Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ в различных видах музыкальной деятельности»
Занятия по Музыке
Автор: Баева Мария Викторовна   
27.12.2023 16:28

«Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ в различных видах музыкальной деятельности»«Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ в различных видах музыкальной деятельности»

«Человек-часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.»

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Почему же я уделяю работе с ритмом особое место?

Еще в годы студенчества я знакомилась с трудами различных педагогов, музыкантов, и вот однажды, читая главу книги Г.Г. Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры» — я прочла… «В начале был Ритм»

 Скачать конспект

Именно эти слова Ганса фон Бюлова — Генрих Густавович Нейгауз поставил эпиграфом к главе о ритме. И сделал он это совсем не случайно.

Г.Г. Нейгауз в своих трудах уделяет большое внимание работе над ритмом. … «С самого начала обучения ученик должен почувствовать и воспринять ритм предложенных ему музыкальных примеров. Затем следует объяснить, что означают изображения длительностей нот, пауз, точки возле них. Для ученика начертание этих знаков должно ассоциироваться с определенной протяженностью звука или молчания. Запечатленные в нотной грамоте изображения ритмических долей педагог должен всегда иллюстрировать примерами интересных ему песен и мелодий».

В своей работе я придерживаюсь этих принципов работы над развитием чувства ритма.

И, в свою очередь, считаю, что работу над ритмом, в детском саду, нужно выстраивать как можно раньше, начиная с младшего возраста — это могут быть хлопки в ладоши на сильную долю, притопывание ногой, отбивание сильной доли при помощи ударных и шумовых музыкальных инструментов. По принципу – от простого к сложному.

Длительности, ритмические рисунки можно представлять детям в виде картинок, которые конечно же идут в ногу с, ярко выраженной ритмически, музыкой!

В старшей и подготовительной к школе группе к картинкам подключаются и изображения нот.

Дети старшего возраста уже активно проявляют интерес к музыкальным ритмическим загадкам, а также заглядывая в нотные сборники для детей – пытаются самостоятельно отыскать знакомую длительность.

Все мы знаем, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – это игра! Дети очень любят играть в музыкальные игры, ярко и эмоционально реагируют на них, участвуют с большим желанием.

Игры, направленные на развитие чувства ритма помогают развивать ритмичность в разных видах музыкальной деятельности:

  • В пении
  • Музицировании на ДМИ как сольно, так и в оркестре
  • На занятиях логоритмикой
  • В танцевальном творчестве

Каждый вид музыкальной деятельности мы рассмотрим отдельно.

  • Пение
  • Вокально-двигательные разминки

Цель: сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, становясь все увлекательнее.

Вокально – двигательные разминки.

Цель вокально – двигательных разминок – сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует не просто прослушивать, а исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, тем самым становясь все увлекательнее.

“По коленочкам” (мелодия р.н. п. “Ах, вы сени”, сл. М.А, Давыдовой)

По коленочкам ладошкой ударяют по коленям ладошками

Мы похлопаем немножко.

Тра – та – та – та, тра – та – та – та,

Мы похлопаем немножко.

По коленям локотками наклонившись вперед, ударяют локотками

Постучим теперь мы с вами.

Тра – та – та – та, тра – та – та – та,

Постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь ладошками в такт музыке

Мы похлопаем с тобой.

Тра – та – та – та, тра – та – та – та,

Мы похлопаем с тобой.

Вокальные упражнения

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогает детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению.

Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса

Вокальные упражнения

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогает детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению.

Вокальные упражнения очень важны для формирования координации слуха и певческого голоса.

Вокальное упражнение “Эхо”.

- Педагог поет имя ребенка на удобном для всех (примарном) звуке – дети повторяют. И так по кругу поем имена всех детей.

- Педагог поет имя ребенка на одном звуке (Ле- на), дети поют на том же звуке, но ласково (Ле-ноч-ка), и так далее.

- Можно петь слова “мама”, “здравствуй”, названия игрушек и т.д.

Пение с движением.

Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.

Пение с движением

Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, формирует чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения.

Например песни: “Два веселых гуся” р.н. п, “Тень – тень”, “Вот какие чудеса”, “Про лягушек и комара” муз. А. Филиппенко и т.д.

Игра на детских музыкальных инструментах

Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях. Ритм заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и “извлекается” без всякого труда: сначала звучащие жесты, потом переносится на шумовые инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи (фонемами, фонематическими слогами) – артикуляционная игра и игра голосом.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Народная потешка “Колокольцы”

Колокольцы – бубенцы (пауза)

раззвонились удальцы! (пауза)

Диги, диги, диги — дон,

угадай откуда звон! (пауза) – 2 раза

Методические рекомендации:

Для исполнения потешки используются маленькие колокольчики, бубенчики.

- Разучить текст с аккомпаниментом из звучащих жестов.

- Паузу хорошо подчеркнуть трещоткой, рубелем.

- предложить детям подпевать

- Затем петь “эхо” по фразам с аккомпаниментом инструментов.

Потешку можно представить как игру: выбирают водящего, который стоит в центре с завязанными глазами. Дети бегут с колокольчиками по кругу и поют первую строфу. Затем останавливаются, исполняют конец потешки, звеня колокольчиками. Прячут их за спину. По безмолвному знаку педагога один из детей звонит в свой колокольчик, водящий пытается найти его по звуку.

Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах. Чаще используются металлофоны и ударно – шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты: бубны, молоточки, погремушки, кастаньеты, трещотки, тарелки, треугольники, барабаны, ложки, колокольчики, румбы и самодельные шумовые инструменты. Дети играют в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, баяне, аккордеоне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Музыкальная игра на ДМИ «Пчелка» (Муз. и сл. — Анна Галлямова) направлена на:

  • развитие чувства ритма
  • развитие тембрового слуха
  • закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах
  • развитие ориентации в пространстве музыкального зала
  • развитие коллективного музицирования

Пчелка, пчелка жу-жу-жу

На цветочке посижу

Громко я жу-жу скажу

И нектар вам покажу!

