Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕНИЕ КАК МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Занятия по Музыке
Автор: Устимова Вероника Юрьевна   
18.11.2023 17:59

ПЕНИЕ КАК МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯПЕНИЕ КАК МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Устимова В.Ю. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №11 «Колосок»

Аннотация. Доклад посвящен коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста, средствами вокальных игр и упражнений.

Ключевые слова: пение, ограниченные возможности здоровья, игры, упражнения, вокал, коррекционно – развивающее обучение.

Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, так же как и обычный ребенок, нуждается в максимальном развитии личности для гармоничного развития. Именно во время музыкальных, изобразительных занятий ребенок может проявить свои индивидуальные способности, которые у него отсутствуют в других занятиях. Одним из самых ярких и выразительных средств эстетической педагогики является музыкальная культура. Она играет важную роль в воспитании эстетических вкусов и эстетического чувства у детей, стимулирует их творческие способности, способствует творческому творчеству. Музыка способствует развитию внимания, интереса к музыке и развитию музыкальных способностей.

Пение является одним из важных направлений в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это средство реабилитации давно используется и уже доказало свою эффективность. Обучение пению не только развивает вокальные и исполнительские навыки у детей, но и помогает в коррекции различных отклонений в их развитии. Через пение дети учатся воспринимать и передавать нравственно-эстетические ценности. Они формируют умение сопереживать и различать добро и зло, что играет большую роль в их социализации. В процессе обучения пении, ребенок улучшает свою способность к общению и развивает свою эмоциональную сферу.

Пение имеет положительный эффект на психическое и физическое развитие детей. Оно помогает им укреплять и развивать свои голосовые и дыхательные аппараты, улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Кроме того, пение способствует логическому и творческому мышлению, развивает память и внимание. Важно отметить, что в процессе обучения пении необходимо обращать внимание на безопасность и правильную технику пения, чтобы избежать возможных травм и ухудшений в здоровье детей. В то же время, необходимо создавать атмосферу доверия и уважения, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои эмоции.

 

Вокальное песнопение объединяет дошкольников, хранит условья для психоэмоционального джазового знакомства. В условьях коллективного песнопения отлично себя ощущают нерешительные в себе малыши. Гибких малышей песнопение сделает менее сдержанными. Занятья вокальный деятельностью растит цивилизацию знакомства, взаимоотношения, интернационализма, т.е. создаёт условья и для становления моральных свойств индивидуальности ребёнка. Через песнопение у малышей закрепляется энтузиазм к мелодии, прогрессируют джазовые сверхспособности. Развивать вокальный голосок у ребёнка нельзя лишь в том моменте, если он неправильно прогрессирует психологически. Если ребёнок поспевает в психоэмоциональном становлении, то он обыкновенно не выказывает энтузиазма к песнопению. При втором общении с песенкой необходимо спровоцировать энтузиазм у малышей, для этого применяются безделушки, репродукции или картины. Отмечая специфики, мировосприятие малышей с ОВЗ подбирать песенки с интерактивным наполнением. Этому так можно замечательнее содействует эпос. Многие песенные под жанры исполняют не только нравственную и этическую подсистемы, но и содействуют психофизическому и мыслительному становлению.

В музыкальной деятельности, и особенно в пении, главной целью является оздоровление детей с ОВЗ. Это важно не только с физиологической точки зрения, но и с музыкально-эстетической стороны, поскольку пение способно влиять на эмоционально-волевую сферу ребенка и его морально-психологическое состояние. В особенности пение оказывает значительное влияние на исправление эмоциональных и волевых проблем, развитие эстетического восприятия и обогащение представлений, формирование чувства ритма, развитие движений, правильное дыхание и произношение звуков и так далее. Исходя из особенностей каждого ребенка, я использую пение для общего и коррекционного музыкального воспитания, чтобы помочь им достичь следующих целей:

  1. Оздоровление психики: развитие уверенности в своих силах, выдержки и волевых характеристик. Важно, чтобы каждый ребенок ощутил успех и самореализацию через пение, что поможет ему гармонично развиваться. Пение также способствует нормализации психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а также регуляция процессов возбуждения и торможения.
  2. Укрепление и тренировка двигательного аппарата имеют важное значение для развития детей. Это включает развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентации в пространстве и координации движений. Также значимые аспекты включают развитие дыхания, правильной осанки и походки, формирование двигательных навыков и умений, а также ловкости, силы и выносливости. Однако, часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере у детей с нарушением речи.

В процессе формирования певческих умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья также развиваются музыкальные способности. Эти способности включают эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, а также чувство ритма, метра и ритмического рисунка. Чувство темпа – способность воспринимать и воспроизводить темп следования звуков. Чувство метра – способность воспринимать и воспроизводить акцентированные и неакцентированные звуки. Несовершенное чувство ритма у детей может привести к замедленному развитию развернутой речи, которая становится лишена выразительности и интонационной насыщенности.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо учить его правильно воспринимать и координировать движения в соответствии с музыкой или ритмическим рисунком. Музыкально-ритмические упражнения способствуют гармоничному взаимодействию ментальных и физических функций. На занятиях музыкой для детей с тяжелыми нарушениями речи часто используются различные упражнения и игры:

  1. Упражнения для развития чувства темпа и ритма; упражнения с мячами и фитболами; игровые упражнения на координацию движений и речи; использование звучащих стихов и музыкально-ритмических композиций; массаж и самомассаж тела; игры с пропеванием имен и приветственные игры; игра на детских музыкальных инструментах.
  2. Развивать вокальную и двигательную координацию. Основным и задачами являются, прежде всего, развитие музыкального и поэтического слуха, чувства слова и воображения.
  3. Вокально-двигательная разминка. Цель: акцентировать внимание детей на связи между песней, их движениями и ритмом музыкального метра. Чтобы детям было легче усвоить ритмический рисунок песни, исполняется основная мелодия. Для этого следует подготовить текст, который поможет детям понять смысл мелодии и который они смогут быстро запомнить.
  4. Вокализационные упражнения. Согласно практике, упражнения на этапе вокализации помогают детям подготовить свой голос к пению легко и незаметно.
  5. Пение в движении. Пение помогает детям научиться регулировать дыхание, увеличивать продолжительность выдоха, формировать чувство ритма и темпа речи. Целесообразно подбирать материалы, которые можно инсценировать в процессе исполнения.

Для развития мелкой моторики важно использовать пальчиковые игры и песни с пальчиковым аккомпанементом. Пропевание песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, отлично содействует развитию артикуляционного аппарата и координации рук и речи. При выполнении пальчиковых движений поочередно правой и левой рукой, а затем обеими руками одновременно, дети активно проговаривают каждый слог слова, что способствует ясному произношению и развитию речедвигательной координации. Упражнения и игры, направленные на развитие чувства ритма, должны быть неотъемлемой частью музыкального занятия. Важно повторять и варьировать каждую предлагаемую игру и упражнение для лучшего усвоения учебного материала в течение всего учебного года.

Музыкальные игры и пение имеют большое значение для детей с особыми образовательными потребностями. Они помогают детям начать петь и проговаривать простые слова. У этих детей появляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Они не только пассивно слушают музыку (так как все они очень музыкальны), но и сами создают — пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах.

Литература

  1. Нарушения речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М.: Пресвещение, 1975.
  2. Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М.: Медицина, 1990
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год