Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»
Познание
Автор: Солдатова Ирина Евгеньевна   
02.04.2023 00:00

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»

Старшая группа

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о воздухе. На примере экспериментальной деятельности продемонстрировать различные свойства воздуха: легкость, способность двигаться.

Развивающие: развивать исследовательский и познавательный интерес, мыслительную активность, мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Активизировать речь детей.

 

Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.

Предварительная работа: беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, кусочки резины, резиновые игрушки, мешочки с фруктами, технические средства обучения (компьютер, мультфильм).

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, опыт.

Ход занятия

Дети заходят и встают кругом.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Приветствие детей)

Воспитатель: А сейчас поздороваемся друг с другом.

Игра — коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется, вы знаете?

Дети: лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо выполнять определенные правила:

  • соблюдать тишину
  • не перебивать друг друга
  • не мешать друг другу
  • работать тихо, аккуратно, внимательно.

Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию прямо в группе.

Воспитатель: давайте пройдем к рабочим местам и начнем наши опыты!

Воспитатель: ребята, чтобы изучить воздух, давайте попробуем его поймать.

Дети: ответы.

Воспитатель: первый эксперимент «Поймай невидимку»

Говорят, что воздух может принимать любой объем и любую форму. Так ли это? Давайте проверим!

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: он пуст.

Воспитатель: да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Что в нем находится?

Дети: ответы.

Воспитатель: действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он стал похож?

Дети: на шарик, на подушку, на кошку.

Воспитатель: изменился ли цвет пакета? Можем ли мы, посмотрев сквозь пакет, увидеть очертания предметов?

Дети: ответы.

Вывод: мы выяснили, что воздух может принимать объем любой формы. Кроме того, воздух прозрачный, он не имеет цвета, бесцветный.

Воспитатель: присядьте, пожалуйста, на стульчики.

Дежурство: Арина, собери, пожалуйста, пакетики в контейнер.

Воспитатель: второй эксперимент «Почувствуй невидимку».

Давайте проведем следующий эксперимент!

Можно ли почувствовать воздух?

Дети: ответы.

Воспитатель: хорошо, давайте проверим. Я возьму острую палочку и осторожно проколю пакет. Теперь поднесу пакет к лицу и резко сожму его. Что вы чувствовали?

Дети: ответы.

Воспитатель: воздух можно почувствовать?

Дети: ответы.

Вывод: мы с вами поймали воздух, а потом его выпустили. Таким образом, мы убедились, что воздух можно почувствовать. Он нас окружает! Воздух вокруг нас.

Воспитатель: молодцы, вы были внимательны. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте с вами вместе

Мы попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Воспитатель: а теперь, ребята, я предлагаю вам пройти к экспериментальному столу. Нас ждут новые открытия!

(Под музыку дети проходят к столам и садятся на стульчики).

Воспитатель: третий эксперимент «Рассмотри невидимку».

Ребята, как вы думаете, можно ли увидеть воздух?

Дети: ответы.

Воспитатель: мы сейчас будем изучать воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой. Перед вами стаканчики с водой, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. (Выходят пузырьки, пузырьки воздуха).

Дети: ответы.

Воспитатель: пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была?

Дети: ответы.

Воспитатель: пузырьки — это воздух, который находится внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: а теперь подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Дети: ответы.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Воспитатель: четвертый эксперимент «Узнай невидимку по запаху»

Воспитатель: ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?

Давайте понюхаем воздух вокруг нас. Есть ли у него запах?

Дети: ответы.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам поделиться на подгруппы и по запаху определить, что находится в волшебных пакетиках

(Детям предлагается отгадать запахи: лимона, чеснока, апельсина).

Воспитатель: какой запах вы почувствовали?

Дети: ответы.

Воспитатель: вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли воздух свой запах?

Дети: ответы.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет, запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Воспитатель: пятый эксперимент «Сколько весит невидимка»?

Сейчас мы это проверим.

Воспитатель: на столе разложены предметы: резиновые игрушки, кусочки резины.

Воспитатель: возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло?

Дети: он утонул.

Воспитатель: а теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: ответы (воздух).

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам встать со стульчиков и немного размяться.

Физкультминутка

Встали, встали, стали, встали!

Наши пальчики устали.

В кулачки мы их сожмем

И немножко потрясем.

Повернемся друг за другом

И опять пойдем по кругу!

Воспитатель: а теперь, ребята, мы переходим в зрительный зал

Воспитатель: ребята, я предлагаю вашему вниманию мультфильм про воздух.

Просмотр научно – популярного мультфильма для детей.

Воспитатель: ребята, мы посмотрели мультфильм, поработали в лаборатории, провели эксперименты, что вы узнали о свойствах воздуха?

Дети: ответы (Воздух сохраняется в наших вещах).

Рефлексия.

  1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись.
  2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
  3. Воздух не имеет веса.
  4. Воздух есть везде.
  5. У воздуха нет цвета — бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее

(Дети закрепляют на магнитной доске карточки – схемы).

Что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем мы дышим.

Воспитатель: молодцы, ребята! Вы все были внимательными, активными исследователями! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юные исследователи» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год