Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОП ДО: выстраивание игрового пространства группы для формирования гражданственности и патриотизма у дошкольников
Патриотизм детям
Автор: Сулейманова Мария Анатольевна Мусина Азалия Азатовна   
23.12.2023 10:08

ФОП ДО: выстраивание игрового пространства группы для формирования гражданственности и патриотизма у дошкольниковФОП ДО: выстраивание игрового пространства группы для формирования гражданственности и патриотизма у дошкольников

Аннотация. В статье рассматривается вопрос овыстраивании игрового пространства группы для формирования гражданственности и патриотизма у дошкольников согласно ФОП ДО. Отмечается, ФОП ДО дает ориентир на оформление патриотических уголков в ДОО, которое будет направлено на ознакомление детей знакомство воспитанников с историей родного края, с государственными символами страны, с народными промыслами, сее традициями, обычаями и достижениям.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С. Михалков.

Воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотически – задача непростая. Любовь к Большой и Малой Родине воспитывается формируется у детей дошкольников под влиянием окружающей обстановки. Согласно ФОП ДО патриотические зоны в ДОО помогают зародить данное чувство.

ФОП ДО регламентирует базовые направления работы педагога по патриотическому воспитанию дошкольников: формирование терпимого, толерантного отношения к людям других национальностей; сформировать воспитание духовно-нравственного отношения детей к семье, стране, родному краю; формирование у воспитанников чувств собственного достоинства.

Для эффективной реализации системы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, развития их активности инициативности, познавательного интереса в данном актуальном направлении нужно организовать предметно-развивающую среду.

 

ФОП ДО дает ориентир на оформление патриотических уголков в ДОО, которое будет направлено на ознакомление детей знакомство воспитанников с историей родного края, с государственными символами страны, с народными промыслами, сее традициями, обычаями и достижениям.

ФО ДО регламентирует и основы создания патриотического уголка:

  1. Принцип информативности – это многообразие наглядно-дидактического, предметно-практического и информационного материала.
  2. Принцип стабильности и динамичности означает, что организация такого уголка должны быть на длительный срок, с систематически вносимыми изменениями, по мере роста детей и периода обучения.
  3. Принцип открытости – это гибкость уголка, то есть педагог может добавлять нужные элементыи убирать, те, с которыми дети хорошо ознакомились.
  4. Принцип вариативности подразумевает интеграцию различных блоков по патриотическому воспитанию в одном уголке.
  5. Принцип непосредственной интеграции – использование наглядно-дидактического материала во время занятий по другим областям.

Что касается образовательных материалов патриотического уголка, то это могу быть следующие позиции:

  1. Направление социально-нравственного воспитания (семья, близкие кажддому семейные традиции и праздники, ближайшее эмоциональное окружение, генеалогическое древо, общение со сверстниками, родной дом, детский сад).
  2. Знакомство с малой Родиной: родной город илисело, их главные улицы, специфическая природа, транспорт, архитектура, достопримечательности, символика и гимн, стихи и рассказы о родных городе или селе.
  3. Приобщение к народной культуре.
  4. Ознакомление с Родным краем (гимн Республики и Росиии, флаг, герб), карта, характерный животный и растительный мир, заповедники (при наличиии), достопримечательности, знаменитые люди края, историческая специфика, города республики, полезные ископаемые и прочее).
  5. Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности, Великая отечественная война, наша планета Земля (модель земного шара, национальности)

С ориентацией на ФГОС ДО и ФП ДО можно выделить главные атрибуты патриотических уголков в ДОО:

портрет президента России, главы Республики;

гимн – не просто как символ нашей страны, но и как музыкально-поэтическое произведение: и текст на стене, и музыкальная версия для прослушивания

герб:

флаг России – дошкольники должны знать, что белая полоса– это чистота и мир; синяя –постоянство и вера; красная –сила и кровь, пролитая в разные времена в борьбе за нашу Родину.

В данной статье мы подробно остановимся на главной задаче работы в младшем дошкольном возрасте – это ознакомление с ближайшим окружением (семья, детский сад, родной город), формируются первоначальные представления о родном крае, его живой и неживой природе.

Уголок по социально-нравственному и патриотическому воспитаниювоспитанников содержит:

  • взрослые люди – род, профессия, профессиональные действия, внешний облик: наглядность, тематические папки, наглядно-дидактические игры;
  • семья – подбор тематических папок «Наши мамы», «Наши папы», «Моя семья», рисунки, показывающие взаимоотношения членов семьи– совместные действия и отдых, забота друг о друге;
  • твой дом – ребенок приносит фотографии, рисунки различных архитектурных строений, разных по величине, внешнему виду, материалу, из которого они изготовлены, назначению;
  • ребенок и сверстники – подбриваетсянаглядность о детях, об играх, сверстников в разных ситуациях: трудятся, играют, занимаются и прочее;
  • психоэмоциональные состояния: наглядность, показывающая различные эмоции и чувства, а такжеэмоциональное состояние взрослых и детей;
  • поведение детей – тематические папки, дидактические игры, детская художественная литература о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо– плохо», этикет для малышей.
  • наглядный материал для ознакомления детей с «малой родиной» (ДОУ, близлежащими к нему улицами, в целом с родным городом): фотоматериалы, открытки, альбомы, макеты и группы, и детского сада, и улиц либо микрорайона, где находится детский сад.
  • наглядно-дидактический и оборудование по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам русской и народной культуры: предметы старины, национальные игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.
  • детская художественнаянародная литература, фольклор.

В среднем дошкольном возрасте в патриотическом уголкедополняется материал по патриотическому воспитанию по вышеперечисленным компонентам, но идет сравнение понятий «город–село», а также добавляется материал для знакомства с защитниками Отечества – наглядность, макеты, художественная литература, мультимедиапрезентации, наборы военной техники; атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники» и прочее.

Таким образом, лишь систематическая совместная работа всех педагогов ДООи, конечно же, родителей в организованной предметно-пространственной развивающей средыбудет развивать у детей патриотизм, гражданское сознание, толерантное отношение к другим нациям.

Литература

КунжариковаА. Г. Организация работы по формированию патриотизма дошкольников через использование предметно-развивающей среды ДОУ / А. Г. Кунжарикова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //clck. ru/377hAj

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год