Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 8 лет»
Для Мам и Пап
Автор: Максимчук Людмила Викторовна   
11.08.2024 10:44

Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 8 лет»Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 8 лет»

  • **

Оделия Харитоновна, Машина учительница по специальности в музыкальной школе, написала в задании на лето – выучить дюжину новых произведений, составила список. В списке оказалась сонатина композитора Жилинского – как-никак для 4-го класса! Только одна сонатина из всей программы и пришлась Машеньке по душе. Маша играла сонатину часто, быстро выучила наизусть.

– Маша, а как же остальные вещи? Если не выучишь их, хотя бы не разберёшь, Оделия Харитоновна будет тобою недовольна.

– Знаешь, мамочка, я и не думала, что у вас с Оделией Харитоновной такой дурной вкус! Кроме сонатины, ничего красивого нет.

– Дурной вкус тут ни при чём. Существует обязательная учебная программа, где предусмотрено всё необходимое для усвоения. Вот и не капризничай, играй, что задано!

– Нет, ты даже хуже Оделии Харитоновны!

  • **

Маша не любит носить вызывающие, яркие наряды. Банты, рюши, аппликации – предметы её нелюбви.

– Мама, ты пойми, всякая этакая «красота» подходит девушкам и женщинам или, наоборот, детям малым, а девочки должны одеваться скромно и спортивно. А то у нас в классе Света Завалишина так заявила: «Это я пока в школе учусь, хожу в форме, а как вырасту, расцвету, разоденусь в шикарное платье и буду как розочка!» Вот смеху-то было!

 

  • **

Маша – большая фантазёрка. Приходит из школы и рассказывает:

– Сегодня был урок природоведения, мы всем классом ходили в лес.

– Это в какой же лес? Который за нашим большим оврагом?

– Ну конечно, туда часто школьников водят гулять. Это близко, можно успеть вернуться на другие уроки.

– И что вы там видели?

– Красоту мы видели, гуляли, наблюдали за природой. Скоро наступят холода, и такого уже не увидишь… Гуляли, играли в весёлые игры, говорили про календарь погоды. Потом собирали грибки, а у Альбины Алексеевны нашлась верёвочка. Так мы грибы этой верёвочкой связали и подвесили на дерево. Тут же появилась белочка и всю связку унесла!

– Да ну! Здорово, что вы всё это увидели! А ещё что?

– Как что? И двух зайцев видели на полянке, а потом вдруг вышел на поляну большой лось, совсем ручной, добрый. Мы стали кататься на нём, садились к нему на спину сразу по три человека, так весь класс и покатался. Так веселились!

А я – с долей сомнения – поверила всей этой детской сказке, придуманной на ходу, обрадовалась непосредственному выражению желаний ребёнка пожить в прекрасном мире природы. Только спустя неделю догадалась, что Маша придумала все приключения, так что и сама в них почти поверила, и меня завлекла!

  • **

Машин одноклассник Олег Беляев живёт за школой, возле леса. Я не разрешаю дочке гулять так далеко от дома, да и в гости к Олегу не пускаю.

– Мама, скоро у Олега день рождения.

– Ну и что?

– Как что? Он меня к себе в гости пригласил!

– Но ты же понимаешь: далеко, холодно, темно, поздно...

– И всё не так, а главное, Олег и вся его семья недавно переехали в наш дом, в девятый подъезд.

– Обменялись квартирами с кем-нибудь, что ли?

– Вот-вот, обменялись! Так что можешь спокойно отпустить меня к нему на день рождения, и даже вечером.

…Я и отпустила, просила долго не задерживаться. Однако пробило уже часов девять вечера, а Маши всё нет. Я стала волноваться, мы ведь договорились, что она быстро вернётся, да и подъезд рядом. Наконец приходят вместе с Олегом.

– Ну слава Богу! А то я стала думать, вдруг случилось что-нибудь. Очень жаль, Олег, ведь я не записала ваш новый телефон, а то позвонила бы.

– А у нас телефон и не менялся! – удивился Олег.

– Как? На новой квартире вам сохранили старый номер?

– На какой такой новой квартире? Квартира у нас прежняя. Мы как жили, так и живём там же.

Маша отчаянно моргает Олегу, но тот ничего не понимает. Зато уже кое о чём догадываюсь я. Маша в конце концов смеётся:

– Мама, ты понимаешь, Олег никуда не переезжал. Просто мне так хотелось к нему в гости, а ты б меня не пустила, ты сама это говорила, вот я и придумала! Но ведь ты видишь, что всё обошлось, и нечего ругаться!

  • **

– Маша, сегодня ночью мне приснился очень страшный сон про войну.

– Очень страшный?

– Да!

– Ой, мамочка! Зря всё это. Ты достойна лучших снов, забудь про них, будто б их и не было. Как они смеют тебе сниться?!

