Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия по Музыке
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Зеликова Ксения Владимировна   
28.11.2023 05:18

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы музыкального воспитания дошкольников на современном этапе развития. Раскрываются основные инновационные процессы и формы, обосновывается их эффективность для развития музыкальной и общей культуры ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: музыка, дошкольники, инновационные технологии, музыкальное образование, музыкальный руководитель.

Музыкальное воспитание является важной частью образования детей дошкольного возраста, так как оно способствует развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Музыка, в этом контексте, становится источником особой радости для детей. Музыкальные занятия становятся не только средством для обучения музыке, но и инструментом для развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка помогает детям выразить свои чувства, развивает их способность воспринимать и понимать различные музыкальные выражения.

 

Музыкальный руководитель в дошкольном учреждении должен уметь сочетать разнообразные педагогические методы, чтобы сделать учебу музыке интересной и привлекательной для детей. Он также должен создавать атмосферу, в которой дети чувствуют себя свободно, могут экспериментировать и выражать себя через музыку. С появлением инновационных технологий музыкальное образование дошкольников стало еще более увлекательным и эффективным. В данной статье мы рассмотрим несколько инновационных методов и технологий, которые способствуют развитию музыкальных способностей у маленьких детей[3].

Основой инновационных методов музыкального воспитания детей является совместная активность, которая включает в себя такие элементы, как коллективное пение, ритмичное общение, игру на детских музыкальных инструментах, танцы, свободное движение в ритме музыки, артикуляцию стихов и сказок, пантомиму и импровизацию в театральных постановках.

Например, на занятиях можно использовать:

  • Коммуникативные танцы, которые представляют собой способ вовлечения ребенка в музицирование, который основан на создании дружелюбной атмосферы и психо-эмоциональной открытости.
  • Пальчиковые игры, будь то музыкальные или речевые, имеют особое значение в развитии музыкальных способностей детей, так как они являются первыми шагами в исполнительском искусстве.
  • Ритмодекламация под музыку, смешивая элементы музыки и поэзии, представляет собой уникальную музыкально-педагогическую модель, которая позволяет исполнять текст как пение с ритмичным декламированием.
  • Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосулек, снежинок. У детей развиваются навыки импровизации, фантазии, самостоятельное творчество. Данная методика способствует развитию чувства ритма, дети учатся слышать «звуки природы» через восприятие музыки.
  • Метод проектирования Современный метод интеграции деятельности, позволяет решить комплекс задач, подчиненных одной теме. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес [2].

В качестве дополнительных инновационных технологий можно обратить внимание на:

Интерактивные приложения и игры. С развитием мобильных технологий появилось множество приложений и игр, которые помогают детям и их родителям изучать музыку. Интерактивные приложения предоставляют детям возможность играть на виртуальных музыкальных инструментах, создавать свою музыку и петь песни. Это делает обучение музыке увлекательным и доступным даже для самых маленьких детей.

Электронные музыкальные инструменты. Современные электронные музыкальные инструменты, такие как MIDI-клавиатуры и электронные ударные установки, позволяют детям легко создавать музыку и экспериментировать с звуками. Эти инструменты могут быть интегрированы в уроки музыки и позволяют детям развивать музыкальные навыки, играя на настоящих инструментах [2].

Виртуальные реальности (V. R) и дополненная реальность (AR). VR и AR технологии позволяют создавать увлекательные музыкальные миры, в которых дети могут исследовать и взаимодействовать с музыкальными элементами. Например, с помощью VR-очков дети могут погрузиться в виртуальный концертный зал и видеть, как происходит выступление оркестра. Такие визуальные и звуковые впечатления способствуют лучшему пониманию и восприятию музыки.

Для дошкольников, обучение музыке может быть более интересным, если они имеют возможность делиться своими достижениями с друзьями и семьей. Социальные медиа и специализированные платформы для обмена музыкальными навыками позволяют детям записывать свои выступления, делиться ими с близкими и получать обратную связь. Это способствует мотивации и саморазвитию[1].

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников значительно расширяют возможности детей в изучении и понимании музыки. Они делают обучение более доступным, интересным и интерактивным, что способствует развитию музыкальных способностей с самого раннего возраста. Родители и педагоги могут успешно использовать эти инновации для того, чтобы вдохновить детей на музыкальное творчество и обогатить их музыкальный опыт.

Список литературы:

  1. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Б.М. Бим-Бад. – М.: Флинта, 2014. – 158 c.
  2. Михасёва, Е. А. Инновационные технологии и музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Михасёва // Инновационные технологии и образование: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 28 апреля 2022 г.): в 2 ч. / Белорусский национальный технический университет; редкол.: А. М. Маляревич (гл. ред.) [и др. ]. – Минск: БНТУ, 2022. – Ч. 1. – С. 93-97.
  3. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников – М., 2011 – 218 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год