Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
Нравственное воспитаение
Автор: Молодых Оксана Владимировна   
18.12.2015 11:30

«Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против«Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против

Авторы:

Молодых Оксана Владимировна, воспитатель МБДОУ №4 «Василёк», г. Старый Оскол, Белгородская область

Алисова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ №4 «Василёк», г. Старый Оскол, Белгородская область

Современное воспитание детей раннего дошкольного возраста во многом отличается от воспитания, которое было традиционным 20-30 лет назад. Иногда результаты таких разных подходов поражают педагогов, имеющих большой опыт работы. Давайте поразмыслим, такими ли уж безнадёжно устаревшими являются традиционные взгляды «немодных» советских педагогов и насколько оправданы новые приоритеты современного воспитания детей.

 

Приведу простой пример из жизни. Однажды на родительском собрании в детском саду одна из мам рассказала:

- По соседству с нами живёт молодая семья, в ней растёт пятилетний сын. Когда мальчик приходит к нам в гости, то дом сразу наполняется криком и беготнёй… Вещи покидают свои привычные места. И кажется, что нет ни одного запретного уголка для вездесущих рук малыша. Его мама спокойно наблюдает, как сын в чужом доме переворачивает всё вверх дном. Однажды ребёнку сделали замечание, но тот, поглядывая на маму, сказал уверенно: — А мама разрешает!

Мать всем видом дала понять, что ей не довольна тем, что её сыну сделали замечание и заметила: — Он у нас активный. Мы считаем, что ребёнок в семье должен вести себя раскованно. Мы не сковываем его свободу.

Эта казалось бы вполне обычная ситуация вызвала обсуждение среди родителей. Другая мама рассказала о своём видении ситуации: А мы с мужем и бабушкой приучали сына и дочь к слову «нельзя» чуть не с пелёнок. Ещё сидя на руках у взрослого, малыш усваивал, что нельзя замахиваться на маму, дёргать её за волосы, лезть пальцем в глаза. И позднее, когда ребёнок начал сам передвигаться по комнате и пытался взять бабушкины очки или хрупкую вазу, то наше «нельзя» всегда его останавливало. Постепенно ребёнок уже мог действовать осознавая, что пить горячий чай ещё нельзя – обожжёшься — и надо подождать немного и тогда будет можно; что нельзя кричать, потому что бабушка отдыхает, а можно тихо поиграть.

Вот два взгляда родителей, которые, несомненно, любят своих детей. Кто же из них прав? Давайте обратимся к словам А. С. Макаренко: «Ребёнок в младшем возрасте должен бесприкословно слушаться родителей. Ибо если он не послушен сейчас, то совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Ещё одна мысль этого же педагога, что у детей «необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжение воспитателей. Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае тратится на капризы, упрямство, своеволие».

Сейчас подобные взгляды кажутся чем-то далеко отставшим и несовременным. Современные методики, такие как идеи воспитания Марии Монтенссори, отвергают столь жёсткие рамки и предлагают практически полную свободу действий детям. Дети действительно радостно воспринимают такой стиль воспитания. Однако не стоит забывать, что работала Мария Монтенссори в основном с умственно – отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребёнка и «особого» несколько отличаются. Декларируемый тезис о предоставлении полной свободы находится в явном противоречии с жёсткой регламентацией воспитательной деятельности детских общеобразовательных учреждений. Правильнее будет сказать, что подобные методики больше подходят для домашнего воспитания или достаточно немногочисленных групп детского сада. В реальных же условиях, когда в группе фактически пребывает 20-25 детей довольно сложно осуществить методы, провозглашающие свободный стиль воспитания.

Как же быть современным родителям? По какому пути идти? Как общаться со своим ребёнком? Хотелось бы сказать, что в первую очередь нужно понимать и чувствовать своего ребёнка. Дети спокойные от природы и дети гиперактивные (которых становится всё больше и больше), требуют разного подхода. Поэтому прежде чем отдать своё дитя в детский сад, подумайте, насколько ваш ребёнок способен подчиняться общим правилам и нормам жизни в коллективе. Ведь ребёнок в семье зачастую единственный. А в группе детского сада он будет частью общей системы хотят ли того родители или нет. И наверно самое главное, чтобы педагогические взгляды родителей не шли в разрез с требованиями детского учреждения. Другими словами, родители сами должны осознать, что находясь в обществе, и им и их ребёнку придётся уживаться с общепринятыми нормами поведения. Поэтому если родители планируют отдавать ребёнка в детский сад, то стоит постепенно приучать его к пониманию и осознанию того, что есть рамки, которые нельзя нарушать, и естественным образом воспитывать дисциплину дома в семье.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год