Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 с использованием математических сказок.
Математика детям
Автор: Мартынова Татьяна Николаевна   
11.11.2022 07:04

Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 с использованием математических сказок.Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 с использованием математических сказок.

В наше время существуют большие трудности в обучении математики. Это происходит, главным образом из-за быстрого развития математики, как науки широкомасштабной компьютеризации. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста и он, делая первые шаги приобретает простые представления, о математике которые в будущем станут основой для формирования его умственных способностей и дальнейшей учебной деятельности. Как известно источником элементарных математических представлений для ребенка служит окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Поэтому важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника –это формирование элементарных представлений. Дошкольное образование является первой образовательной ступенью, и детский сад играет важную функцию подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС. Насколько ребенок своевременно, качественно будет подготовлен к получению образованию в школе и будет в дальнейшем зависеть успешность его дальнейшего обучения.

 

У дошкольников формирование элементарных математических представлений –это овладение счетом, распознавание не только величины предметов, но сравнение их, обязательное знакомство с геометрическими фигурами и телами, развитие представлений о времени, о пространственных отношениях.

Мы можем помочь детям в развитии логического мышления, любознательности, инициативности, самостоятельности в ходе развития математических представлений.

Каждый педагог встречался с нежеланием детей заниматься и изучать математику. И тут же возникали вопросы «Как заинтересовать ребенка?», «Как ему помочь?» Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста. И отсюда возникает понятие сказки, которое представляет особый род деятельности, помогает формировать жизненные понятия на ценностностном уровне и эмоциональном уровне.

Итак, в словаре С. И. Ожегова «сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [2]. А у Д. Н. Ушакова «сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях» [4].

Ребенка всегда привлекает сказка, она интересна сказочным сюжетом и персонажами, разными образами, у ребенка всегда есть желание помочь персонажам и даже изменить сказку. Сказка имеет огромные возможности в воспитании и обучении детей. Используя сказки в работе с детьми, ребенок приобретает опыт познания и переживания, учится преобразовывать окружающую реальность, сказка позволяет стимулировать его умственную деятельность, интерес к математике. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности.

Использование сказок в процессе обучения математике помогает делать упор не на то, чтобы ребенок запомнил учебную информацию, а на то, чтобы дошкольник хорошо ее понял, осознанно и динамично ее усвоил.

В процессе обучения математических представлений у детей 4-5 лет с использованием математических сказок опираась на принципы построения общей дидактики:

Принцип последовательности (использовать такой логический порядок изучения учебного материала, когда новые знания опираются на ранее полученные).

Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но уже научные, достоверные математические знания).

Принцип индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе знания индивидуальных способностей ребенка, а так же создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности). Принцип активности (для того, чтобы ребенок усвоил и смог применить знания нужно предусматривать такую организацию обучения, чтобы соединилась активность педагога и каждого ребенка).

В средней группе, где дети 4-5 лет мы изучаем такие произведения, как «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков), «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» (Д. Мамин-Сибиряк), «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков), «Телефон» (К. Чуковский), «Красная Шапочка» (Ш. Перро), «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (братья Гримм), «Сказка кругленьких и длинненьких человечках» (Р. Сеф)

Таким образом, из предложенного списка сказок видно, что математическое начало заложено в названии самой сказки «Три поросенка», «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост» «Семь Симеонов – семь работников», «Три золотых волоска Деда-Всеведа» и другие. Занятия с опорой на сказку помогают детям легче понимать и устанавливать временные отношения, определять пространственное расположение предметов, а также количественному, порядковому счету. Используя сказки, мы помогаем детям запоминать такие понятия как справа, слева, впереди, сзади, воспитываем любознательность, развиваем память, инициативность, делать импровизацию. В сказке есть фантазия, творчество и юмор, и материал, благодаря которому ребенок учится логически мыслить. В образовательной деятельности использование сказок может помочь детям не только добиться успехов в усвоении материала, но у него появляется интерес решать примеры и задачи. Если же задачи со сказочным сюжетом, то у детей формируется связь приобретенных знаний с окружающей действительностью, которые можно применять при решении различных ситуаций в жизни позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, помогают формировать более глубокое представление о числах и действиях, которые производят над ними. Например, сказка «Телефон»: «А теперь позвонил крокодил и со слезами просил: «Пришлите, пожалуйста, калоши». Но, чтобы прислать калоши нужно их посчитать. Или «Позвонили две газели и запели: — Ах, скажите, неужели, в самом деле, все качели погорели?» Можно показать таблицу с квадратом и прямоугольником разного цвета. Спросить: «Чем отличается квадрат от прямоугольника», затем дидактическая игра «Найди свой домик» (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Используя на занятии по математике сказку «Три поросенка», мы продолжаем учить ребенка в пределах 3, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе, падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Так же можно упражнять в сравнении двух предметов по величине (ёлки лесу- по высоте, дорожки, по которым поросята могут добраться домой- длине) и обозначать результаты сравнения словами: высокий-низкий, длинный-короткий.

Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации можно и с использованием сказки «Три медведя», а именно, узнавать геометрические фигуры, выкладывать из них домики, разные по величине, сравнивать геометрические фигуры по величине, понимать соотношение между ними. Различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько. Давая задание сравнить предметы по величине (большой-поменьше-маленький), предлагаем, например, найти кровати по размеру медведей, а также назвать пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Практически благодаря каждой сказки мы можем расширять представления ребенка о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Используя сказки, ребенок не только составляет интересные задачи, придумывает считалки, загадки, но самое главное, идет закрепление счета, он усваивает арифметические операции на сложения и вычитания.

Таким образом, используя сказку в своей работе, как средство по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей психические процессы: мышление, внимание, наблюдательность, память, интерес к математике. Создаем условия психологической комфортности для каждого ребенка. Развивая ребенка, в то же время мы и воспитываем у него эстетическую культуру через организацию занятия, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

З. А. Михайлова [1] считает, что «математическая сказка — самая простая и ненавязчивая, цель которой — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.»

По своему опыту работы могу сказать, что применение сказок с математическим содержанием, является высокоэффективным средством для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В интересной, занимательной форме сказка помогает детям не только формировать, но и развивать, закреплять и расширять математические представления.

Воспитатель должен быть заинтересован в том, чтобы процесс обучения математике у детей дошкольного возраста был увлекательным, занимательным, развивал познавательную и мыслительную активность, которая бы выражалась в увеличении задаваемых вопросов, а также а развитии инициативности и самостоятельности. Поэтому в образовательную деятельность и в организованную деятельность в дошкольном учреждении необходимо включать сказки с математическим содержанием.

  • Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2008. – 184 с.
  • Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов. — Москва: ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.
  • От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 368 с.
  • Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. — Москва: ООО «Дом Славянской книги», 2008. – 960 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155. – URL: http://www. firo. ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155. pdf (дата обращения: 16. 01. 2017).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год