Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Волшебный мир Ушинского: воспитание сказками и нравственные принципы в педагогике
Нравственное воспитание
Автор: Секачева Екатерина Сергеевна   
14.08.2024 13:35

Волшебный мир Ушинского: воспитание сказками и нравственные принципы в педагогикеВолшебный мир Ушинского: воспитание сказками и нравственные принципы в педагогике

Секачева Екатерина Сергеевна МАДОУ «Детский сад № 21»

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»

К.Д. Ушинский

Константин Ушинский, выдающийся педагог XIX века, придавал большое значение сказкам в процессе воспитания детей. Он считал, что сказки имеют ценность не только как источник удовольствия, но и как средство формирования моральных и этических ценностей у детей.

 

Ушинский полагал, что сказки помогают развивать воображение, способствуют формированию эмпатии и сочувствия к другим людям. Они также помогают детям понять и принять социальные нормы и ценности общества. В своем труде «Сказки детям» Ушинский подчеркивал, что сказки должны быть доступными, но одновременно содержательными, чтобы ребенок мог извлечь из них пользу.

Ушинский также акцентировал внимание на значимости сказочных героев, которые часто являются образцами поведения для детей. Он считал, что дети могут черпать вдохновение из добрых и мудрых героев сказок, а также учиться избегать отрицательных характеристик и недостатков, присущих злым героям.

В целом, Константин Ушинский смотрел на сказки как на эффективный инструмент воспитания, который способен развить личностные качества детей, помочь им понять сложности жизни и подготовиться к ней. Сказки могут быть использованы для развития навыков коммуникации, эмоционального интеллекта и образного мышления у детей. Этот подход Ушинского к использованию сказок оказал значительное влияние на методы обучения и воспитания.

Сказки Константина Ушинского выполняют воспитательные функции в нескольких аспектах:

  1. Развитие воображения: сказки Ушинского стимулируют детское воображение и творческое мышление. Они предлагают необычные сюжеты, героев и миры, которые помогают развивать фантазию и способность к ассоциативному мышлению.
  2. Эмоциональная сфера: сказки Ушинского затрагивают различные эмоциональные аспекты, помогая детям лучше понимать и выражать свои эмоции. Они могут вызывать радость, грусть, страх или вдохновение, помогая детям осознавать и управлять своими чувствами.
  3. Формирование моральных ценностей: сказки Ушинского содержат ярко выраженные моральные уроки. Они учат детей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, и помогают формировать основы моральных ценностей, таких как честность, справедливость и сострадание.

В целом, сказки Константина Ушинского служат средством воспитания, помогая детям развиваться эмоционально, морально и интеллектуально. Они учат детей справляться с эмоциями, принимать морально верные решения и расширять свое воображение.

Константин Дмитриевич Ушинский разработал собственную концепцию нравственного воспитания детей, основанную на принципе развития личности и формирования активной моральности. Он стремился к тому, чтобы дети становились самостоятельными и ответственными членами общества. Вот некоторые нравственные принципы, которые он пропагандировал:

  1. Воспитание сознательности: Ушинский придавал важность развитию сознательности у детей. Он учил их размышлять о поступках, прогнозировать последствия и принимать осознанные решения на основе моральных принципов.
  2. Воспитание ответственности: Ушинский подчеркивал необходимость воспитания у детей ответственности за свои поступки и их последствия. Он стремился, чтобы дети осознавали свою роль и значимость в обществе, и чувствовали ответственность за свои действия.
  3. Воспитание самостоятельности: Ушинский призывал развивать у детей самостоятельность и независимость мышления. Он ставил целью, чтобы дети могли принимать решения, искать свои пути решения проблем, и проявлять активные действия.

Примеры методов и приемов воспитания нравственности, которые использовал Ушинский, включают:

  1. Метод примера: Ушинский считал, что пример воспитателя является наиболее сильным средством формирования нравственности у детей. Воспитатель должен быть образцом моральности, честности и уважения, чтобы вдохновить детей на подражание.
  2. Обсуждение моральных дилемм: Ушинский призывал проводить дискуссии и обсуждения с детьми на тему моральных проблем и дилемм. Это помогает развивать их критическое мышление, анализировать различные точки зрения и принимать морально обоснованные решения.
  3. Развитие эмпатии и сочувствия: Ушинский акцентировал внимание на развитие эмпатии и сочувствия у детей. Он пропагандировал чтение и обсуждение историй, где герои проявляют сострадание и заботу о других, чтобы воспитывать эти качества у детей.

Это лишь некоторые из принципов и методов, которые Константин Ушинский использовал в своей педагогике для воспитания нравственности у детей. Он стремился к тому, чтобы дети стали самостоятельными, ответственными и морально развитыми личностями.

В заключение, мы можем сказать, что Константин Ушинский – педагог, оставивший огромный след в истории образования. Путем использования сказок и применения нравственных принципов он смог развить в детях не только интеллектуальные навыки, но и складывающуюся моральную позицию. Его подход к воспитанию сказками и укреплению нравственных ценностей остается актуальным и в нашем современном обществе.