  • **

По природоведению в задании на дом стоит вопрос: «Как человек готовится к зиме?»

– Мама, а как?

– А ты сама что думаешь?

– Ну, как… Делает для птиц скворечники, готовит им корм.

– Птицам – это хорошо. А себе?

– И себе тоже всё на зиму заготавливает, консервирует, маринует.

– А где ж всё это взять?

– Как где? На рынке!

Это у нас дачи тогда не было.

– А на рынке откуда взялось?

– С огорода.

– Так что же главное осенью?

– Всё! Поняла! Летом надо вырастить урожай, а осенью – собрать его, а потом суметь сохранить до зимы, и даже до весны.

  • **

Маша гуляла бы день и ночь, без устали и без всяких отвлекающих моментов, вроде уроков или обеда. На улицу её тянуло в любое время года, под любым предлогом, при всей её ответственности в отношении учебы. Как Машенька рассказала мне, Альбина Алексеевна, Машина учительница, очень правильно однажды подметила на классном собрании, когда ругала кого-то за неуспеваемость:

– Вот смотрите, ребята, на Машу. Среди хороших учеников я бы её выделила особенно. Она не только хорошо учится в школе, но я уверена, что у неё отличные оценки и в музыкальной школе. Но самое интересное заключается в том, что она ещё и гулять успевает. Я каждый день вижу её на улице в разных компаниях, в любую погоду, и днём, и вечером. И как у неё только хватает на всё это времени, не то что у некоторых из вас?!

  • **

Маша заболела, вторую неделю сидит дома.

– Да, Машенька, самое время подумать о себе, о своём здоровье.

– Нет, мама, самое время подумать о том, как бы не отстать от класса.

– Ну, и как думается?

– А так. От программы и от класса я не отстану, я же дома всеми предметами занимаюсь, и музыкой тоже. А самое главное, что теперь Альбина Алексеевна меня обязательно будет спрашивать, а то к доске меня она никогда не вызывает. Говорит, что раз я отличница, так должна сидеть и слушать других, а то двоечников спрашивать некогда. Но если я столько времени пропускала занятия, не писала контрольных работ, откуда ж оценки возьмутся? Вот меня и вызовут к доске, и я буду рассказывать всё, что узнала за это время!

  • **

В пятницу Маша приходит из школы встревоженная, возбуждённая.

– Мама, а ты знаешь, что завтра тебе нужно было бы класс убирать?

– Да вроде припоминаю…

Это в школе мода такая, чтоб родители во всех школьных мероприятиях участвовали.

– Да, убирать класс и ещё окна на зиму заклеивать. Но я сказала, что моя мама не придёт, потому что на сквозняках она не может. Ты помнишь, как недавно ты дома конопатила окна и поэтому простудилась. И вообще, наверное, это мужское дело.

– Так после этих слов Альбина Алексеевна, скорее всего, стала приглашать на субботник твоего папу?

– Нет, не стала. Она прекрасно знает, что наш папа не то что в школе, а и дома-то почти не бывает, а других-то пап в школу часто зовут для разных там хозяйственных дел.

– Так чем же всё закончилось?

– А тем, что я поняла: ты скоро пригодишься нашей школе для чего-нибудь другого!

  • **

Когда Маша делает ошибки в тетрадках, она очень сердится, часто ревёт: обидно, всё-таки отличница. Что делать, подчищаю бритвой, ластиком, частенько выдираю листы, вставляю чистые. Маша в восторге.

– Боже мой! И как это мне только досталась такая мама, такая волшебница! И во всех науках разбирается, и рисует, и в музыке понимает, и в тетрадках всё исправляет, и готовит вкусно, и всё-всё другое умеет, и ещё шьёт красиво! А сколько для меня всего переделала: и портфель починила недавно, и шубку из кусочков маленьких сделала, и костюм зайца мне сшила!

Костюм зайца – это для хорового утренника в музыкальной школе.

– Жаль только, что дочка ей досталась не совсем умелая... – грустно добавляет она. – Но я ещё всему успею научиться!

  • **

Болею. Сижу и вяжу шарфик. Маша вздыхает:

– Ну вот, и ты стала как бабушка.

– Почему это?

– Потому что только в старости нет сил, чтобы делать всякие дела, а есть силы только вязать!

  • **

– Мама, знаешь, кто такой мамонт?

– Кто?

– Мамонт – это слон в шубке!

  • **

Маша сдала в музыкальной школе экзамен, сдавали пьесы и гаммы.

– Мама, а почему мама Наташи Быковской всегда приходит на все экзамены с цветами и конфетами?

– Видимо, она хочет сделать приятное учительнице.

– А мне кажется, хотят себе оценку получше купить!

  • **

Спешим утром в школу. Опаздываем. Маша, как обычно, не хочет завтракать, растирать спинку махровой рукавичкой и вообще – капризничает. Всё ей не так; говорит, что надо делать наоборот.

