Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 7 лет»
Для Мам и Пап
Автор: Максимчук Людмила Викторовна   
01.08.2024 20:45

Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 7 лет»Из цикла «Беседы с дочерью» — «МАШЕНЬКЕ — 7 лет»

Наконец-то пришла пора учёбы в школе. Мы с Володей радовались Машиным детским ожиданиям, поддерживали интерес к предстоящей учёбе. Первого сентября отвели её в 829-ую школу. Школа расположена близко и удобно от дома, можно пройти дворами. Перед зданием школы – полно ребят и родителей. На торжественной линейке выступил директор, приветствовал, поздравлял, а в конце сказал, что от школы нужно ждать чуда – знания.

Потом, через месяц, Маша вспоминала:

– Мама, я знаю, почему наш директор так сказал тогда. Вот пока я в школу не ходила, я многого не умела. А теперь я умею палочки писать, и красиво флажки раскрашивать, и всякое другое, то есть узнала это. А это и есть знание. И ещё дальше будет новое знание!

  • **

Первое впечатление от школы:

– Нет в мире ничего прекраснее школы!

  • **

Учиться новому всегда интересно. Маша с самого раннего возраста любила музыкальные сказки, слушала пластинки, а в садике пела и танцевала активнее всех. Воспитатели хвалили её. У нас дома всегда был инструмент, и когда я играла что-то на пианино, она не отходила от меня. Дотрагивалась пальчиками до клавиш и говорила с печалью:

– Ах, мамочка, я никогда не буду играть так, как ты!

 

– Да ты что! Я играю очень слабо, особыми музыкальными способностями я не отличалась. Меня учили музыке для общего развития. А ты – другое дело. Ты ещё и не тому научишься.

– Что же ты меня играть-то на пианино никак учить не хочешь?

– Именно не хочу. Потому что не имею права – не хочу тебе руки испортить.

– Как это?

– Руки нужно правильно поставить, чтобы они привыкли хорошо играть и не уставать. Испортить легко, а переучивать трудно. Понятно?

– Понятно. Нужно ждать, пока пойду в настоящую музыкальную школу?

– Конечно же!

Всему своё время, и в конце мая 1983 года Маша сдавала вступительные экзамены в Тушинскую музыкальную школу. Это 17-я музыкальная школа, она оказалась единственной в районе, и выбирать было не из чего. Правда, пройти все вступительные туры так и не удалось, потому что приехали дедушка Витя с бабушкой Ниной и забрали Машеньку вместе с другим внуком Ромочкой, чтобы отдыхать в Крыму. Мотивация? Отдых на море ничто не заменит. А такую способную девочку не могут не принять в музыкальную школу. Да не так вышло. В Крым-то съездили и вернулись, а дальше что? Все места в музыкальной школе уже были распределены. Мы уже почти не надеялись, что Маше придётся начать занятия музыкой в этом году. Но улыбнулся случай, и осенью девочку всё же пригласили в первый класс. У педагога Оделии Харитоновны Кочетовой оказалось вакантным одно место, а Машенька понравилась и запомнилась ей своей музыкальностью на первом туре экзаменов.

И вот она – музыкальная школа. То не было ни одной школы, а тут сразу две! Нагрузка очень возросла и для Маши, и для меня. Моя работа «трещала» по швам: никто не хотел дать мне половину ставки, не было тогда на это моды у научно-технической интеллигенции. Но как-то приходилось выкручиваться.

Радовало то, что заниматься в обеих школах Машеньке очень нравится. Мы с Володей её в этом поощряем.

– Мама, а когда гулять-то?

– Боишься, что гулять будет некогда?

– Конечно. Да ладно, буду гулять с перерывами!

  • **

Едем с Машей из музыкальной школы.

– Мама, а какой тебе толк от того, что я учусь музыке? Одно мотание со мной.

– А такой толк. Не сразу, но постепенно, когда усвоишь основы и пойдёшь дальше, перед тобой откроется чудный мир музыки...

– А перед тобой он уже открылся?

– В определённом смысле – да.

– Какой же тебе интерес в том, что он откроется передо мной?

– Интерес в том, что этот мир будет и миром моего ребёнка, что в нём найдут отражение его мечты и устремления. И это значит, что я не зря старалась привить ему любовь к музыке.

