Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектно-исследовательская деятельность «Свечение дорожных знаков» для детей старшего дошкольного возраста
ПДД детям
Автор: Караповская Мария Сергеевна   
18.07.2022 06:48

Проектно-исследовательская деятельность «Свечение дорожных знаков» для детей старшего дошкольного возрастаПроектно-исследовательская деятельность «Свечение дорожных знаков» для детей старшего дошкольного возраста

Руководитель: Караповская М. С., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Березка» Губкин 2022

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Вид проекта: краткосрочный.

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Проблема: детский сад находится в окружении проезжей дворовой части, в темное время суток движение становится интенсивным, водители не всегда внимательны, не всегда соблюдают скоростной режим, проезжая территорию детского сада.

 Скачать конспект

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях, используя при обучении нестандартные формы организации детской деятельности, так как дети очень любят экспериментировать. Вопрос на тему: экспериментирование в ДОУ «Создание люминофора» не изучен в интернете.

Гипотеза: люминофор – главный компонент, вызывающий свечение.

Цель: из чего делают светящуюся краску? Можно ли ее приготовить самостоятельно в домашних условиях? Что еще может светить в темное время суток?

Методы: практический (экспериментирование), словесный, аналитический.

Задачи:

  • создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей;
  • показать детям в процессе проведения опытов различные свойства изучаемого объекта, его взаимодействие с другими объектами. Практическое применение этих знаний в жизни;
  • расширять представление детей о дорожных знаках;
  • активизировать деятельность родителей совместно с детьми при работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников;
  • установить оптимальную методику синтеза люминофора на основе борной кислоты.

Этапы реализации проекта:

  1. предварительная работа;
  2. проведение эксперимента в домашних условиях;
  3. игровая развивающая ситуация с детьми с элементами экспериментирования «Помощь Аркадию Паровозову»;
  4. выводы.

Срок реализации проекта: с 6 декабря по 24 декабря.

Планируемые результаты:

  • наличие у всех детей светоотражающих элементов;
  • формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • проявление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
  • дети и родители будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но также привлекать к этому сверстников, общественность.

План совместных действий

№ недели

Родители - дети

Воспитатель -дети

1 неделя–предварительная работа

1. Просмотр мультфильмов на тему дорожные знаки: «Смешарики. Азбука безопасности», «RobocarPoli. Правила дорожного движения», «Лукоморье. Пешеходный переход».

2. Просмотр видео: Галилео. Эксперимент «Уголковый отражатель».

3. Просмотр видеоролика на тему: занимательная химия.

4. Экскурсия к перекрестку во время вечерней прогулки.

5. Изготовление светоотражающих украшений на одежду, рюкзаки, обувь.

1. В результате поиска в интернете, дети вместе с воспитателем узнали о главном компоненте, который вызывает свечение – люминофор (светящийся пигмент, поглощающий световую или тепловую энергию, после чего, в полной темноте, начинает светиться (отдавать то, что накопил). Зарядка люминофора происходит по-разному. Можно зарядить люминофор на солнце, можно от лампочки. Люминофор используют для украшения одежды, игрушек, дорожных знаков и разметок).

2. Просмотр мультпрезентации про световозращатели.

3. Чтение научной литературы: «Секреты свечения кошачьих глаз в темноте» (www.belanta.vet), «Почему светлячки светятся?» (https://kipmu.ru/pochemu-svetlyachki-svetyatsya/), «Свечение моря» (Википедия).

4. Рассматривание и поиск информации в газетах Добрая Дорога Детства.

2 неделя- проведение эксперимента в домашних условиях.

Родители получают домашнее задание в виде инструкции: эксперимент с хвойным концентратом и борной кислотой с использованием вспомогательных предметов: кастрюли, стакана, пипетки, зубочистки, прозрачного лака, ложки для приготовления люминофора.

Родители пошагово следуют инструкции:

1. Насыпают хвойный концентрат и растворяют его в чистой воде в соотношении 1 : 50. Готовый раствор должен иметь желтый оттенок.

2. В жаропрочную посуду с широким дном насыпают 2–3 г борной кислоты.

3. Капают на порошок около 10 капель хвойного раствора. Хвойный концентрат — основной компонент, влияющий на свечение самодельного люминофора.

4. Тщательно перемешивают полученную смесь и разравнивают ее по дну посуды слоем не толще 4 мм.

5. Ставят посуду на электроплиту и сушат смесь на небольшом огне.

6. После того, как вода испарится, смесь начнет плавиться, и на ее поверхности будут появляться пузырьки. Их следует проткнуть. Для этого можно использовать зубочистку.

7. Когда смесь расплавится полностью, ее надо снять с плиты и оставить при комнатной температуре до полного остывания.

8. Застывшую корочку растереть в порошок. Это и будет люминофор, который уже можно смешивать с прозрачным лаком и использовать по назначению.

На заметку! Цвет и интенсивность свечения полученного люминофора будет зависеть от концентрации хвойного экстракта. Поэтому ее можно варьировать для достижения нужного эффекта.

После проведенного эксперимента родители воспитанников детского сада присылают фотоотчет воспитателю.

1. Воспитатель подготавливает пошаговые инструкции по изготовлению люминофора и раздает родителям.

2. Круглый стол на тему: «Как мы с родителями сделали люминофор».

3. После проделанного опыта в домашних условиях воспитатель совместно с детьми оформляют постер «Как мы с родителями сделали люминофор».

4. Сделать совместно с детьми защитные экраны для проведения последующего этапа экспериментирования в ДОУ.