– Маша, так нельзя. Ты что скрипишь, как старуха, я от тебя слышу одни ворчания и возражения!

– Мам, да ты лучше не так говори, а вот как: «Подумать только, яйцо курицу учит!» Совсем другое дело!

  • **

В зубном кабинете доктор Зуев поставил Маше очередную пластинку для исправления прикуса. До того, как Маша попала к доктору Зуеву, её в течение двух лет наблюдал другой врач; тогда она тоже носила какие-то пластинки. Пластинки часто подправляли, подкручивали-подвинчивали, но видимых изменений не происходило. Теперь – совершенно иной подход: пластинка смыкает сразу обе челюсти, как клетка. Доктор предупредил, что снимать эту пластинку нельзя ни днём, ни ночью, иначе толку не будет. Снимать пластинку разрешается только перед едой, а после еды – тут же поставить на место. Конечно, имея такой «аппарат» во рту, очень трудно говорить: язык еле шевелится, все звуки искажаются и превращаются в шипящие. То есть в школе – сиди, почти молча, а кушать – «пожалуйте» домой. Доктор обещал значительное улучшение прикуса через месяц, если прислушаемся к его советам. Маша вздохнула и согласилась.

Утром собираемся в школу. Позавтракали. Пора надеть пластинку.

– Ну что ж, мама, придётся идти. А ведь все смеяться будут.

– Если и будут, то по глупости.

– Ладно, уж пойду. Но приду из школы – знай, что вся слезами обольюсь!

  • **

Маша рассказывает:

– Мама, у нас в классе одна девочка сочинила стихотворение о своём папе.

– Вот здорово! Расскажи.

– Слушай, только не удивляйся:

Папка – дурак,

Курит табак,

Спички ворует,

Дома не ночует!

– Маша, это ты, наверное, сама придумала, чтоб меня обидно насмешить!

– Нет, это Юлька сочинила, а я и подумала, что стихотворение немного к моему папе подходит, то есть только последняя строчка «Дома не ночует», а вот табак и спички здесь ни при чём!

  • **

– Мама, я тебя хочу серьёзно спросить. Вот почему-то в книге для чтения (Это учебник, вроде «Родной речи») пишут всё только хорошее и о хорошем: о счастье, о справедливости, о коммунизме. Про это и стихи, и рассказы есть. А в жизни многое по-другому: живём не так, как про это пишут.

– Так ведь вас хотят хорошему научить на хороших примерах, вот о плохом и не хотят говорить.

– Тогда это не полностью правда, настоящая жизнь не такая!

– Ну и радуйся пока. Настоящая жизнь ещё покажет себя со всех сторон, порой не с самых лучших. А иногда такое увидишь – не обрадуешься! Так что учись тому, что хорошо и полезно, а уж плохое-то не задержится, узнаешь ещё...

  • **

Маша приходит из школы радостная.

– Ну, мама, теперь ты можешь посылать меня в магазин смело и с большими деньгами!

– Это почему же?

– А потому, что я уже научилась считать и до сотни, и до тысячи, так что можешь спокойно сто рублей с собой давать!

– Ничего себе! Да я и сама-то беру с собой рублей десять-двадцать на покупки, а сотню беру очень редко, не то что тысячу.

– Да и тысячу тоже можешь дать, я всё сосчитаю!

– Что толку, что сосчитаешь? Тысяча – это очень большие деньги, таких у нас дома не бывает, я их и сама-то в руках, можно сказать, не держала, а не то чтоб малому ребёнку доверила!

– Ну, если надумаешь, скажи!

  • **

С тех пор как Маша научилась обиходному счёту, ей понравилось ходить самостоятельно за небольшими покупками. Правда, мы её одну никогда далеко не отпускали, но когда в соседнем подъезде, прямо во дворе, открыли небольшой продуктовый магазин, отпускать туда было можно. Да она и сама принялась захаживать в этот магазинчик из любопытства, когда гуляла. Потом стала находить интерес и в том, что приносит пользу. Так вот, её можно было попросить сходить то за хлебом, то за маслом. Иногда приходилось и в очередях постоять. Случалось, что во двор привозили цистерны с молоком, с квасом, и там собирались очереди.

Приходит домой, рассказывает:

– Да, мама, зря я раньше очереди не любила.

– А теперь полюбила?

– Да! Когда стоишь в очереди, то не просто ждёшь покупки, а смотришь и слушаешь, что творится вокруг. Получается, что лучше узнаёшь жизнь. Вот сегодня я долго стояла за квасом, всего наслушалась: и про домашние дела, и про события в мире. А один пожилой мужчина рассказывал кому-то, как он воевал. А я и вспомнила, что мой дедушка Витя тоже воевал, как его сильно ранили; хотела про это всем рассказать, да постеснялась!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год