Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Расширяем знания дошкольников о творчестве народов ханты
Патриотизм детям
Автор: Стародворская Ирина Юрьевна   
18.05.2018 13:12

Расширяем знания дошкольников о творчестве народов хантыРасширяем знания дошкольников о творчестве народов ханты

Цель: Расширение знания детей о творчестве народов Ханты. Воспитание любви к родному городу и краю.

Задачи: Развитие интереса к культуре и истории родного края и коренным народам севера, творческих способностей; формирование навыков декоративной росписи, ручного труда, умения повторять национальные хантыйские узоры. Учить работать в коллективе и достигать поставленной задачи.

Материалы и оборудование: фотографии хантыйского музея города Лянтор; заготовка силуэта фигура ханты из ватмана; гофрированная бумага, клей, пластиковые тарелочки, гуашь, кисти, салфетки, альбомные листы; альбомные листы с изображениями узоров; фотографии хантыйских узоров, фильм о хантыйском музее, фильмы о г.Лянтор.

 

Предварительная работа: экскурсия в Хантыйский музей, знакомство с историей появления города, рассмотреть с детьми национальные костюмы и предметы быта народа Ханты. Познакомиться с животным миром севера: животными, птицами и рыбами. Сфотографировать постановки и стенды в музее для создания фотоальбома. Чтение сказок народов севера, рассматривание иллюстраций к сказкам. Рассматривание узоров на одежде народа Ханты, обсуждение с детьми, что означают эти узоры. Слушание национальной музыки и песен, а так же песен о Лянторе и просмотр фильмов.

Организационный момент.

Воспитатель:

-У каждого человека есть такое место, в которое он будет стремиться из любой точки мира. Это его Родина — город или село или как говорят "малая Родина".

Как называется наша страна, в которой мы живем? А район и город? (Ответы детей)

Послушайте стихи о нашей малой Родине, а потом послушаем песню о нашем городе. Автор стихотворения жительница нашего города Гиззатулина Фанзура Фаязовна.

Зажгли салют над городом,
Лянтор тот город звать.
Мы с мамами и папами
Вышли погулять.

Вот школа наша
И магазины здесь.
Лянтор — отличный город,
В нём всё на свете есть!

Парки, скверы,
И цирк, и зоопарк,
Приезжают к нам.
Бассейны, стадионы,

и даже музеи есть.
Живу я ни в Саратове,
Ни в Туле, ни в Крыму,
А в городе прекрасном –

В Лянторе я живу!

I.Просмотр фильма о нашем городе, прослушивание музыкального произведения.

-У нас в городе музыканты, а так же поэты — песенники. Сейчас мы послушаем "Лянторский вальс" и посмотрим отрывок фильма о нашем городе. (Просмотр отрывка фильма на интерактивной доске.)

II. Рассмативание альбома, составление рассказа.

- Я предлагаю вам посмотреть альбом, который мы оформили после посещения Хантыйского музея, вспомнить интересный рассказ экскурсовода, поделиться своими впечатлениями и составить небольшой рассказ из нескольких предложений.

III. Малоподвижная игра "Воробей".

Дети стоят за спиной ведущего ребенка. Они произносят слова:

Прилетел к нам воробей
И запел, как соловей.
Эй, ты, птичка, не зевай.
Кто мяукнул — угадай.

Ведущий называет имя ребенка, который мяукал.

VI. Декоративная роспись узоров гуашью, и выполнение узоров из бумажных шариков:

Воспитатель предлагает детям разделиться по интересам и заняться украшением силуэта человека одетого в одежду народа Ханты. Кто — то из детей украшает узорами малицу, или обувь няра, другие — тканный пояс — антып, шапку — капор, варежки из шкуры оленя. Заранее заготовленные по размеру части композиции разрисовываются детьми гуашью, или, используя шарики из бумаги вместо бисера и бусинок, наклеивают их по предварительному рисунку и составляют хантыйский узор. Для облегчения выполнения сложных узоров ребятам выдаются альбомные листы с образцами вариантов узоров. В ходе работы предметы одежды собирают как пазлы на силуэте, в единое целое пока не получится фигура одетого в национальную одежду ханта.

