Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Цикл индивидуальных занятий на постановку и автоматизацию звука К
Логопедия
Автор: Юлия Кумакова   
24.02.2014 15:42

Цикл индивидуальных занятий на постановку и автоматизацию звука КЗанятие 1
Цель:
подготовить артикуляционный  аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику,
воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обкрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)
К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1.Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А)  подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно;
для языка:
«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.( 5раз)
«Горка» 1: выгибание ( подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).(5 раз.)
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика.( 5 раз.)
«Горка « 3: то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал,  как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет: »Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
-развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку  Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку  с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ -  КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2).Уточнение  артикуляционного  уклада: как мы произносим звук К?  Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук  К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой ( так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3.Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК  -  АК-АК-АК                      АК-АК-АК  -  АК-АК
ОК- ОК  -  ОК-ОК-ОК                     ОК-ОК-ОК  -  ОК-ОК
УК-УК   -  УК-УК-УК                     УК-УК-УК  - УК-УК
ЫК - ЫК  - ЫК-ЫК-ЫК                  ЫК-ЫК-ЫК  -  ЫК-ЫК
ИК – ИК  -  ИК-ИК-ИК                    ИК-ИК-ИК  -  ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке:"Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (смотри приложение №1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.( 5раз)
«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6 раз.
Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память
УК-ЫК-АК-ОК
ЫК-УК-ОК-АК
ОК- АК- УК-ЫК
АК-АК-АК    -  МАК                                   ЫК-ЫК-ЫК  -  БЫК
ОК-ОК-ОК   -   ОПЕНОК                            ИК-ИК-ИК  -    ВЕНИК
УК-УК-УК   -   ПАУК
1.Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух) Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:
Котя, котенька, коток,
Котя острый коготок
Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса,  четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
2.Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К см. упражнение №3. выплывают картинки
У  Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)
Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.
В углу стоит (веник, ведро)
С потолка спускался (паук, пчела)
У ворот стоял огромный (бык, верблюд).
Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.
3.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рук поочередно.
4. 
Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

5. Итог занятия. Прощание с Колобком.

Занятие 3

Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

1.Подготовительная часть.

1. Разминка и упражнения:

А)  подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6 раз.

2.Основная часть.

1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть  с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

-широко открыть рот.

-спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

-постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

-приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

-громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

Развитие фонематического слуха

Опознание звука из ряда других

- Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К:  К, Р,  Г,  М, К,  Ж,  К, Л, К,  Х, К

Опознание из слогов

- Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К:  КА, ГА, КЫ, МУ,  АК,  КО, ХА, КУ

Опознание из слов

- Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К: ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА,  ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

Запомни, повтори слоги:

КА-КА-КА                            КА-КО-КУ-КЫ

КО-КО-КО                            КО-КУ-КЫ-КА

КУ-КУ-КУ                            КУ-КЫ-КА-КО

КЫ-КЫ-КЫ                          КЫ-КА-КО-КУ

Проговори слова (по 2 раза):

кабан                          банка                          ком

кабина                       будка                          кон

кабинет                      бука                            конь

кайма                         ветка                          кофе

камень                       майка                         ковать

канава                        нотка                          комета

капитан                     утка                            конфета

Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что  в словах  есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

-Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения ( картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (смотри приложение№2).

1. Соба (ка) тяв (ка)ла  на рыба (ка).

2.(Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

3.Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

4.Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

5.Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

6.Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

Звуковой анализ :твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки – красным цветом:

КА    МУКА

Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

Нарисуй петелькой собаку  возле будки

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Развитие дыхания

Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе – шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос – шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик.  Дышим медленно.

Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

· «Лягушка» - «Хоботок»

· «лопата» - «Иголочка»

· «Киска сердится»

· «Чистим нижние зубки»

· «Катушка»

· «Качели»

Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения  в медленном темпе.

Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

на длительном речевом выдохе произносим слоги:

[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко  артикулируя гласные.

Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

Повтори за мной, выделяя голосом «сильный» слог.

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

Ка – ка, Ка – ка, Ка – ка,

Каша, камень, камера.

ка – Ка, ка – Ка, ка – Ка,

цветка, индюка, молотка

Ко – ко, Ко – ко, Ко – ко,

Кот, котик, комок

ко – Ко, ко – Ко, ко – Ко,

высоко, широко, велико.

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

Курица, куры, кумушка

Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

Глазику, ротику, носику.

Развитие силы голоса, работа над ударением.

«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

В этом слове нет звука (К).

Составь предложение с одни из слов.

Катя кормит цыпленка.

Сколько слов в предложении.

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Как правильно произносить звук [К]?

- положение губ;

- положение зубов;

- положение языка;

- какая воздушная струя.

Вспоминает виды деятельности;

правильную артикуляцию звука [К].

Занятие  5

Цель: автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

Зелена я, как трава

Моя  песенка: «Ква-ква».

Отгадай загадку. Обведи отгадку

Тянем губы прямо к ушкам, получается – лягушка

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

«Чистим нижние  зубки», «Катушка», « Качели»

Анализ артикуляции:

· губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;

· зубы разомкнуты:

· кончик языка лежит у основания нижних резцов,

· передняя и средняя части спинки языка опущены,

· задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,

· боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;

· мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

· голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;

· воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву

Ска-ско-ску

Кво-кву-квы

Ско-ску-скы

Кву-квы-ква

Ску-скы-ска

Квы-ква-кво

Скы-ска-ско

Квакушка –квадрат –квартира

Скамейка –сказка-коляска.

Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

Развитие просодии.

Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце  каждого стихотворения. (презентация)

Кто на себе свой домик тащит

(улитка)

В темной темнице,

Красна девица,

Без нитки, без спицы,

Вяжет вязаницы.

(бабочка)

Пляшет крошка —

Всего одна ножка.

— Ю — ю — ю...

(юла)

Карандаш, капуста, белка, юла – какое слово лишнее. Лишнее «юла», потому что в слове юла нет звука К. Определить место звука К в словах: карандаш, капуста, белка. Перезентация Раздели слова на слоги , разложи картинки по домикам (слоговые домики)

Вдруг Колобок увидел, так много лягушек, давай их посчитаем. Игра «Веселый счет». Сосчитай лягушек. (смотри приложение №3).

Много не только Лягушек-квакушек, много еще чего: (смотри приложение №4)

(Камышей, камушек, стрекоз)

Занятие 6.

Цель: автоматизация звука К в связной речи, совершенствование словаря, развитие памяти.

Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами вправо-влево потанцуем!

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

Артикуляционная гимнастика:

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.( 5раз)

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6 раз

У нас сегодня с тобой не обычное занятие у нас сегодня день рождение буквы К. К нам сегодня в гости пришли: Лягушка-Квакушка, Колобок румяный бок, Котенька-коток. Как полагается на именинах можно немного повеселиться.

Речь с движением.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх) .

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча) .

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны) .

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны) .

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки) .

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку) .

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте) .

А сейчас мы с тобой будем варить компот для нашей именинницы буквы К.

Ты послушай какое стихотворение я тебе прочитаю, ты смотри внимательно на картинку, а я буду читать. (приложение №5)

КОМПОТ

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Давай вспомним какие слова у нас в стихотворении встречались со звуком К

(Компот, фруктов, яблоко, сок, песок).

Давай разделим эти слова на слоги. А теперь давай мы с тобой заучим первую строчку, затем вторую, третью и т.д.

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,  Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.

Сюрпризный момент: Появляется буква К мы ее угощаем компотом, а она нас благодарит за то что мы ей помогли так много узнать о себе. Буква К тоже приготовила для тебя сюрприз. Протяни ручку в волшебный мешочек, возьми из него один предмет и узнай, что это за подарок. (Конфеты-любимое лакомство буквы К).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год