Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Исследовательская деятельность в детском саду
Познание
Автор: Шаяхметова Роза Ишмурзовна   
04.02.2019 18:35

Исследовательская деятельность в детском садуИсследовательская деятельность в детском саду

Автор:

Шаяхметова Роза Ишмурзовна, воспитатель высшей категории, Детский сад «Тополёк» с. Нугуш Мелеузовского района Республики Башкортостан

Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от воспитателя.

Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и всё делает сам. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

 

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытнической деятельности нужно учить детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.

Вся воспитательно-образовательная деятельность в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. Для успешного проведения исследований со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром я разработала перспективный план «Использование экспериментально — исследовательской деятельности в старшей группе».

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому в группе создали развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

Создала необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами.

Оборудование для исследовательской деятельности.

  1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
  2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки, резиновые перчатки.
  3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
  4. Резиновые груши разного размера.
  5. Пластиковые, резиновые трубочки.
  6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
  7. Пластиковые контейнеры.
  8. Рулетка, линейка.
  9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи.
  10. Фартуки клеёнчатые, щётки, совки.
  11. Цветные прозрачные стеклышки.
  12. Лупы, зеркала, магниты.
  13. Лопатки, грабли, лейки.
  14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Материалы, подлежащие исследованию.

  1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
  2. Растворимые ароматические вещества: детские шампуни, пенка для ванн.
  3. Йод, зелёнка бриллиантовая, гуашь, акварель.
  4. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
  5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Для детей старшей группы обучающие задачи игр усложняются. Мы с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины), но и их разновидности: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (капрон, хлопок, шерсть и т.д.)

Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей).

Моделируем три состояния воды:

  • взявшись крепко за руки, прижались друг к другу – «Твёрдое вещество»
  • легко взявшись за руки встали на небольшом расстоянии друг от друга – «Жидкость»
  • свободно разошлись по группе – «Газ»

Составили вместе с детьми коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Фантики».

Предметно — развивающую среду, обогащаю и систематизирую в соответствии с погружением детей в ту или иную тему. Например, знакомя детей со свойствами песка, устанавливаю в группе мини — песочницу. Мини — песочница – идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. Она позволила нам обогатить образовательную среду и пополнить свой методический багаж новыми приёмами. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. С чего я начала?

Приготовила водонепроницаемую ёмкость, установила в уголке группы (желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь).

Чистый просеянный песок прокварцевали, заполнили им ящик на 1/3. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным.

Подобрали формочки, совочки.

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, дети одновременно делают массаж кисти.

Игра «Следопыты» на распознавание отпечатков на влажном песке развивает пространственное воображение. Игра «Узоры на песке» развивает фантазию, воображение.

Организуя работу, я поощряю инициативу детей. Помогаю детям организовать условия для её решения, и дети вовлекаются в работу. В процессе исследований дети убеждаются в необходимости принимать проблему, ставить цель, выдвигать гипотезу, анализировать, делать выводы и умозаключения. Хорошим заданием являются экспериментирование с реальными предметами и их свойствами. Например: особенность магнита притягивать разные предметы; способность лупы увеличивать предметы; сухая и влажная почва; определение плавучести предметов; При этом дети активно включаются в исследование, не отвлекаются, развивается наблюдательность, смекалка.

Эксперименты проводим не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводим при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений; при знакомстве с почвой, с понятием перегной.

Во время исследований использую театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал, привлекают своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные предметы юным исследователям. Например, в уголке природы «живет» Лесовичок. От его имени предлагаются записки, посылки. Обнаружили посылку с семенами фасоли и гороха. Задание: «Что появится в начале – корешок или стебелёк?» В результате сделали вывод о технологии проращивания семян.

Для того, ребёнок имел возможность самостоятельно получить сенсорную информацию об объекте исследования, я изготовила «Ящик ощущений». В результате повысилась познавательная активность детей при работе с природным объектом, появилась «точка удивления».

Сказку» Колобок» использовали для того, чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой. Чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней силой ветра пришла на помощь сказка «Три поросёнка».

В феврале сажаем лук на зелень и ведем наблюдение. Перед посадкой проводим исследование луковиц (ощупываем, рассматриваем через лупу, разрезаем луковицу пополам и обнаруживаем зелененький росток). Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в свете, тепле, воде, дети наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. В конце исследования делаем выводы. Таким образом, дети на своем опыте узнают, что значит для растений солнечный свет, вода и тепло, понимают, как важен уход за ними.

В процессе экспериментальной деятельности формируются интеллектуальные впечатления. Обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: с песком, с водой, глиной, воздухом, камнями, снегом, во время которых представляется возможность потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.

Интересной работой стала работа над проектом «Здравствуй, дерево!» В начале проводила беседы о деревьях, растениях, заинтересовала их проблемой. Затем был выбран объект исследования – липа на участке детского сада, с которой дети подружились. Они собрали стихи, загадки, рассказы о пользе липы. В итоге Федоренковская Есения вместе со своей бабушкой выполнили исследовательскую работу на тему: «Липа».

На вопрос: «Откуда хлеб на столе?» дети отвечают: «Из магазина». Проследить долгий путь хлеба от поля до стола, было поручено Анисимову Арсению. Арсений вместе со своей мамой изучили весь процесс и оформили исследовательскую работу на тему: «Вот он хлебушек душистый». С целью закрепления материала прочитали с детьми белорусскую народную сказку «Лёгкий хлеб». Провели опыты с мукой, наблюдали за процессом замешивания теста.

Исследовательская деятельность детей осуществляется не только на организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок и экскурсий. На прогулках наблюдаем за состоянием погоды, за живой и неживой природой, за сезонными изменениями, проводим эксперименты с почвой, с водой, со снегом, со льдом

Согласитесь, каждый ребёнок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.

Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Формируя у детей представления об исследовательской деятельности и окружающем мире, о себе, о людях, животных, растений, о правилах поведения в природе и во время исследований я сделала выводы:

  • дети проявляют интерес к явлениям природы и экспериментированию
  • развивается творческая активность, мышление, самостоятельность, инициативность
  • быстро осмысливают задание
  • ухаживают за растениями и животными

В ходе работы мною были выделены несколько правил:

  • меньше учите, больше делитесь
  • поощряйте поисковую деятельность детей
  • учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе
  • знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным

Таким образом, исследовательская деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.

Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.

Работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что исследовательская деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год