договоры между родителями и ОО.

4. Поступление ребенка: перед педагогическим коллективом стоит задача поближе познакомиться с каждой семьей, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что всех волнуют их проблемы. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование проводится комплексно: логопедом, педагогом, психологом, мед. работником. Основными методами изучения семей являются наблюдение, проведение анкетирования, опросов, индивидуальные беседы и консультации, изучение документов. Логопед, особенности домашнего воспитания и обучения, отношение родителей к выявленному нарушению речи у ребенка, степень осведомленности и готовности к совместной работе. Педагог собирает информацию от родителей по следующим направлениям «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Речевое общение дома», «Здоровье моего ребенка», «Взгляд родителей на воспитание детей в семье» и др. Помимо этого, выявляет социальный статус семей, условия проживания, образование и т. д. Психолог выявляет тип семей (традиционная, детоцентрическая, супружеская) и тип семейного воспитания (диктат, опека, сотрудничество). Мед. работник выявляет особенности здоровья каждого ребенка и отношение родителей к его сохранению и укреплению; ожидания и запросы родителей по сохранению здоровья детей.

Изучение и анализ полученных сведений позволяет на заседании ПМПк заполнить карту параметров социального анамнеза семей, определить степень принятия проблем своего ребенка, уровень мотивации родителей к сотрудничеству.

5. Установление контакта педагога с семьёй, воспитывающей ребенка с ОВЗ (дать возможность семье понять, что мы понимаем проблему семьи).

6. Информирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, для того, чтобы у семьи появилась желание искать информацию самим.

7. Мотивировать семью на консультацию к специалистам (неврологу, психиатру и т.д.).

8. Планирование коррекционной работы в учреждении, консультирование по организации среды в домашних условиях, маршрута развития работы со специалистами. Этот этап предполагает составление перспективного плана взаимодействия с семьями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Работа планируется, исходя из трех составляющих: из итогов проведенного исследования семей, из анализа запросов и пожеланий родителей. Организация совместных мероприятий детей с ОВЗ и родителей:

  • родительские собрания, конференции,
  • консультации, беседы,
  • вечера для родителей,
  • кружки для родителей,
  • тематические выставки,
  • диспуты,
  • педагогические советы,
  • попечительский совет,
  • встречи с администрацией,
  • школа для родителей,
  • посещение семей на дому,
  • родительский комитет.

Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка, как в семье, так и в детском коллективе в соответствии с его достижениями. Предоставление автономии ребенку при достижении целевых ориентиров.

9. Практический этап. Он объединяет работу в трех направлениях: коррекционно-педагогическое, психологическое, медицинское.

10. Оценка эффективности проводимой работы. Подобная работа необходима, прежде всего, для выявления и распространения ценного опыта, накопленного педагогами. Оценка общения педагогов и родителей способна также помочь руководителю ДОУ провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Задача ДОУ помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год