«Формирование представлений о природе родного края у детей подготовительной группы в условиях реализации регионального модуля программы «Мы в Мордовии живём»» |
Познание | |||
Автор: Егунова Ольга Петровна | |||
29.10.2022 22:03 | |||
«Формирование представлений о природе родного края у детей подготовительной группы в условиях реализации регионального модуля программы «Мы в Мордовии живём» Егунова Ольга Петровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида», г. Саранск, Республика Мордовия. В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования природоведческих представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей. Природоведческие представления у детей старшего дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет. В процессе ознакомления детей с природой особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой: наблюдение, экскурсия, игры, беседы, эксперименты, и т.д. Региональный образовательный модуль «Мы в Мордовии живём» дошкольного образования предназначен в помощь дошкольным организациям в разработке части, формируемой участниками образовательных отношений. Целью регионального образовательного модуля дошкольного образования является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. Целевыми ориентирами при реализации регионального образова-тельного модуля по ознакомлению детей с природой родного края выступают:
Содержание работы по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе Конкретизировать представления о живой и неживой природе, характерной для Мордовии, о растительном и животном мире. Формировать представления об экосистемах, природных зонах Мордовии (лесной и степной). Формировать представления о Красной книге Мордовии. Уточнять представления о редких и исчезающих растениях и животных, зане-сенных в Красную книгу Мордовии. Расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса мордовского края. Знакомить с лекарственными растениями Мордовии (подорожник, крапива, зверобой, душица, шалфей, сирень, тысячелистник и др.). Познакомить с представителями животного мира, проживающих на территории Мордовии (лось, зубр, косуля, хорь лесной, крот, бобр, кабан), птицах (чёрный аист, серая цапля, беркут, тетерев, серая куропатка, глухарь), пресмыкающихся (ящерица, уж, медянка), земноводных (лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная и серая), насекомых (бабочка, шмель, пчела и т.д.). Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах. Познакомить с промыслами мордвы: промысловые звери (волк, лось, барсук, бобр, кабан, ондатра, лисица, зайцы беляк и русак); промысловые рыбы (карп, карась, лещ, щука). Познакомить с природными достопримечательностями Мордовии (Мордовский государственный национальный парк «Смольный», Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича, озеро Инерка — памятник природы). Познакомить с народными приметами мордовского народа: весна богата солнцем, осень — хлебом; летом дела не знаешь, а зимой себя проклинаешь; весной ленишься, осенью маешься, зимой каешься и т. п. Познакомить с промыслами мордвы, с использованием даров природы человеком и отражение в произведениях устного народного творчества повседневной жизни народа. Продолжить знакомство с художественными произведениями о природе: В. Корчеганов «Рыба как лапоть», А. Ежов «По грибы», «Тучка помогла», «Приходи почаще», Я. Пинясов «Березкина песня», И. Девин «Как Михаил огурцы поливал», Ф. Бобылев «Маленький грибник». В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит. Экологические знания дети нашей группы получают не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на занятиях по изобразительной деятельности, в играх. Мы стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. С начала учебного года мы ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматриваем растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Обращаем внимание на форму и окраску листьев, учим по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Детям предлагаем побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц. Ежедневно на прогулках проводим наблюдения за живой и неживой природой. При наблюдениях за птицами обращаем внимание детей на пение птиц, различное звучание их голосов, ведём непринуждённую беседу о пользе птиц, знакомство с их видами, наблюдение за их поведением. В группе с целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах проводили ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко привлекали художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки «героями», которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба. Нашими гостями стали синицы, ну, и, конечно, воробьи. На занятиях по экологическому воспитанию детей учим сравнивать и рассказывать о временах года, о повадках птиц и зверей, учим сравнивать и анализировать, делать простейшие выводы, объяснять, как надо вести себя на природе. Большую помощь в работе по экологии оказывают книги. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. В нашей группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен календарь природы, в котором дети отмечают состояние погоды. На участке детского сада есть огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. На участках имеются цветники, где дети имеют возможность наблюдать растения в период их цветения, деятельность насекомых, опыляющих их. Так же собирают семена для будущих посадок, рассматривают их. Особое место отводится опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе экологического воспитания. Во время этой работы ребёнок проводит настоящие исследования, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получает первые навыки её проведения. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно, главное, что у ребёнка задействован и развивается механизм творческого мышления. Проводим с детьми тематические занятия, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе родного края. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа. Также мы работаем работает над проблемой формирования у детей понятия об элементарных цепочках взаимосвязи в природе. Она даёт детям доступные для детей дошкольного возраста простые понятия экологической цепочки, что если не будет на земле дерева, кустарника, птицы или букашки, то не будет и нас, людей. Что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу). Экологическое воспитание детей проходит через все виды деятельности. В работе с детьми мы используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Если проанализировать проводимую в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Поэтому мы пропагандируем экологическую культуру, знания среди родителей наших воспитанников. Весной проводим экологические субботники, на которых воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к Родине. Любование её красотой, бережное отношение к миру природы – всё это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь. И не случайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо всё, что создано на Земле и относится ко всему бережно.
|