V. Итог занятия.

Педагогу: В 30-е годы, когда в России началась коллективизация и массовый перевод коренных жителей Севера с кочевого уклада жизни на оседлый, в Сургутском районе был создан колхоз им. М. И. Калинина, в который были объединены все родовые угодья коренных жителей бассейна реки Пим — пимские ханты. На территории родового стойбища Нимперовых были построены первые жилые дома, контора колхоза, школа-интернат, баня,, мед. пункт. Так на левом берегу реки Пим появилось национальное село с одноимённым названием. По данным Государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа, национальное село Пим было образовано в 1931 году.

В 1965 году здесь началось разведочное бурение. Открытое месторождение назвали Лянторским по расположенному неподалёку озеру.

В 1978 году на месте посёлка Пим стали возводить посёлок нефтяников Лянторский.

В 1992 году посёлку присвоен статус города.

В тридцатые годы, когда начался массовый перевод коренных жителей с кочевого уклада на оседлый, образовался поселок Пим. Он состоял из домов барачного типа, в каждом проживало по шесть семей, жителями поселка в основном были ханты. В начале сороковых годов был организован Пимский рыбоучасток, построена звероферма, где разводили пушных зверей. Низкие заготовительные цены привели к тому, что все больше представителей коренной национальности были вынуждены отказаться от традиционного промысла. Построенные для хантов домики близ зверофермы оставались пустующими. Население поселка было малочисленно.

В шестидесятые годы Пим родился заново, по реке стали завозиться стройматериалы, начиналось строительство школы-интерната, детского сада. Сюда начали приезжать люди из разных мест, постепенно начинала расти численность населения.

После обнаружения нефти на близлежащих территориях жизнь села крайне изменилась. 25 июня 1978 года было принято решение о пуске Лянторского участка — началась эксплуатация месторождения. С развитием промышленности приступили к строительству первого микрорайона, первой школы и детского сада.

В 1984 году поселок Лянторский и село Пим объединились, населенный пункт был отнесен к категории рабочего поселка. Численность населения постоянно увеличивалась. В 1992 году Лянтору был присвоен статус города.

Лянтор сегодня — это молодой растущий город с многопрофильной структурой промышленности, основой которой является добыча нефти. В городе действует 5 школ и школа интернат для детей коренной национальности, начато строительство еще двух школ, действует спортивно-оздоровительный комплекс "Олимп", готовится к вводу в действие спортивно-оздоровительный комплекс "Юность". В городе есть больница, поликлиника, 2 аптеки, 2 клуба, 2 библиотеки, музей.

Климат

Город Лянтор приравнен к районам Крайнего Севера.

Климат резко континентальный. Зима холодная, продолжительная — со второй половины октября до апреля. Средняя температура января −26-34 °C. Устойчивый снежный покров с ноября по апрель. Весна прохладнее осени, заморозки (до −3 °C) возможны в первую неделю июня. Лето теплое, средняя температура июля +13-23 °C. Осень с начала сентября до середины октября.

Экономика

Предприятия нефтегазодобывающей промышленности, газоперерабатывающий завод. В окрестностях Лянтора — тепличные хозяйства промышленных предприятий. Разводят свиней, птицу. Лянторское и Нижнесортымское месторождения нефти и газа.

В настоящее время нефтегазодобывающее управление «Лянторнефть» ведёт разработку и эксплуатацию 8 месторождений: Лянторского, Маслиховского, Назаргалеевского, Санинского, Западно-Камынского, Северо-Селияровского, Западно-Сахалинского, Сынъёганского.

Наряду с решением производственных вопросов руководство управления уделяет большое внимание вопросам социального развития Лянтора. В городе постоянно ведётся жилищное строительство, оказывается всесторонняя помощь в решении общегородских проблем.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год