Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект для средней группы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»
Познание
Автор: Мальцева Альфия Равхатовна   
05.12.2021 09:53

Проект для средней группы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»Проект для средней группы «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Название проекта «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно — правовое обеспечение.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27. 07. 1998 г.
  • СанПиН 1.4. 2. 3049 -13
  • Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росиии) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Руководитель проекта Мальцева Альфия Равхатовна

 

Скачать конспект

Участники Дети средней группы, родители, педагоги.

Срок реализации 1 месяц

Вид проекта Групповой; краткосрочный, поисково-исследовательский

Цель проекта Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта — расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга: воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость;
  • расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • познакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

Этапы Организационно-подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Характеристика деятельности участников Ознакомление с опытами, активное включение в экспериментальную деятельность, оказание помощи сверстникам, участие детей в решении практических, проблемных вопросов.

Предполагаемые результаты — Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Рост уровня любознательности, наблюдательности.
  • Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
  • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предполагаемые итоговые продукты проекта Картотека экспериментов по загадкам, поговоркам, сказкам.

Картотека игр по экспериментальной деятельности, фотоочет. Итоговое мероприятие Сценарий КВН «Мы – экспериментаторы»

Необходимое оборудование: Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
  • Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Клеенчатые передники, полотенца.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга: воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость;
  • расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • познакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы.

Предполагаемые результаты:

  • Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Рост уровня любознательности, наблюдательности.
  • Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
  • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации: 1 месяц 1.09. 2021 – 30. 09. 2021г.

Материалы и оборудование:

  • уголок по экспериментированию,
  • наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.
  • альбомы со схемами опытов, картотека опытов,
  • телевизор, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет — ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Организация развивающей среды в группе — оформление уголка по экспериментированию.
  4. Анкетирование родителей.
  5. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  6. Оформление консультативного материала для родителей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

  1. Эксперименты;
  2. Беседы;
  3. Наблюдение и труд;
  4. Работа в лаборатории "Почемучкино"

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми

Беседы: «Воздух – невидимка»; «Чистый воздух», «Кому нужна вода», «Как мы ухаживаем за растениями», «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь», «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Чтение художественной литературы: Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»;

С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри», «Федорино горе», «Мойдодыр»

А.Введенский «Песенка о дожде», Н. Заболоцкий «На реке»

«Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка»

Прослушивание музыки: П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки», «Земля в иллюминаторе», «Светит солнышко для всех», «Солнышко-ведрышко»

Дидактические игры: «Свойства воздуха», «Что нужно для роста растений», «Садовник», «Живое – неживое», «Времена года», «Части суток»»

«Кому нужно солнце», «Горячо – холодно», «Как растет цветок»

Подвижные игры «Море волнуется», «День – ночь»,

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко», «Ручеек», «Путешествие капельки», «Солнышко и дождик», «День – ночь», «Елочки, пенечки»

С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».

Трудовые поручения: «Мытье игрушек», дежурство в уголке природы, дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли с листьев)

Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве», «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Анкетирование.

- Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Список литературы:

  1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  4. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч, — № 2.
  5. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч, — № 2.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 8. Интернет ресурсы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год