Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приемы обучения детей игра на детских музыкальных инструментах.
Занятия по Музыке
Автор: Романюк Татьяна Александровна   
21.10.2023 15:17

Приемы обучения детей игра на детских музыкальных инструментах.Приемы обучения детей игра на детских музыкальных инструментах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 44»

Подготовил: музыкальный руководитель Романюк Т.А., Североморск 2023г.

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка.

В современном обществе все чаще говорят о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании человека, способного ценить творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности мировой и родной культуры и с этой целью – формировать у ребёнка основы эстетической, и в том числе – музыкальной культуры, духовно – нравственного становления и развития.

 

Музыкальный инструмент для маленького ребёнка — символ музыки, а музыкальная исполнительская деятельность – наиболее привлекательна для ребенка. Это связующее звено между творцом- исполнителем и слушателем. Такой вид деятельности легко формирует ситуацию успеха для ребёнка. Музыкальные инструменты для детей — всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть.

Коллективная игра в оркестре приносит огромную пользу на всех ступенях развития воспитанников. Совместное музицирование – способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коммуникативность и предполагает активное участие детей в творческом процессе. Совместное музицирование развивает ребенка и умственно, поскольку музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, выделение черт общего и различного — и, таким образом, способствует не только эмоциональному, но и интеллектуальному развитию детей. Музыкальные занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

Для организации в ДОО детского оркестра необходимо создать развивающую среду:

В первую очередь – подобрать музыкальные инструменты.

  • детские музыкальные инструменты: со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).
  • Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.

Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.

Содержание работы. Знакомство с музыкальными инструментами

Работа по организации оркестра в ДОО неразрывно связана с работой по ознакомлению с музыкальными инструментами, разнообразием приемов игры на них, тембровой выразительностью, видами оркестров. Такая работа не предваряет, а параллельно сопровождает весь процесс музыкального воспитания.

Интересная форма работы по ознакомлению с музыкальными инструментами для всех (детей, педагогов и родителей) – система организации мини музея. Она представляет собой оформление выставки определенного вида настоящих инструментов с иллюстрациями использованию его в оркестре, по истории, изготовлению.

Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Сама методика обучения игре на детских музыкальных инструментах начинается с группы ударных инструментов и строится поэтапно: сначала осваиваются паузы, потом темпы (сначала быстрый, потом медленный и их различные чередования), после этого — ритмы или разные ритмические рисунки по мере их усложнения.

Начальный этапобучения игре в шумовом оркестре:

Обучение должно начинаться с понимания ребёнком того, что музыкальная игрушка может не только играть (греметь, шуршать), но и молчать. Сделать процесс чередования тишины и игры произвольным — вот задача первого этапа обучения.

Для того чтобы игрушка молчала, можно положить её на колени или в другую ладошку, держа за ручку. Это ключевой момент. Опускание рук с игрушкой на колени делает процесс молчания произвольным. Если руки не опустить, то ребёнок и до, и после окончания звучания музыки будет невольно продолжать двигать руками, игрушка будет звучать, и тишина не наступит. А тишина, пауза — это один из важнейших музыкальных моментов.

2 этап

Задача второго этапа обучения — расчленить стихийную игру на две части: медленную (ритмическую) и быструю (стихийную). Так происходит освоение двух контрастных темпов, и создаются предпосылки для освоения самого простого ритма: ¼, ¼, ¼, ¼.

Например для этого удобно использовать мотив «Калинки»: «Тихо мы играем, медленно играем, ай, люли, люли, люли, медленно...» (играется сильная доля). Во время игры ребёнка можно не обращать (пока что) внимание на качество исполнения ритмической части — такое качество демонстрирует взрослый. Пусть ребенок не всегда попадает в долю, но обратить его внимание нужно на то, что играть необходимо медленно, тихо, спокойно.

Данный этап является подготовительным, с него начинается работа над осознанием различных ритмов в более позднем возрасте.

После окончания звучания музыки руки с инструментом снова кладутся на колени, фиксируется тишина. Момент тишины нужно подчеркнуть: «Музыка кончилась, тишина! Давай послушаем тишину!»

3 этап.

На третьем этапе ребёнок учится начинать играть не с начала песни, а с того момента, где это необходимо по смыслу. Примером материала, который используется на данном этапе, являются русские народные попевки:

4 этап.

Игра по подгруппам

Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей играть по очереди по подгруппам. Если раньше ребёнок мог усидеть молча с игрушкой на протяжении 1—2 строк попевки, то теперь ему предстоит выдержать целый куплет (а потом и два), наблюдая со стороны игру других.

Этот этап знакомит ребёнка с важным обобщающим понятием оркестр — это когда все музыканты играют вместе (пока что такого объяснения достаточно).

Эти первые начальные этапы освоения пауз и темпов являются обязательными. Далее, когда действия ребёнка уже стали осмысленными, начинается пятый этап обучения — постепенная работа над освоением ритмических рисунков. В ней также можно выделить несколько основных ступеней.

5 этап

Совмещение молчания — слушания с простым ритмическим рисунком

Продолжается работа над молчанием-слушанием, которое чередуется с игрой. Однако игра идёт не просто хаотичная и быстрая, а уже имеет простой ритмический рисунок: ¼, ¼, ¼, пауза.

Это необходимо для того, чтобы потом, на следующей ступени, осваивать более сложный двойной ритм: 1/8, 1/8, 1/4 _,1/8, 1/8, 1/4_.

Следуя дальше по пути усложнения начинается обучение двойному ритму.

На данной ступени вводится двойной ритм: 1/8, 1/8, 1/4 _,1/8, 1/8, 1/4_. (ритм польки). Этот ритм сложен тем, что темп становится быстрее в два раза, и уже труднее сосчитать количество звуков, сделать вовремя остановку, паузу, чтобы соблюсти момент тишины.

Для разучивания этого ритма предлагаются песенки «Белочка», «Наши уточки с утра» и другие.

Игра сильной доли

Теперь уже можно заняться игрой сильной доли. Собственно, ребёнок уже начал знакомиться с ней на втором этапе обучения (медленно — быстро). Теперь можно побуждать ребенка равномерно играть сильную долю более осознанно. Сначала взрослый помогал попасть в такт музыке, постепенно действия детей становятся более осознанными, самостоятельными. Развитие чувства метра – игра сильной доли – важнейший этап развития музыкальность ребенка.

Совмещение сильной доли и ритмического рисунка в конце фразы

Объединяя исполнение сильной доли и ритмического рисунка в конце фразы, педагог помогает ребёнку лучше справиться с заданием, осознать форму построения музыкальной фразы. Но это — уже для продвинутых.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах имеющих звукоряд.

Мелодические ударные музыкальные инструменты – металлофон, ксилофон, цитру можно использовать на начальном этапе для проигрывания отдельных фрагментов мелодии песенок (кап-кап-кап, пи-пи-пи) на одном-двух звуках в исполнении взрослого. Ребёнку металлофон рекомендуется давать с четырёх лет, так как необходимо научить его правильно держать палочку, работать над техникой звукоизвлечения, у малыша уже должен быть достаточно развит звуковысотный слух.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год