Правила игры: по залу лежат цветочки, на каждом лепесточке лежат музыкальные инструменты! Один цветок – один инструмент по количеству детей! Дети – пчелки! Под музыку пчелки летают около цветов и жужжат. Педагог играет на музыкальном инструменте, дети на слух определяют какой инструмент звучит и подлетают к тому цветочку, где находится звучащий инструмент! На слова детки играют на музыкальных инструментах! На проигрыш снова летают по залу, жужжат и слушают тембр другого инструмента! Игра повторяется!

На занятиях логоритмикойприменяеммассаж, самомассаж тела.

В ритме музыки и песен детям предлагается: похлопать, пошлепать, постукать, пощипать, погладить свое тело.

Массаж спины — “Дождик” муз. Е. Попляновой

Дети выстраиваются в колонну друг за другом и выполняют массаж впереди стоящему ребенку, при повторении дети поворачиваются в другую сторону.

1. Дождик бегает по крыше, Дети ритмично похлопывают ладошками по всей спине впереди стоящего ребенка.

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше, Постукивают пальчиками.

Бом, бом, бом!

2. Дома, дома посидите, Поколачивают кулачками.

Бом, бом, бом!

Никуда не выходите, Растирают ребрами ладоней

Бом, бом, бом!

3. Почитайте, поиграйте — Кладут ладони на плечи и большими пальцами

В дом, дом, дом, растирают плечи круговыми движениями.

А уйду – тогда гуляйте, Поглаживают ладонями сверху вниз.

Бом, бом, бом!

Упражнение «Колобок» (Муз. — Анна Галлямова, сл. Юлия Рябова) направлено на:

  • улучшение кровообращения
  • развитие мелкой моторики
  • развитие интонации

Описание:

К деткам в гости прикатился

Колобочек – колобок

Покатился по ладошке (катаем по ладошке мячик или контейнер киндер)

А потом за спинку СКОК (прячем за спинку)

Стало скучно колобку (качаем головой)

Выглянул, сказав КУ-КУ (достаем мячик или киндер из-за спины и говорим КУ-КУ)

Вверх бежал по правой ручке (держим мячик или киндер в левой руке и делаем скачущие движения вверх по правой руке)

Вниз скатился на ладонь (держим мячик или киндер в левой руке и делаем скользящие движения вниз по правой руке на ладошку)

Вверх бежал по левой ручке (держим мячик или киндер в правой руке и делаем скачущие движения вверх по левой руке)

Вниз скатился на ладонь (держим мячик или киндер в правой руке и делаем скользящие движения вниз по левой руке на ладошку)

Колобок устал играть (жалеем колобка, гладим его)

И решил чуть-чуть поспать (накрываем колобок ладошкой)

На проигрыш качаем мячик или киндер и поем ему колыбельную: А-а, А-а!

Музыкальная игра «Дятел» (Муз. и сл. — Анна Галлямова) направлена на:

  • развитие чувства ритма

- освоение ритмических рисунков (как простых, так и сложных)

  • усвоения понятий справа и слева
  • коллективное музицирование

Дятел, дятел тук-тук-тук

Раздается всюду стук

Нам на палочках сыграй

И соседу передай

(И игру завершай)

Правила игры: дети сидят по кругу, на слова песни играют на палочках! На проигрыш передают палочки соседу вправо! Маленьким деткам перед игрой проговорить, кому отдавать (назвать имя того ребенка, кому нужно отдать палочки). Играем на палочках разными способами – стучим палочками обычным способом, стучим как молоточком, стучим об пол двумя палочками, стучим об пол поочередно каждой палочкой. В конце, после слов «И игру завершай» катаем палочки по полу и между рук!

Танцевально -игровое творчество

Музыкально-ритмические движения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Важное место в разделе «музыкально ритмические движения» занимает танцевально-игровое творчество.

Упражнения с маршировкой

Работа над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).

Упражнение “Мы шагаем, мы играем” (“Марш” М.Робер)

На 1-ую часть музыки дети маршируют, на 2-ую часть дети исполняют заданный ритм на молоточках.

Упражнение “Ритмический марш” муз. Э.Жак –Далькроз.

Дети маршируют под музыку и на каждый шаг выполняют удар ритмическими палочками. Заданный ритм может меняться.

Методические рекомендации: перед исполнением упражнения сначала познакомить детей с музыкой, затем предлагается детям: ритмичная ходьба под музыку, проигрывание заданного ритма, когда дети хорошо усвоили ритм музыки и ходьбу, то выполняют движение одновременно.

Коммуникативная игра — “Вот я выйду на лужок”

Вот я выйду на лужок, на лужок, на лужок, Ребенок идет по кругу, выбирает

Дай мне руку мой дружок, мой дружок, мой дружок. себе дружка, берет за руки и выводит на середину круга.

Мы с тобой покружимся, покружимся, покружимся. Кружатся

Мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся. Обнимают друг друга

Мы поулыбаемся. Руки лодочкой, наклоны головы

Вправо, влево, улыбаются

Так и распрощаемся. Машут друг другу рукой.

(танец начинается снова, только уже два ведущих и так далее)

Развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников. Не зависимо от того какие задания выбрать, самое главное дать понять ребенку, что чувство ритма — это интересно.

В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее.

К концу учебного года, после проведения диагностики, мы увидели значительные улучшения в развитии ребенка с ОВЗ, так как работа над развитием чувства ритма активизирует речь ребенка, мы наблюдаем улучшение в физическом и музыкальном развитии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (360) выйдет
3 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год