Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План-конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах»
Логопедия
Автор: Тараева Ирина Евгеньевна   
27.09.2024 15:25

План-конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах»План-конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков [С] – [З] в прямых слогах и словах»

Цель: дифференциация звуков [С][З] в прямых слогах и словах с открытым слогом при коррекции межзубного сигматизма.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для звуков [С] и [З]
  • формировать длительную направленную воздушную струю с помощью игры «Футбол»
  • научить правильному артикуляционному укладу при произнесении звуков [С] и [З]
  • учить контролю перед зеркалом за положением языка при произнесении свистящих звуков
  • автоматизировать звуки [С] и [З] в прямых слогах
  • автоматизировать звуки [С] и [З] в словах с открытым слогом.

Скачать конспект

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую моторику
  • развивать артикуляционную моторику
  • развивать мышление
  • развивать зрительное внимание
  • совершенствовать умение понимать обращенную речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать терпение и усидчивость
  • воспитывать умение внимательно слушать инструкцию и выполнять задания в соответствии с ней
  • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки с изображением артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, ватный шарик, кубики, картинки с изображение артикуляции звуков [С] и [З], картинка для физкультминутки, картинки для игры «Найди пару».

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: «Здравствуй, я очень рада видеть тебя».

2. Основная часть

Мотивирующее начало

Логопед: «Сегодня мы будем играть со звуками, а с какими ты должен будешь отгадать сам. Отгадай мои загадки.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

Ребёнок: «Собака!»

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Ребёнок: «Заяц!»

Логопед: «Молодец, отгадал мои загадки! А теперь послушай, как я скажу эти слова». (повторить слова «собака» и «заяц», чётко выделяя первый звук в каждом слове) Так ты догадался, с какими звуками мы сегодня будем играть?

Ребёнок: «Да, догадался: со звуками [С] и [З]».

Артикуляционная гимнастика

Логопед: «Чтобы нашему язычку было легче произносить звуки [С] и [З], давай потренируем язычок и сделаем зарядку для него».

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Трубочка»

Мои губы-трубочка

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду.

«Заборчик»«Трубочка»

(чередуются упражнения 5 раз)

«Лягушка»

Тянуть губы прямо к ушкам,

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык нужно расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Накажем непослушный язычок»

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются

Лопатка получается,

Ты под счёт её держи,

До пяти, до десяти.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

«Чистим зубки»

Котик Мурзик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

«Часики»

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок

Смотрит влево, смотрит вправо.

Развитие речевого дыхания

Логопед: «А теперь давай поиграем в футбол»

Берем ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, ворота делаем на столе из кубиков.

Логопед: «Положи расслабленный язычок

на нижнюю губу. Дуем на кончик языка.

Щёки не раздуваем. Стараемся, полученной воздушной струёй, загнать ватный шарик в ворота.

Анализ артикуляции звуков

Логопед: «Для того, чтобы правильно произносить звуки [С], [З] нужно вспомнить правильное положение губ, зубов, языка при произношении этих звуков.

[С] – губы в улыбке, зубы видны,

но не сомкнуты; широкий кончик

языка находится за нижними

резцами; воздушная струя холодная;

голосовые связки не работают => голоса нет.

[З] – губы в улыбке, зубы видны,

но не сомкнуты; широкий кончик

языка находится за нижними

резцами; воздушная струя холодная;

голосовые связки работают => голос есть.

Логопед: «Давай произнесём звуки [С] и [З]. При этом ты должен смотреть в зеркало и контролировать положение своего языка. Губы у нас в улыбке, зубы образуют заборчик с узкой щёлочкой. Язык за нижними зубами и не выскакивает за забор!»

Распластай язык пошире Язычок широкий – ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе! Кончик – к нижним зубкам ближе!

Посередине языка И со звонким ветерком

Струйку воздуха пускай. Звонко «зззззз» произнесём.

Улыбнись и посвисти, «З» заливисто звенит,

«Ссс, ссс, ссс» – произнеси! Звонко «З» в словах звучит!

Физкультминутка

Зайка

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.)

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть, (Присели.)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.)

А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.

Дифференциация звуков [С] и [З] в прямых слогах

Логопед: «Зайка скачет по лужайке и поёт песенки. Давай, присоединимся к нему. Не забывай смотреть на себя в зеркало и следить за тем, где находится язычок».

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ АСА-ОСО-УСУ-ЫСЫ

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ АЗА-ОЗО-УЗУ-ЫЗЫ

СА-ЗА-ЗА ЗЫ-СЫ-ЗЫ

ЗО-ЗО-СО СЭ-ЗЭ-СЭ

СУ-СУ-ЗУ СА-ЗА-СО-ЗУ

Дифференциация звуков [С] и [З] в словах с открытым слогом

Логопед: «Ты просто молодец! Замечательно справился с моими заданиями. А сейчас мы поиграем в игры!»

Игра «Найди пару»: посмотри на картинку слева и назови, что на ней изображено. В этом слове есть звук [С]. А теперь замени его на звук [З] и скажи, что за слово получилось. Найди соответствующую картинку справа и соедини их парами.

Слова: суп-зуб, сайка-зайка, сахар-Захар, лиса-Лиза, коса-коза.

Игра «Эхо»: я буду называть слова, а ты повторяй их за мной, как эхо. Следи за тем, где находится язык!

Речевой материал: сад, санки, самокат, сам, сапоги, сауна, зал, замок, зайка, загадка, сок, сом, сон, соты, сода, зонт, золото, суп, сумка, сундук, сухой, зубы, сын, сыпать, сыт, зыбкий.

3. Заключение

Логопед: «Наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы учились правильно произносить? Чем похожи и чем различаются эти звуки? Где должен быть язычок при произнесении этих звуков? Какая игра тебе понравилась больше всего? Ты, сегодня большой молодец!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год