– И получается, что это будет уже наш общий мир! Значит, ты всё для меня делаешь не напрасно.

  • **

Маша, как обычно, кушает медленно, а жить приходится быстрее. Дел прибавилось: школа, уроки, музыкальная школа, другие задания…

– Машенька, ешь скорее, опаздываешь! Прямо все нервы мои этой едой вытянула!

– Вот и хорошо, что вытянула, может, теперь добрее станешь.

  • **

– Мама, вот ты боишься за меня и никуда одну не отпускаешь. А я уже совсем не маленькая. Ну, хотя бы, когда я буду уже в институте учиться, ты пустишь меня одну в кинотеатр «Балтика»?

А это всего в пяти трамвайных остановках, у метро «Сходненская».

  • **

Я читаю, вернее, перелистываю книгу на английском языке.

– Мамочка, и как ты всё это понимаешь? Подумать только, зачем же вот так язык выворачивать, что сломать можно? И как это из букв могут получиться такие кренделя?! А главное, почему все люди говорят на разных языках?

  • **

– Должна сказать тебе, Машенька, что по всем приметам в этом году зима будет плохая, сырая, а лето – холодное.

– То есть в летних платьях уже не походишь?

– Скорее всего.

– Как жаль, и куда только мы с тобой будем девать летние платья?

– Отложим на другой год.

– Так это не навсегда?

– Ну конечно. Говорят, примета действует на один год.

– Ой, как хорошо, а я уж подумала, что на всю жизнь!

  • **

Маша опять и опять медленно ест суп. Тянет время.

– Я не могу понять, мамочка, почему ты такая хорошая, а твой суп такой плохой!

  • **

Маша ходит в школу с соседскими детьми Надей Андреевой и Алёшей Кузнецовым. Возвращается, по возможности, тоже с ними. Однажды смотрю – Алёши в компании нет.

– А где же Алёша?

– Знаешь, мама, он с нами не пошёл. Он сказал, что недостоин чести идти с нами, потому что сегодня в школе он предал мальчика из своего класса и ему очень стыдно. Предал-то он нечаянно, просто проговорился, но всё равно сам себя наказывает.

  • **

Опять спешим в музыкальную школу. Я подгоняю Машу:

– Давай скорее, а то у тебя ещё и конь не валялся.

– Нет, валялся, ещё и как валялся!

– Так поторопи его.

  • **

Сегодня утром Маша ничего не хочет кушать, только пьёт чай с малюсеньким бутербродом. Сердится на мои уговоры:

– Вы вот всегда меня перекармливаете, вон какой живот вырос, да ещё и щеки!

– Да какой там живот! Хоть до школы хватит ли сил дойти с таких калорий?

– Ну, ладно, на этот раз съем, но если кто-нибудь скажет, что я толстая, то ничего в жизни больше есть не буду!

  • **

Приходит из школы. Села обедать. Сегодня мы и в самом деле никуда не спешим. Задумалась и потом говорит:

– Мама, я поняла, что у нас хорошая семья.

– А что тебя привело к такой мысли?

– Идём мы с Юлей домой, а она мне и рассказала про свою жизнь, а главное, что отец у неё пьяница, и всех мучает, и каждый день выпивает по бутылке, и что часто её лупит.

– А какая ж у неё семья?

– Бабушка, мама, отец и маленький брат. И все отца боятся! Как хорошо, что вы у меня такие! Раньше я этого не поняла бы.

  • **

Ездили мы с Машей в тушинский Госстрах, по каким-то делам. Это через две улицы, но тем не менее… Вечереет, темно, зима. Машенька в том районе впервые. Я возьми и скажи:

– Вот видишь, Маша, как далеко и поздно мы приехали. Приехать-то мы приехали, а обратно как добираться будем?

Смотрю, Машенька остановилась, пошла назад; сколько ни зову, в мою сторону не смотрит. Наконец вернулась.

– Вот видишь, мамочка, завезла ребёнка неизвестно куда, дороги домой не знаешь, да и ночь скоро. Но ничего, я уже подсмотрела, какой дорогой обратно пойдёт автобус, и какой его номер, и где его остановка. А теперь можно и в твой Госстрах идти!

  • **

Приходим домой с первого экзамена по музыке. Сыграла Маша неважно, наверняка могла бы лучше.

