Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
Познание
Автор: Крикунова Ольга Лермонтовна Семенова Алла Витальевна   
25.06.2024 09:25

Финансовая грамотность для детей дошкольного возрастаФинансовая грамотность для детей дошкольного возраста

  • Крикунова Ольга Лермонтовна, воспитатель МАДОУ №82 г.Томск
  • Семенова Алла Витальевна, старший воспитатель МАДОУ №82 г.Томск

Знакомить дошкольника с функцией денег можно с раннего детства. Деньги — это практичный инструмент в жизни, и дети понимают это довольно быстро. Другой вопрос, как объяснить ребенку, что они не берутся из воздуха и ресурс ограничен. Малыши, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах; желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными неосознанными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

 

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем жить по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Финансовое просвещение детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, через которое взрослые помогают создать у дошкольника правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях. Поэтому в нашем дошкольном учреждении начали внедрять основы финансовой грамотности для дошкольников. Рассказывают, показывают и учит ребят, как распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения.

Педагоги прежде всего ставят следующие задачи: создать условия для формирования финансовой грамотности у детей; дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним; сформировать понимание значения труда в жизни человека, расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд — товар — деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»; рассказать о процессе производства товаров и их потреблении; познакомить с термином «реклама»; научить полезным бытовым привычкам; способствовать развитию разумных потребностей. развить навыки осмысленного поведения; сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни. Экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки: труд и его продукт; деньги; реклама; экономика в быту. Все экономические понятия объясняются через различные формы организации детской деятельности: игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, экспериментирование, художественно-театрализованная деятельность, детский труд, экономические увлекательные ситуационные задачи, загадки и кроссворды. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формируется произвольность поведения, способность к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем. Усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно-ролевых играх как: «Кафе», «Банк», «Аптека», Магазин», «Туристическая поездка» и др…

В ходе игр периодически создаются проблемные ситуации, требующие выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? Так же детям знакомим с разными банковскими продуктами, которые появляются на рынке. Для этого организуем виртуальные экскурсии в банк или приглашаем банковских специалистов. Которые знакомят, например, с тем, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Используем дидактические, подвижные игры и игровые упражнения с экономическим содержанием, такие как: «Бюджет», «Влияет на цену – не влияет на цену», «Дополни», объясни пословицу» «Хочу и надо», игра с мячом «Что где продают?» … Знакомим детей с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом, это такие как: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент; с понятием «Валюта и кошелёк». Играя, учим детей распределять семейный бюджет.

Всё это позволяет ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег. Учим создавать рекламу и правильно её воспринимать, формировать умение разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности. Обсуждаем просмотренные мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности»). Читаем произведения, сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Такие как, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко», «Два плуга К.Д. Ушинского и прочие. Знакомим с рассказами Петра Кошеля по финансовой грамотности ( «Что такое деньги», «Первые деньги», «Монеты раньше и теперь», «Что такое банк» и пр. …). Читаем стихи, загадки, пословицы, беседуем о труде, о профессиях, на экономическую тему. Работа по экономическому воспитанию проходит успешнее при подключении к ней родителей. Во время консультаций стараемся донести до сведения взрослых важность проблемы. Проводим беседы:

  • О разумном потреблении, о том, чтобы родители не исполняли, любую прихоть детей, чтобы объясняли детям особенности своей работы, рассказывали, детям довольны ли они своей зарплатой…
  • Призываем к собственному примеру: если вы испытываете напряжение во время покупок, волнуетесь или спорите о деньгах с супругом, то дети рано или поздно это заметят. Подайте им здоровый пример, и они с большей вероятностью последуют ему, когда станут старше.
  • Объясняем, что учить необходимо действием: нужно сделать больше, чем просто сказать: «Эта машинка стоит 500 руб.». Лучше помочь ребенку вытащить несколько купюр из копилки, взять их с собой в магазин и передать деньги кассиру. Действие будет иметь больший эффект, чем пятиминутная лекция.
  • Стремление к наглядности. Дайте ребенку монетки, которые он будет копить на какую-нибудь желанную для него покупку. Это научит фокусироваться на цели, а также на практике понимать функцию денег.

Таким образом, финансовая грамотность играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста. Создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, развивать мышление, фантазию, развивает речь и кругозор ребенка. Дети приобретают элементарные экономические знания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год