Для работы необходимы: лист для ламинирования,

резинка, поролон (или несколько кухонных поролоновых губок), клей, степлер, ножницы.

Процесс работы:

Закругляем ножницами острые края листа для ламинирования. Затем

прикладываем лист ко лбу и определяем место, где будет расположен поролон. Это необходимо для того, чтобы между экраном и лицом было расстояние в несколько сантиметров (примерно 2 см). Приклеиваем поролон к листу в районе лба. После чего прикрепляем степлером резинку с одной стороны. Регулируем ее длину и закрепляем. Лишнюю резинку отрезаем.

3 неделя –итоговое мероприятие опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Под ритмичную музыку дети проходят в группу и располагаются на ковре

Воспитатель: Доброе утро ребята! Дети, а давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

(В это время заходит ребенок из старшей группы, одетый в костюм Аркадия Паровозова. В руках у него посылка)

Аркадий Паровозов: Здравствуйте, дети! У меня для вас посылка. Скажите, я по адресу пришел, это   детский сад №5 «Березка»? Группа №5?

Дети: Да!

Аркадий Паровозов: Чтобы открыть посылку, вам нужно отгадать загадку: Сами не видят, а другим указывают!

Дети: Дорожные знаки. (Аркадий Паровозов открывает посылку)

Аркадий Паровозов: Я услышал о вашем эксперименте, который вы делали дома совместно с родителями. Я думаю он у всех получился. Это очень здорово, самим приготовить светящуюся краску. Вы, наверное, заметили, что в позднее время суток на улице очень темно и дорожных знаков возле детских садов совсем нет, поэтому водители не сразу могут рассмотретьвыход издетского сада для снижения скорости. Я прошу вас о помощи: изготовьте, пожалуйста, для своей безопасности дорожный знак у входа в детский сад. Все что вам потребуется, находится в посылке.

Воспитатель: Ну что дети, мы поможем Аркадию Паравозову?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте откроем нашу посылку и посмотрим что в ней.

(Дети открывают посылку, достают и называют предметы, находящиеся в посылке)

Варианты ответов детей: У нас в посылке жестяная крышка, строительный клей, маленькая баночка с розовым порошком, пластиковая труба и инструкция.

Воспитатель: А теперь давайте вместе с Аркадием Паравозовым подойдем ко мне и будем выполнять задания, следуя инструкции.

(Дети подходят к столу, за которым находится воспитатель и главный герой)

1.Ребята вы уже знаете буквы и поэтому сможете написать такие слова: Дет Сад

Для этого возьмите жестяную крышку и с помощью строительного клея напишите эти слова на крышке. (Воспитатель показывает как нужно обращаться с клеем, после чего дети поочередно сами пишут буквы)

2.Далее возьмите розовый порошок – это специальная акриловая пудра-втирка для ногтей особого мелкодисперсного помола. Ее частички настолько миниатюрные и невесомые, что при нанесении они плотно прилегают друг к другу, создавая иллюзию абсолютно гладкой металлизированной поверхности. Нанесите на буквы. (Дети вместе с Аркадием Паравозовым под присмотром воспитателя маленькими порциями насыпают порошок).

3.А теперь возьмем пластиковую трубку и приклеим с обратной стороны крышки.

Ваш дорожный знак готов и вы можете установить его возле своего детского сада.

6.Анализ результатов деятельности

Аркадий Паровозов: Дети, вы замечательно справились с заданием! К сожалению, мне пора уходить, меня ждут другие талантливые как вы дети и я поделюсь секретом вашего опыта. (Аркадий Паровозов прощается и уходит)

Варианты ответов детей: До свидания! Приходи к нам еще!

Воспитатель: Дорожный знак мы с вами установим во время вечерней прогулки и посмотрим на его свечение.

7.Осмысление (Итог. Создание ситуации успеха. Фиксирование детьми детской цели.)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Рефлексивный кубик». (Воспитатель демонстрирует кубик детям). Ваша задача: поочередно бросать кубик и отвечать на вопрос, который выпал. Обсуждать мы будем дорожный знак. (Дети поочередно выходят и отвечают на вопросы)

Воспитатель: Какой он?

Варианты ответов детей: Круглый, железный, красивый.

Воспитатель: Назови ассоциацию.

Варианты ответов детей: Указатель, осторожность, знак, правила дорожного движения, дорога

Воспитатель: Из чего состоит?

Варианты ответов детей: Железо, пластик, клей, акриловая пудра.

Воспитатель: Назови достоинства.

Варианты ответов детей: Предупреждает, можно сделать самостоятельно, практичный.

Воспитатель: Назови недостатки.

Варианты ответов детей: Не обнаружили.

Воспитатель: В чем еще можно использовать?

Варианты ответов детей: Указатель на дверях при входе в комнату.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете наша гипотеза подтвердилась?

Варианты ответов детей: Да! Благодаря проведенным исследованиям, мы выяснили , что люминофор – главный компонент, вызывающий свечение.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята за удачный эксперимент! Давайте сначала зарисуем в своих дневниках наблюдений алгоритм получения «светящейся» краски, а фотографию нашего дорожного знака мы отправим в журнал «Добрая Дорога Детства» через электронную почту нашего детского сада.

Список используемой литературы:

  1. Серов А.В., Арефьева Л.П. «Физика и технология люминофоров» books.ifmo.ru›file/pdf/1320.pdf
  2. Верещагин И.К. Электролюминесцентные источники света//М.: Энергоатомиздат.
  3. А. Н. Мурашкевич «Технология неорганических люминофоров».
  4. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение.
  5. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
  6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера.
  7. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России.
  8. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
  9. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  11. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
  12. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год