– Да ладно, Машенька, не расстраивайся! Всё равно ты – мой подарочек дорогой.

– Нет, мама, я не подарочек, а огорчалочек, и совсем не дорогой!

  • **

Маша разбирает по нотам новую пьесу.

– Ой, мама, а какая это нота?

– А ты сама-то не знаешь?

– Да как же её узнаешь, когда она на самом потолке сидит!

Это характеристика ноты, которая располагается на самой верхней линейке.

  • **

Собираем анализ мочи «по Зимницкому», как велит детский врач-нефролог. Обычно эти анализы бывают у Машеньки неважными. Я переживаю заранее:

– А вдруг снова белок?

– Мама, а что это, всё белок да белок, когда же желток-то будет?

  • **

– Мама, а кто такой дядя Эдик?

– Муж тёти Оли.

– Да? А я что-то не слышала, чтобы у них была свадьба.

  • **

Маша моет посуду неохотно.

– Доченька, я готовила обед, а ты помой посуду. Я сделала одно, а ты – другое.

– Нет, лучше ты и готовь, и мой посуду тоже.

– А что же будешь делать ты?

– Кушать!

  • **

Садимся пить чай.

– Мама, а где же бутерброд?

– С чем?

– Ну, хотя б с икрой.

– С какой ещё икрой? Икру не кушают каждый день. Такое дорогое удовольствие припасают к празднику. Какая же сегодня может быть икра?

– Ну, хотя бы красная, что ли!

  • **

– Мама, а кто старше: тётя Оля или ты?

– Я.

– Как жаль, выходит, она моложе тебя и может дольше прожить, а ты можешь умереть раньше неё.

– И вовсе нет. В жизни всё не так, не бывает такого прямого соответствия.

– Значит, ты можешь прожить дольше?

– Ну почему такие сравнения? Каждый живёт столько, сколько Бог даст.

– Мамочка, давай попросим Бога, чтобы ты прожила долго!

  • **

Мой брат Константин, который живёт в Великом Новгороде со своей семьёй, – большой юморист, особенно по отношению к своим детям, заодно и к моей Маше. Когда мы приезжаем в Новгород, наши встречи с ним и его детьми бывают веселыми и… слегка «встряхивают».

– Мама, а почему дядя Костя называет Марину и меня «мошкарой», «тараканами» и кем-то ещё? Он что, глупый?

– Нет, он просто привольно воспитан.

– Значит, бабушка с дедушкой вас плохо воспитывали? Да нет, тебя-то хорошо.

– Да и его, наверное, не хуже.

– Я поняла: а дальше его так воспитала жизнь!

  • **

Маша приходит из школы. Рассказывает про свою одноклассницу.

– А наша Оля Галкина читала стихотворенье Пушкина о зиме. Читала так:

Пришла. Рассыпалась. Клоками

Повисла на суках дубов.

Легла… Уснула… Спит уже...

– Видишь, какая сочинительница!

– Да нет. Она просто забыла половину, вот и получилось не пойми про что... А Оля сама – такая медлительная, часто приходит в класс позже всех, даже позже учительницы, и как ни в чём не бывало идёт к своей парте. Альбина Алексеевна ей говорит: «Что же ты опять опаздываешь?» А она спокойно отвечает, проходя мимо неё: «А я и не опаздываю!» И так каждый раз. Мы смеёмся, потому что все уже к этому привыкли, даже Альбина Алексеевна. Опоздай кто другой, так сразу – замечание, а с Олей ничего поделать нельзя!

  • **

– Мама, а ты знаешь, что ты счастливая и богатая!

– Это почему же?

– Да потому, что у тебя есть и папа, и мама, и брат, и муж! А главное, у тебя есть я!

  • **

– Мама, купи мне тетради для второго класса, а то ведь на следующую осень мне нужно идти во второй класс.

– Да ведь полгода впереди, успеем ещё купить, не волнуйся!

Но Маша не успокоилась. Пошла однажды в гости к нашим соседям, к второкласснику Алёше. Вернулась сияющая и счастливая, с двумя тетрадями в линейку для второго класса.

– Мамочка, ты только не ругайся. Меня Алёша так просил, прямо на коленях умолял взять эти тетради, вот я и согласилась!

