Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эффективные практики развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Познание
Автор: Фанкина Оксана Геннадьевна   
26.06.2024 20:57

Эффективные практики развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастаЭффективные практики развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Фанкина Оксана Геннадьевна, педагог дополнительного образования МБУДО ЦВР «Галактика», г.Новосибирск

Познавательные способности человека – это его индивидуальная особенность, направленная на познание окружающего мира и развивающаяся под воздействием множества факторов. Эти способности складываются из интеллектуальных, сенсорных и творческих. Познавая мир, ребенок использует все эти навыки. Так, используя сенсорные ощущения (исследуя предметы), ребенок получает и систематизирует знания о свойствах предметов, которые обозначают словами. Таким образом, именно сенсорные способности являются основой интеллекта ребенка. Чем выше интеллектуальные способности ребёнка, тем выше его тяга к познанию мира.

Познавательные способности детей дошкольного возраста преимущественно спонтанны. Это связано с особенностями развития познавательных процессов в дошкольном возрасте: непроизвольностью внимания и памяти, наглядностью мышления, повышенной утомляемостью. Желая узнать что-то новое, ребенок действует согласно своим представлениям и жизненному опыту. Иногда его действия небезопасны, поэтому взрослые могут ограничить его любознательность, а это, в свою очередь, накладывает отпечаток на поведение малыша. Некоторые дети начинают опасаться всего нового, некоторые бесстрашно шагают к нему. В обоих случаях этоотрицательно отражается на познавательных способностях ребенка: либо познавательная активность снижается из-за страха, либо перерастает в неконтролируемую активность с риском для здоровья и жизни. Родителям и педагогам необходимо удовлетворять тягу детей к получению новых знаний, но делать это нужно максимально наглядно и безопасно.

В Студии раннего развития «Солнечный город» педагоги развивают познавательнуюактивность детей старшего дошкольного возраста, задействуя сенсорные, творческие и интеллектуальные способности детей через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную, коммуникативную, музыкальную и двигательную.

 

На своих занятиях по логико-математическому развитию я стараюсь активно задействовать все умения ребенка. Так как ведущая деятельность у дошкольников игровая, то все занятия проходят в виде игр, связанных одной темой.

Например, изучая геометрические формы, дети рассматривают образцы, ощупывают, проговаривают название фигуры. В игре «Волшебный мешочек» достают на ощупь нужную фигуру. Играя в археологов, ищут в песочнице заданные фигуры. В более усложненном варианте эту игру можно проводить с описанием задания: найти предмет у которого только три угла, или четыре одинаковые стороны, или предмет, похожий на мяч. Дети обязательно своими руками создают предметы нужной формы: рисуют, вырезают, склеивают, собирают из палочек или магнитного конструктора, находят предметы нужной формы в окружающем мире: в учебном кабинете, дома, по пути домой.

На своих занятиях я систематически пользуюсь палочками Кюизенера. Это замечательный дидактический материал, с помощью которого знакомлю учащихся с такими понятиями, как «длина», «числовой ряд», «состав числа» и другими. Однако, с помощью палочек можно решать и другие задачи: умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развитие воображения и фантазии, развитие мелкой моторики, а также развитие личностных качеств- настойчивости, усидчивости. Используя готовые схемы и самостоятельно придумывая, дети конструируют фигуры людей, животных, различные предметы рукотворного мира. Дети сочиняют и рассказывают истории по своим конструкциям, включаются в общую беседу, таким образом у них развивается связная и диалоговая речь, что немаловажно для развития познавательных способностей.

При изучении чисел, я обращаю внимание на написание ребенком цифр. Очень часто дети пишут их неправильно, разворачивая в другую сторону. При знакомстве с цифрами и числами обязательно используются эталоны написания цифр. Для закрепления образа цифры я даю учащимся игровые задания: на ощупь найти нужную игрушку-цифру в «волшебном мешочке» или песочнице, сконструировать цифру из круп, синельной проволоки или ниток. Видя эталонный образ цифры на доске, ребенок может самостоятельно исправить свою ошибку, если она допущена.

Кроме этого, я большое внимание уделяю развитию межполушарных взаимодействий. Как известно, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, за буквальное понимание слов и распознавание цифр. Правое же полушарие отвечает за воображение, интуицию, музыкальные и художественные способности. Часто проблемы с запоминанием, неумением выразить внятно свои мысли, сложности в общении связаны с нарушением межполушарных взаимодействий. Именно поэтому для более успешного усвоения информации, ее анализа, умения координировать свои действия необходимо развивать связи между обоими полушариями как можно раньше, в дошкольный период. Для развития межполушарных связей я использую задания для двух рук одновременно. Это может быть перекладывание одинаковых предметов, рисование по контуру линий, фигур или цифр, конструирование одновременно двумя руками, различные кинезиологические упражнения. В усложненном варианте игрового задания использую разные по форме и размеру игрушки, пинцеты, крупы и макаронные изделия.

Такого рода игровые задания стимулируют развитие познавательныхпроцессов: ребенок должен соотнести слухоречевое описание предмета со своим тактильными ощущениями, развивается тактильная и слухоречевая память, улучшается зрительное восприятие и внимание, координация, мелкая моторика.

Таким образом, использование данных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста создает условия для развития всех познавательных способностей (сенсорных, творческих и интеллектуальных), формирования произвольности внимания и памяти, а также дает возможность оценивать собственные действия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год