Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого заседания литературной и музыкальной гостиной
Занятия по Музыке
Автор: Гаврилюк Анна Владимировна   
28.04.2014 15:51

Конспект открытого заседания литературной и музыкальной гостиной«Сказка в творчестве композитора Н.А.Римского-Корсакова»
для детей подготовительной группы Разместили: Музыкальный руководитель Миняйло В.П., воспитатель Гаврилюк А.В.
Подготовительная работа:
Знакомство с творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова, слушание и анализирование фрагментов из опер-сказок: «Три чуда» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», вступление к опере «Золотой петушок», ария Снегурочки и ария Леля из оперы «Снегурочка», «Океан-море синее» из оперы «Садко». Разучивание оркестра под музыку Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»; творческие задания по песенному творчеству.
Знакомство со сказками «Снегурочка» А.Островского, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» А.Пушкина, «Садко», просмотр-обсуждение музыкальных сказок «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка». Разучивание сценки «Три девицы», стихотворных фрагментов из сказок.
Программные задачи:
Познакомить детей с некоторыми фактами из творческого пути и разнохарактерными произведениями композитора-сказочника Н.А.Римского-Корсакова; закрепить знания по слушанию музыкальных фрагментов из опер Римского-Корсакова, знанию сказок, по которым написаны оперы; продемонстрировать выразительность передачи сказочных образов и стихотворных отрывков из сказок; развивать тембровый и ритмический слух детей; способствовать развитию песенного творчества.
Материалы и оборудование:
Наглядный материал по сказкам и творчеству композитора (мультимедийная презентация), музыкальное сопровождение (фрагменты к операм, оркестру, ориентирование к песенному творчеству); детские музыкальные инструменты для оркестра, сундучок, ключи к сундучку, костюмы русских девиц, белочки, прялки, ширма.
Ход занятия:
Дети входят в зал, рассаживаются.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вы любите сказки, а путешествия? (дети отвечают) Тогда я вам предлагаю сегодня отправиться в необычное путешествие в сказочную страну Музыки. А помогут нам в этом сказки. Хотите? Тогда я превращаюсь в Сказительницу (накидывает на плечи русский платок).                                                                                       Сказительница:-Я хожу по белу свету, сказки слушаю, другим рассказываю. Интересно, с кем мы сегодня встретимся? У меня есть волшебный ключик, который откроет дверь в мир музыкальных сказок. (Достает ключик):
Ключик, ключик золотой,
Дверь волшебную открой,
Да смотри, не подведи,
Сказки ждут нас впереди!
Входит Фея Музыки.
ФЕЯ: Здравствуйте, ребята! Я – фея Музыки, я очень рада, что вы ко мне пожаловали. Я люблю рассказывать детям о музыке. Но я вижу, что с вами Сказительница, значит, сегодняшнее путешествие будет необычным?
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Да фея, ты права. Мы много прочитали интересных сказок и нам очень хочется узнать, как эти сказки связаны с музыкой?
ФЕЯ: Я с удовольствием вам расскажу об этом. Очень многие композиторы сочиняли музыкальные произведения по сказочным сюжетам (П.Чайковский, М.Мусоргский, С.Даргомыжский, М.Глинка, С.Бородин, Н.Римский-Корсаков и много других). Сегодня речь пойдет об очень известном композиторе.
(На экране появляется изображение нескольких шкатулок) А вот и мои волшебные музыкальные шкатулки. Попробуйте узнать, о ком я говорю. Если вы назовете правильно, то откроется первая музыкальная шкатулка. (Изображение 1 шкатулки). Итак, слушайте внимательно:
Это русский композитор вначале своего пути совершенно не собирался стать музыкантом. В его роду все военные морские офицеры, есть даже адмирал. Да и сам он стал военным моряком и в звании гардемарина отправился в долгое плавание. И сейчас мы услышим фрагмент его произведения, в котором изображено то, что очень страстно полюбил этот композитор и, что очень часто он обращался к показу этого образа.
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Ну-ка, музыка, звучи, нам отгадку подскажи!
Фрагмент «Океан – море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова
(Дети отвечают, на экране – портрет композитора)
ФЕЯ: Верно, ребята. Николай Андреевич Римский-Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Его перу принадлежат «Сказка» для симфонического оркестра, симфонические сюиты на сказочные сюжеты «Антар» и «Шахеразада», оперы-сказки «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный» и другие.
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Фея Музыки, к нам спешат красны девицы. Давайте внимательно их послушаем и угадаем, а из какой они сказки?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 девица: «Кабы я была царица,-
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Говорит одна девица,-
1-я: То на весь крещеный мир,
Приготовила б я пир».
2 Девица: «Кабы я была царица,-
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Говорит ее сестрица,-
2-я: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 Девица: «Кабы я была царица,-
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Третья молвила сестрица,-
3-я: Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: В какую же сказку мы с вами попали? (Ответ детей).
Что же в сказке происходит и чем же она необычна? (Ответы)
ФЕЯ: Александр Сергеевич Пушкин написал эту удивительную сказку, композитор Николай Андреевич Римский –Корсаков, прочитав ее, сочинил музыку к ней. Ведь музыка тоже может все рассказать, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми и таинственными, тревожными. Если внимательно следить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятно, о чем повествует сказка, рассказанная музыкой. В моей следующей шкатулке спрятана музыка и мы, слушая внимательно ее, постараемся определить, какого героя сказки нарисовал композитор?
Фрагмент «Белка»
ФЕЯ: Вы узнали, какому герою сказки принадлежит эта музыка? (Ответ) А какое настроение музыки? (Веселая, игривая, задорная, забавная, плясовая, легкая, шутливая, скачущая, улыбающаяся, солнечная, сверкающая).
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Ребята, а вы помните, как о Белочке говорил Пушкин?
Фрагмент «В свете ж вот какое чудо…» (Дети)
ФЕЯ: Сегодня у нас необычное путешествие и мы можем сходить в гости к белочке. (На экране сказочный домик)
СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Что-то белочки ни видно. Как же нам ее позвать?

