Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Круговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Ерофеева Алена Владимировна   
27.11.2018 22:55

Круговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возрастаКруговые танцы как метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Автор:

Ерофеева Алена Владимировна музыкальный руководитель, (МБДОУ «Светлячок» с. Устье Сунтарского улуса РС (Я)

В последние годы резко возрос процент детей с патохарактерологическим развитием личности. Их характеризует повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, рассеянность, неусидчивость, драчливость или же пассивность, плаксивость. Этот контингент детей довольно широко представлен в каждом детском саду.

Увеличилось число детей, которых правомерно можно отнести к группе риска. К ним относятся: дети с поздним развитием устной речи, с задержкой физического развития. К сожалению, у таких детей нарушена эмоциональная сфера и, как следствие, возникают трудности, проблемы в общении.

 

Проведенный опрос родителей наших воспитанников показал, что все они хотят видеть своих детей здоровыми, всесторонне развитыми, обладающими коммуникативными качествами. Для того, чтобы решить проблему полноценного психо-эмоционального, физического, речевого развития наших воспитанников, в коррекционной работе МБДОУ «Светлячок» с. Устье педагогами используются круговые танцы.

Большинство педагогов-музыкантов высказывают идеи по поводу того, что простой, легкий, игровой танец вызывает у детей массу положительных эмоций, способствуя развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков (А. Буренина, Н.Куприна, О.Бубнова, М.Картушина и др.).

К.Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира [2].

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, самым важным является участие, а не представление и демонстративность. Совместный танец для того, чтобы чувствовать и переживать вместе. Это снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце.

По мнению автора, круговые танцы выполняют коммуникативную роль и развивают не только музыкально-ритмические способности, но способствуют формированию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий и предпосылок. Таких, как:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.
  • развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки [1].

В коррекционной работе мы используем круговую форму исполнения танцев, так как круг – наиболее комфортная пространственная форма для организации психологических контактов. Каждому человеку, особенно ребенку, эгоцентризм которого является неопровержимым фактом, хочется быть в «центре событий». Важно, чтобы лица были обращены к нему. Вид спины – символ отторжения, ухода несет в себе отрицательную информацию.

Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение, хлопки, притопы и т.д. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и, поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Заучивают разнообразные ритмы, отстукивая их рукой по своему телу, по полу, по столу и т. д. Смена направления движения способствует осознанию пространства, помогает увереннее ориентироваться в групповой комнате, в музыкальном, спортивном зале. Некоторые дети слабо осознают свое тело и боятся идти назад, но, держась за руки, они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта, легко и естественно берет соседей за руки в танцевальном кругу.

С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны.

Помимо коммуникативных танцев-игр предложенных Бурениной А.И., в нашем детском саду активно используются танцы народов мира, потому, что именно они обладают концентрированной жизненной энергией и в то же время просты и доступны, не требуют особой техники. Это якутский хороводный танец «Оhуохай», основное движение которого основано на шаге осуохай, осуохайкотуу; русские хороводные танцы «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина» основные движения которого исполняются на хороводном шаге с носка, «Хорватский народный танец», основные движения которого хлопки и приставной шаг, «Венгерский круговой танец» со скользящими хлопками, «Чешский танец» с прыжками и т.д. Танцуем как под аккомпанемент, так и под аудиозапись.

Удобные по темпо-ритму, с четкими фразами, простые в исполнении танцы позволяют использовать их не только на коррекционных занятиях, но и в других режимных моментах. Ребята с удовольствием исполняют понравившиеся танцы-игры, хороводы на прогулке, во время самостоятельной деятельности. С большим желанием дети откликаются на просьбу придумать свой танец из понравившихся движений. Некоторые танцы разучиваем прямо на празднике, так как движения просты в исполнении и повторяются несколько раз и тогда родители – уже не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Что способствует развитию детско-взрослых отношений, укреплению связи детского учреждения и семьи.

Таким образом, можно отметить, что использование коммуникативных танцев в качестве метода коррекции психоэмоциональных, физических, речевых нарушений в условиях ДОО имеет положительные результаты.

В несложных и веселых танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить. Благодаря использованию круговых танцев улучшился положительный эмоциональный фон психологических контактов детей друг с другом, ребята стали более активными, открытыми для общения, перестали стесняться, уверенно держат за руки взрослых и детей.

Литература

  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы – игры для детей. Учеб. пособие. — СПб.: Музыкальная палитра, 2004г. — 36с.
  2. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: АСТ, 2001. 94 с.
  3. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.: Сфера, 2003 г.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 апреля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год