Инновации, связанные с использованием сказок Константина Ушинского в воспитании детей, могут включать следующие аспекты:

  1. Использование интерактивных форматов: педагог может создать современные интерактивные версии сказок Ушинского с помощью цифровых технологий, аудио- и видеоматериалов. Это может включать мультимедийные презентации, игры, инструменты для взаимодействия с текстом и персонажами.
  2. Активное обсуждение сказок: помимо чтения сказок, педагог может проводить открытые дискуссии с детьми по поводу моральных уроков, вопросов нравственности и этики, которые поднимаются в сказках Ушинского. Это способствует развитию критического мышления и эмоционального интеллекта у детей.
  3. Творческие задания и проекты: педагог может предложить детям создавать свои собственные сказки, основанные на идеях Ушинского. Это развивает их творческие и наблюдательные способности, а также помогает им выражать свои мысли и чувства.
  4. Взаимодействие с родителями: Педагог может организовывать семинары, родительские собрания или консультации, посвященные сказкам Ушинского и их роли в воспитании нравственных ценностей. Это позволяет родителям быть более вовлеченными в образовательный процесс и дает им возможность обсудить вопросы и методы воспитания с педагогами.

Внедрение этих инноваций может помочь педагогам усилить влияние сказок Константина Ушинского на формирование нравственных качеств детей и сделать образовательный процесс более интересным и активным.

По мнению ученых, оптимальный возраст для формирования нравственных качеств ребенка это возраст от 3 до 7 лет. Именно в этот период в ребенке происходят те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции.

Константин Дмитриевич Ушинский предоставил педагогам прекрасный материал для работы, а его сказка "Слепая лошадь" является прекрасным материалом для создания дидактических игр. С данной сказкой дети знакомятся в старшем дошкольном возрасте. Вот несколько идей, как можно использовать интерактивные форматы для обучения на основе этой сказки (чаще всего используется проектор, а игры представляются детям в виде презентаций):

  1. Игра «Угадай предмет». Можно показывать детям изображения различных предметов, описанных в сказке, и предлагать им угадать, что это за предметы. Например, показывать картинку с фотоаппаратом и спрашивать, «Какой предмет используют для фотографирования в сказке «Слепая лошадь»
  2. Игра «Найди отличия». Создайте две картинки, которые изображают одну из сцен сказки, но с некоторыми отличиями, либо с ложными элементами, которых в сказке не было. Предлагайте детям найти все отличия между картинками и все неточности в изображении сюжета сказки. Это поможет им развивать внимание и наблюдательность.
  3. Игра «Кто сказал?». Предлагайте детям прочитать короткие цитаты из сказки (зачитывает педагог) и угадать, кто это сказал — персонажи сказки или сам писатель Константин Ушинский. Это поможет им развивать понимание текста и знакомиться с автором.
  4. «Угадай героя»: педагог озвучивает описание одного из героев, и дети должны угадать, о ком идет речь. Например, «Этот персонаж имел длинную шею и большие уши. Кто это?».
  5. «Собери историю»: дети получают карточки с изображением различных событий из сказки и должны правильно составить историю, располагая карточки в правильном порядке.
  6. «Кроссворд». В этой игре детям предлагается заполнить кроссворд словами, отражающими нравственные качества, которые можно выделить в произведениях Константина Ушинского. На экран, либо на доску располагается картинка, которая содержит описание события или персонажа из произведений, и дети должны отгадать соответствующее нравственное качество, а педагогдолжен вписать его в кроссворд. Можно это делать и без кроссворда, просто в виде загадок в картинках. Материал подбирается соответственно возрасту детей.

Такие игры помогают детям лучше понять и осознать нравственные принципы, которые Ушинский старался пропагандировать в своих произведениях. Они развивают этическое мышление и способность применять нравственные нормы в повседневной жизни, а интерактивные форматы помогут привлечь внимание детей и сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.

Знакомство с текстом сказки впервые также можно сделать более интересным. Для этого используем сопровождение чтения текста с иллюстрациями, которые представляются на экране проектора. Показ иллюстрации из сказки призван привлечь внимание детей. Возможно использование анимаций или видеороликов, связанных со сказкой, чтобы добавить интерактивности. В дальнейшем детям предлагается сыграть небольшую сценку, воспроизводящую отрывок из сказки. Для закрепления и усвоения текста, детям предлагается познакомить дома родителей с прочитанной ранее сказкой. Распечатываются и раздаются детям иллюстрации к сказке для дальнейшего рассказывания дома родителям по картинке. Детям предлагается сделать вывод о том, чему учит нас эта сказка.

Такой подход к чтению сказки «Слепая лошадь» и других произведений К.Д. Ушинского с использованием проектора позволит детям лучше понять сюжеты и идеи сказок, активно участвовать в обсуждении и проявить свою креативность.

Надеюсь, что этот материал будет полезен в работе с детьми. Он поможет развить их воображение, речь и нравственные ценности, а также использовать сказку в качестве основы для различных дидактических игр.

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте// Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов – 2001». — МГУ им. М.В. Ломоносова. — http: //www. psy. msu. ru/
  2. «Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина «Просвещение», Москва, 1978 г.
  3. «О воспитании детей и юношества. Традиции русской гуманистической педагогики (по трудам К.Д. Ушинского); Сост.: П.А. Лебедев. – М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020 г.
  4. Ушинский К.Д. «Моя система воспитания. О нравственности»; Сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой. — М: Издательство АСТ, 2018 г.
  5. Ушинский К.Д. «Четыре желания. Рассказы и сказки»; иллюстрации Сергея Ярового. – М.: Эксмо, 2023 г.
  6. Электронный ресурс Российского общества «Знание»: https: //znanierussia. ru/articles/Ушинский, _Константин_Дмитриевич
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год