Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении»
Математика детям
Автор: Кравцова Татьяна Николаевна   
06.02.2023 09:25

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении»Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении»

«Играю, двигаюсь, учусь» М. Вайнапель

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловлены нарушениями общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. С каждым годом количество детей с ОВЗ растёт.

Причины появления детей с ОВЗ:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

  • Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
  • Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, позднее вмешательство медиков.
  • Постнатальные (после рождения): например, травмы, инфекционные заболевания.

Скачать конспект

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком, низкий уровень образования родителей, вредные привычки у родителей, экология.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Типичными проблемами детей с ОВЗ могут быть: низкая мотивация к познавательной деятельности, нарушение координации движений, плохое понимание инструкции, низкий уровень развития речи и мышления, низкая самооценка, высокий уровень психосоматического напряжения, нуждаются в постоянной помощи взрослого, повышенная возбудимость и утомляемость.

Исходя из проблем физического и психологического состояния детей с ОВЗ, занятия должны быть:

  • динамичными
  • проходить в эмоционально положительной обстановке
  • иметь парциальный характер
  • сопровождаться чёткой инструкцией, понятной для ребёнка.

Развитие интеллекта ребёнка и всех когнитивных функций наблюдается на более высоком уровне у тех детей, которые усваивают информацию во время движения. В дошкольном возрасте развитие головного мозга и двигательная активность неразрывно связаны. Известно, что долгое пребывание ребёнка в статическом положении приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Рассмотрим влияние движения на развитие головного мозга ребенка. В исследованиях американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, в процессе физической активности образовывались новые межнейронные связи и появлялись новые нервные клетки.

У физически активных людей, участвующих в исследовании, наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды, за что отвечает компенсирующая функция организма. Это свидетельствует о том, что под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. Для развития новых нейронных связей необходимы определенные условия: наличие двигательной активности, положительная эмоциональная обстановка, отсутствие перегрузок организма.

В настоящее время появляется множество различных инновационных технологий, направленных на развитие интеллекта детей. Одной из таких технологий является технология «Обучение в движении» Марка и Татьяны Вайнапель. Данная технология решает множество задач в обучении детей с ОВЗ. Одна из них ориентирована на модальность восприятия (одно из основных свойств) информации детьми в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают информацию кинестетически, то есть в движении. Ребёнку для лучшего понимания новых знаний необходимо «прожить» ситуации задачи, потрогать и передвинуть предметы. Только после этого пройденный материал действительно ребёнок запомнит и поймет.

Технология «Обучение в движении» направлена на развитие познавательной деятельности детей с помощью игр в движении (VayToy), которые научат ребёнка двигаться, общаться, договариваться, взаимодействовать, радоваться, поддерживать. Игры предназначены для детей от 2 до 8 лет. Могут использоваться с группой детей или индивидуально. Имеют длительный срок службы и соответствуют гигиеническим требованиям для ДОО. Имеют невысокую стоимость. Могут применяться ежедневно в процессе образовательной деятельности и в процессе свободной игры.

Игры VayToy:

  • включены в «Методические рекомендации по формированию РППС для ДОО Московской области»
  • рекомендованы редакционно-издательским советом Российской академией образования
  • проект видео уроков «VAY TOY» получил поддержку Института изучения детства, семьи и воспитания РАО и Института возрастной физиологии РАО.

Изданы методические пособия:

  • методическое пособие «Комплекс подвижных развивающих игр для семейного детского сада», изданное Московским психолого-педагогическим институтом
  • издательство «Сфера» в рубрике «Библиотека воспитателя» выпустило пособие «Подвижные игры с геометрическими фигурами».

Достижения:

  • победа в Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» в номинации «Лучшее учебное пособие»
  • победитель Всероссийского конкурса Минпромторга РФ «Инновации для детства».

Для математического развития на сайте VayToy представлены следующие методические пособия:

1. «Форма, цвет, размер»:

Набор содержит: игровое поле, фигуры большие и малые, мешочки для сортировки фигур.

С помощью данного пособия дети знакомятся с основными цветами, сопоставляют размеры фигур, формы, учатся ориентироваться в пространстве, составляют простые цветовые ряды, составляю различные образы.

2. «Медовое сражение»:

Набор состоит из игрового поля, мешочков с песком и фишек для подсчета результата.

Пособие решает следующие задачи: изучение состава числа, решение простых примеров, развитие координации движения и глазомер, тренирует ловкость.

3. «Логика»

Пособие содержит игровое поле, фигуры и блокнот с заданиями.

С этим набором можно играть в большое количество игр, например:

  • решать задачи судоку разной сложности
  • расставлять фигуры как нарисовано на карточке
  • расставлять фигуры по памяти
  • играть в «Крестики и нолики»
  • расставлять фигуры на поле ориентируясь на признаки: справа, слева, сверху и снизу от других фигур.

Татьяна Вайнапель разработала пособие к играм VayToy “Учить или играть». В нем представлены описание методических пособий и игр технологии «Обучение в движении».

В процессе образовательной деятельности было принято решение доработать данные игры. Решили сделать:

  • медовые соты мобильными, чтоб ребенок сам мог определять расположение цыфр и героев
  • добавили количество персонажей, знаки сложения и вычитания
  • поле для игр на логику было расширено до размера 4на 4 квадрата, добавлены цвета и виды геометрических фигур.

Изменение пособий привело к появлению множества новых игр, которые разнообразили не только занятия по формированию элементарных математических представлений, но и многие другие направления познавательного развития..

В результате применения технологии «Обучение в движении»:

  • у детей повысилась мотивация к познавательной деятельности
  • повысился уровень интеллектуального развития детей, усвоения определённого круга математических понятий, развития творческого и абстрактного мышления, инициативы, сообразительности
  • улучшилась ориентировка в пространстве
  • дети научились работать в команде.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год