ФЕЯ: Пусть каждый из вас сочинит песенку и споет ее, а слова песенки такие: «Белочка, белочка, выйди к нам». Только песенку эту надо спеть так, чтобы белочке захотелось к нам выйти. Как вы думаете, как? (Нужно спеть нежно, ласково).

Песенное творчество

Звучит музыкальная тема Белочки. Выходит Белочка.

БЕЛКА: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра – чистый изумруд,

Белку холят, берегут…

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Белочка, знаем мы, какая ты мастерица и любишь плясать, петь. Спляши и нам, а мы тебе любимую песенку сыграем.

БЕЛКА: С удовольствием!

Оркестр «Во саду ли, в огороде»

Танцевальное творчество Белочки

ФЕЯ: Ребята, вы знаете, что мелодия темы Белочки взята из народной песни «Во саду ли, в огороде». Не только Римский-Корсаков, но и другие композиторы использовали в своих обработках русские песни. Давайте послушаем, как эта песня звучит в оркестре народных инструментов. Обработал эту песню наш мурманский композитор Владимир Ковбаса. Тема звучит и в оркестре, и в хоре. А исполняет ее ансамбль песни и танца ДК им.Кирова «Россия».

Слушание (или видео) «Во саду ли, в огороде» в исп.ансамбля «Россия»

БЕЛКА: Я спешила к вам в гости с подарками. Только так торопилась, что забыла, в какую шкатулку я положила подарки для вас. Если вы правильно отгадаете музыку, то и подарки найдутся. А мне пора, у меня еще много дел. До свидания, ребята!

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Ну-ка, музыка, звучи,

Нам отгадку подскажи!

Музыкальный фрагмент «Полет шмеля»

Дети отгадывают, читают отрывок стихотворения:

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал,

Судно на море догнал…

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Что-то в этой шкатулке больше ничего нет. Давайте Посмотрим другую.

ФЕЯ: Ребята, как вы помните, Николай Андреевич придумывал музыку и к другим сказкам. Давайте послушаем еще один фрагмент.

Звучит ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»

Дети отгадывают образ, из какого произведения он.

На экране картина «Снегурочка», звучит голос:

«Ребята! Я знаю, что вы ищете подарки от Белочки, но их унес кто-то… Только крыльями взмахнул и был таков. А музыка поможет вам узнать, кто это и из какой он сказки. Желаю вам удачи!»

СКАЗИТЕЛЬНИЦА: Ну-ка, музыка, звучи,

Нам отгадку подскажи!

Звучит музыкальный фрагмент из вступления к опере «Золотой петушок»

Дети отгадывают персонажа, называют произведение.

Читают отрывок из прозведения (о петушке).

ФЕЯ (обращает внимание детей на шкатулку, открывает ее, в ней находятся подарки от Белочки): Ребята, мы с вами справились с загадками и получили подарки от Белочки. И, конечно, помогла нам в этом сегодня музыка какого композитора? (Ответ детей) Я думаю, что придя в группу мы в рисунках оставим свои впечатления о сказочных образах в музыке Н.А.Римского-Корсакова. А я с вами прощаюсь, до новых встреч в стране Музыки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год