Ирина Кузнецова, Алёшина мама, потом рассказывала мне, как Маша всякий раз, когда приходила к ним, глаз не сводила с Алёшиных школьных учебников и тетрадок, очень внимательно слушала его разговоры с младшей сестрёнкой Наташей о школе. Второй класс – это уже не первый! Машин интерес к учёбе явно опережал события. У первоклассницы оказалось много вопросов к старшему товарищу. Чистые тетрадки для второго класса вызывали особый интерес и отдельные вопросы. Алёше это надоело, и он подарил Машеньке эти тетрадки, чтоб она хоть немного угомонилась и оставила его в покое.

  • **

Маша заболела гриппом. Нужно хотя бы первое время полежать, не занимаясь школьными уроками и музыкой тоже.

– Мама, и как же я сижу без дела! – в отчаянье вздыхает Маша. – Ведь я отстану от программы, всех подведу!

– Подожди немного, вот чуть-чуть полегчает – тогда и будешь делать всё, что надо.

– А пока мне стыдно и обидно. И ещё вдруг не успею оглянуться, как обленюсь?!

  • **

Болеем дальше. Нужно пить почаще чай с малиной, а Маша её терпеть не может, а если может, так не хочет. Утром спрашиваю:

– Ну, что будешь пить: кофе с молочком или чай?

– Конечно, кофе, ведь в него нельзя положить малину!

  • **

Маша спрашивает:

– Мама, а ты кого больше хотела: девочку или мальчика?

– Да мне было всё равно.

– Нет, а всё же, кого больше?

Вижу, что ребёнок ждёт определённого ответа на свой вопрос.

– Ну, девочку, девочку, а то кому б я стала платья шить да косы плести!

Очень обрадовалась:

– Вот видишь, а я и есть девочка!

  • **

Однажды приходит из школы совсем хмурая. Устала? Говорит, нет. Но что-то явно не так, и это написано на лице.

– Знаешь, мама, я сегодня тройку получила. Срочно смотри тетради.

– Ладно, потом. Какая тут спешка?

– Нет, смотри сейчас!

Открываю портфель, беру дневник, листаю. Вижу – не тот, зову Машу. Смотрим – в дневнике одни двойки, тройки (иногда) и замечания красным цветом через страницу. Машенька обомлела… Принимается реветь:

– Мама, дневник не мой, кто-то подменил!

Утопая в слезах, пересмотрела весь портфель:

– Ой, мама, все вещи здесь чужие, в этом портфеле...

В портфеле чего только не было: изрисованные каракулями учебники, тетради, все в кляксах и в двойках, скомканные листки бумаги, перепачканные ластики, а между ними – огрызки от яблок, фантики от конфет, прочий мусор.

Маша заревела ещё сильнее.

– Мама, портфель не мой! Ты знаешь, у нас в школе много одинаковых портфелей, вот я и перепутала, наверное, в раздевалке.

Читаем фамилию на обложке дневника – точно так, фамилия незнакомая, даже класс другой. Маша тут же собрала этот портфель и побежала в школу. Надеялась найти Егора Васильева, владельца дневника и портфеля, да не застала там его. Была как раз суббота, поэтому чужой портфель пролежал у нас до понедельника. Еле дождались понедельника.

А в понедельник Маша побежала в школу пораньше, дождалась возле раздевалки Егора, обрадовалась, узнав по особым приметам свой портфель у него в руках:

– Слушай, у тебя мой портфель, мы с тобой в субботу портфели перепутали!

– Правда? А я и не заметил.

– Как это? А дома у тебя, что ли, и дневник не проверяли?

– Да я его никому и не показывал.

– И… родители не спросили?

– Ну конечно.

– А как же уроки делал?

– А я их и не делал!

– И портфель даже не открывал?

– Вот именно, не открывал, больно надо!

  • .. Вот, оказывается, как бывает. Часто потом мы вспоминали эту историю, рассказывали друзьям и знакомым.

Прекрасна пора детства!

  • **

– Вот что, мама. У всех почти есть брат или сестра, а у меня почему нет?

– Так получилось.

– Да, я понимаю, что тебе было б ещё труднее с двумя детьми, и со мной ты не смогла б так много и усердно заниматься...

– Хотя и не совсем так, но, в общем, ты всё поняла, значит?

