Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕНИЕ КАК МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Занятия по Музыке
Автор: Устимова Вероника Юрьевна   
18.11.2023 17:59

ПЕНИЕ КАК МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯПЕНИЕ КАК МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Устимова В.Ю. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №11 «Колосок»

Аннотация. Доклад посвящен коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста, средствами вокальных игр и упражнений.

Ключевые слова: пение, ограниченные возможности здоровья, игры, упражнения, вокал, коррекционно – развивающее обучение.

Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, так же как и обычный ребенок, нуждается в максимальном развитии личности для гармоничного развития. Именно во время музыкальных, изобразительных занятий ребенок может проявить свои индивидуальные способности, которые у него отсутствуют в других занятиях. Одним из самых ярких и выразительных средств эстетической педагогики является музыкальная культура. Она играет важную роль в воспитании эстетических вкусов и эстетического чувства у детей, стимулирует их творческие способности, способствует творческому творчеству. Музыка способствует развитию внимания, интереса к музыке и развитию музыкальных способностей.

Пение является одним из важных направлений в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это средство реабилитации давно используется и уже доказало свою эффективность. Обучение пению не только развивает вокальные и исполнительские навыки у детей, но и помогает в коррекции различных отклонений в их развитии. Через пение дети учатся воспринимать и передавать нравственно-эстетические ценности. Они формируют умение сопереживать и различать добро и зло, что играет большую роль в их социализации. В процессе обучения пении, ребенок улучшает свою способность к общению и развивает свою эмоциональную сферу.

Пение имеет положительный эффект на психическое и физическое развитие детей. Оно помогает им укреплять и развивать свои голосовые и дыхательные аппараты, улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Кроме того, пение способствует логическому и творческому мышлению, развивает память и внимание. Важно отметить, что в процессе обучения пении необходимо обращать внимание на безопасность и правильную технику пения, чтобы избежать возможных травм и ухудшений в здоровье детей. В то же время, необходимо создавать атмосферу доверия и уважения, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои эмоции.

 

Вокальное песнопение объединяет дошкольников, хранит условья для психоэмоционального джазового знакомства. В условьях коллективного песнопения отлично себя ощущают нерешительные в себе малыши. Гибких малышей песнопение сделает менее сдержанными. Занятья вокальный деятельностью растит цивилизацию знакомства, взаимоотношения, интернационализма, т.е. создаёт условья и для становления моральных свойств индивидуальности ребёнка. Через песнопение у малышей закрепляется энтузиазм к мелодии, прогрессируют джазовые сверхспособности. Развивать вокальный голосок у ребёнка нельзя лишь в том моменте, если он неправильно прогрессирует психологически. Если ребёнок поспевает в психоэмоциональном становлении, то он обыкновенно не выказывает энтузиазма к песнопению. При втором общении с песенкой необходимо спровоцировать энтузиазм у малышей, для этого применяются безделушки, репродукции или картины. Отмечая специфики, мировосприятие малышей с ОВЗ подбирать песенки с интерактивным наполнением. Этому так можно замечательнее содействует эпос. Многие песенные под жанры исполняют не только нравственную и этическую подсистемы, но и содействуют психофизическому и мыслительному становлению.

В музыкальной деятельности, и особенно в пении, главной целью является оздоровление детей с ОВЗ. Это важно не только с физиологической точки зрения, но и с музыкально-эстетической стороны, поскольку пение способно влиять на эмоционально-волевую сферу ребенка и его морально-психологическое состояние. В особенности пение оказывает значительное влияние на исправление эмоциональных и волевых проблем, развитие эстетического восприятия и обогащение представлений, формирование чувства ритма, развитие движений, правильное дыхание и произношение звуков и так далее. Исходя из особенностей каждого ребенка, я использую пение для общего и коррекционного музыкального воспитания, чтобы помочь им достичь следующих целей:

  1. Оздоровление психики: развитие уверенности в своих силах, выдержки и волевых характеристик. Важно, чтобы каждый ребенок ощутил успех и самореализацию через пение, что поможет ему гармонично развиваться. Пение также способствует нормализации психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а также регуляция процессов возбуждения и торможения.
  2. Укрепление и тренировка двигательного аппарата имеют важное значение для развития детей. Это включает развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентации в пространстве и координации движений. Также значимые аспекты включают развитие дыхания, правильной осанки и походки, формирование двигательных навыков и умений, а также ловкости, силы и выносливости. Однако, часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере у детей с нарушением речи.

В процессе формирования певческих умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья также развиваются музыкальные способности. Эти способности включают эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, а также чувство ритма, метра и ритмического рисунка. Чувство темпа – способность воспринимать и воспроизводить темп следования звуков. Чувство метра – способность воспринимать и воспроизводить акцентированные и неакцентированные звуки. Несовершенное чувство ритма у детей может привести к замедленному развитию развернутой речи, которая становится лишена выразительности и интонационной насыщенности.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо учить его правильно воспринимать и координировать движения в соответствии с музыкой или ритмическим рисунком. Музыкально-ритмические упражнения способствуют гармоничному взаимодействию ментальных и физических функций. На занятиях музыкой для детей с тяжелыми нарушениями речи часто используются различные упражнения и игры:

  1. Упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения с мячами и фитболами; игровые упражнения на координацию движений и речи; использование звучащих стихов и музыкально-ритмических композиций; массаж и самомассаж тела; игры с пропеванием имен и приветственные игры; игра на детских музыкальных инструментах.
  2. Развивать вокальную и двигательную координацию. Основным и задачами являются, прежде всего, развитие музыкального и поэтического слуха, чувства слова и воображения.
  3. Вокально-двигательная разминка. Цель: акцентировать внимание детей на связи между песней, их движениями и ритмом музыкального метра. Чтобы детям было легче усвоить ритмический рисунок песни, исполняется основная мелодия. Для этого следует подготовить текст, который поможет детям понять смысл мелодии и который они смогут быстро запомнить.
  4. Вокализационные упражнения. Согласно практике, упражнения на этапе вокализации помогают детям подготовить свой голос к пению легко и незаметно.
  5. Пение в движении. Пение помогает детям научиться регулировать дыхание, увеличивать продолжительность выдоха, формировать чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать материалы, которые можно инсценировать в процессе исполнения.

Для развития мелкой моторики важно использовать пальчиковые игры и песни с пальчиковым аккомпанементом. Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, отлично содействует развитию артикуляционного аппарата и координации рук и речи. При выполнении пальчиковых движений поочередно правой и левой рукой, а затем обеими руками одновременно, дети активно проговаривают каждый слог слова, что способствует ясному произношению и развитию речедвигательной координации. Упражнения и игры, направленные на развитие чувства ритма, должны быть неотъемлемой частью музыкального занятия. Важно повторять и варьировать каждую предлагаемую игру и упражнение для лучшего усвоения учебного материала в течение всего учебного года.

Музыкальные игры и пение имеют большое значение для детей с особыми образовательными потребностями. Они помогают детям начать петь и проговаривать простые слова. У этих детей появляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Они не только пассивно слушают музыку (так как все они очень музыкальны), но и сами создают — пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах.

Литература

  1. Нарушения речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М.: Пресвещение, 1975.
  2. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М.: Медицина, 1990
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год