– А самое главное, ты б не имела возможности так заботиться о моём здоровье, давать такое образование! Но, может, ты думаешь, что если я у вас с папой одна, то я уж обязательно вырасту эгоисткой и не оценю ваших с папой забот обо мне? Нет, будь спокойна, мама, я вас не подведу. Вы никогда не пожалеете, что я – ваша дочь, хотя и одна-единственная!

  • **

– Ну вот, уже и весна. Скоро Пасха. А завтра тоже большой праздник – Благовещение.

– А что это? Напомни, мамочка.

– Это особый праздник в память о той благой вести, что принёс Ангел Божией Матери о предстоящем рождении Сына. Праздник большой, и по традиции работать в этот день совсем не положено.

– Как же так, мама, совсем ничего нельзя делать?

– Да, сделать-то всё нужно заранее, а в этот день нужно сходить в храм, славить Бога и Деву Марию, отдыхать душой и телом. В старину говорили, что в такой день птица гнезда не вьёт, а девица косы не плетёт.

– Так что же получается, что я в такой день буду с утра и до ночи нечёсаная ходить?!

– Ну, зачем же так буквально? Просто так образно говорится.

– Значит, завтра ты мне всё-таки косы заплетёшь?

– Конечно!

– Вот и хорошо. Только ты уж получше постарайся!

  • **

За ужином Маша плохо ест: и то не такое, и это невкусное. Я рассердилась:

– Вот возьму за правило кормить вас покупными котлетами да борщом, сваренным на неделю, тогда поймёшь, что вкусно, а что нет!

– Это какими ж котлетами? Из галантереи?

– Не из галантереи, а из кулинарии.

– Нет, мамочка, только не это, а то бабушка Нина покупала их один раз, так сказала, что больше не надо!

  • **

– Мама, сегодня жарко, я надену шорты.

– Ну, раз так жарко, надень сарафан.

– Но ты видишь, ребята ведь все в шортах, и ни к чему мне так выпячиваться!

  • **

– Вот, мамочка, ты всегда говоришь, что я хорошо живу, и у меня хорошая семья, и вкусное я кушаю, и учусь всему нужному и полезному, и всё такое прочее. И должна я всему этому радоваться, да ведь нет у меня самого главного.

– Это чего же у тебя нет?

– А нет у меня счастливого детства!

– Как это понимать? Ведь всё вместе сложенное и есть счастливое детство. Или у тебя имеется другая программа счастливого детства?

– Да, именно другая. Имеется.

– Какая же?

– А вот какая: гулять, гулять и гулять!

  • **

Отдыхали летом на море в Крыму, в посёлке Дальние Камыши, недалеко от Феодосии. Загорали, купались, плавали. Маше очень понравилось.

– Мама! Давай будущим летом снова приедем сюда. Только обязательно заранее купите мне ласты, маску и батоны!

– Какие ещё батоны?

– Ну, для воздуха, чтоб плавать под водой.

– Так это не батоны, а баллоны.

– Ну и что? Всё равно купите!

  • **

Собираемся с Володей смотреть в нашем ближайшем кинотеатре «Балтика» японский фильм «Легенда о динозавре», о котором много говорили.

– Папа, обязательно возьмите меня с собой!

– Отчего же так – «обязательно»?

– Вот ты знаешь, почему я в школе иногда получаю не совсем хорошие отметки?

– Не знаю.

– А потому, что я никогда в жизни не видела динозавра. Я даже не знаю, что это такое!

  • **

Мы давно уже решаем вопрос о покупке нового холодильника, да никак не можем до конца договориться. Маша с Володей в один голос:

– Жалко старый!

– Я бы все наши старые вещи не выбрасывал и старые ботинки, а тем более свадебные, сдавал бы в музей! – добавил Володя.

– Ну, мы – прямо как старьёвщики какие-то, – смеётся Маша. – Мама, а ты всегда всё любишь переделывать и перешивать или просто стараешься, чтоб ничего не пропадало?

– Конечно. Если можно использовать вещь, пусть ещё послужит, ведь люди трудились над ней.

– А помнишь, мама, как ты из моего комбинезона курточку перешила, а из моих пелёнок сшила мне же ночную рубашку? А мои маленькие ботиночки донашивает твой мишка. Сначала твои детские ботиночки донашивал, а теперь – и мои!

Этот плюшевый мишка – моя старинная игрушка, подаренная мне на память моим детством.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год