Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями через взаимодействие с семьёй.
Логопедия
Автор: Терентьева Светлана Сергеевна   
06.09.2024 08:24

Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями через взаимодействие с семьёй.Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями через взаимодействие с семьёй.

В условиях современного дошкольного образования качество освоения детьми коммуникативных навыков оказывает значительное влияние на их успешность в социальном взаимодействии и интеграции в общество. Особенно это актуально для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых нарушено формирование всех компонентов языковой системы, включая лексику, грамматику, связную речь, звукопроизношение. Речевая недостаточность у таких детейможет варьироваться от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети входят в основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при освоении навыков письма и чтения.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются именнов дошкольном возрасте. Это включаетразвитие слуховой функции ребенка, в частности фонематического слуха; развитие зрительно – пространственных представлений; развитие графо-моторного навыка, а также совершенствование всех компонентовустной речи, таких как звукопроизношение, лексика, грамматика и связная речь.

 

скачать конспект

Своевременная целенаправленная коррекционно-развивающая работа с детьми по преодолению речевых нарушенийбудет наиболее эффективна, если она будет осуществляться в тесном контакте учителя-логопеда с родителями.

С этой цельюбыл разработан и систематизирован практический материал, который могут использовать не только учителя-логопеды, воспитатели, но и родители в осуществлении коррекционно-развивающей работы.

Пособие «Речевые игры, задания, упражнения для детей и их родителей» предназначено для работы с детьми 5-6 лет с нарушениями речи.

Его цель — создание условий для оказания практической помощи в организации целенаправленной совместной деятельности по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Основные задачи пособия включают:

  • формирование фонематического восприятия
  • развитиенавыков звукового анализа и синтеза
  • формирование слоговой структуры слова
  • формирование лексико — грамматического строя речи
  • совершенствование связной речи
  • развитие графомоторных навыков
  • формирование предпосылок мыслительных операций
  • развитие психических процессов
  • воспитание ответственности, аккуратности
  • формирование навыков социального поведения.

Названные задачи решаются концентрически, за счёт усложнения и различной сочетаемости упражнений.

Изложенный в пособии практический материал рассчитан на систематическуюработу на протяжениивсего учебного года. Блок упражнений на каждуюнеделю составлен с учётом определённой лексической темы и возрастных особенностей.

Содержание лексических тем на учебный год охватывает различные направления, включая сезонные изменения, природные явления, животных, предметы быта, а также социальные и культурные аспекты жизни. Перечень лексических тем на учебный год: «Осенняя ярмарка. Овощи, фрукты», «Осень. Сезонные изменения. Лес, грибы, ягоды», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Игрушки», «Одежда. Головные уборы. Обувь», «Посуда. Продукты питания», «Мебель», «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодний праздник», «Наша Родина. Наш город», «Профессии», «Материалы и инструменты», «Транспорт. Правила дорожного движения», «День защитника Отечества», «Семья», «Мамин праздник. Женские профессии», «Комнатные растения», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные весной», «Весна. Перелётные птицы», «Космос. Воздушный транспорт», «Рыбы», «Откуда хлеб пришёл?», «Насекомые». Эти темы помогают детям систематически изучать окружающий мир, узнавать о природе, животных, профессиях, а также об особенностях своего родного города и страны, что способствует комплексному развитию кругозора. Каждая тема включает задания по формированию лексико-грамматического строя языка, фонематического восприятия, слоговой структуры речи, навыков звукового анализа и синтеза, развитию связной речи и графомоторных навыков.

Задания сформулированы таким образом, чтобы родители без специальной коррекционно-педагогической подготовки могли легко понять их, правильно направить ребенка и оказать помощь в случае трудностей.

Занятия рекомендуется проводить систематически с многократным повторением упражнений, ежедневно в течение 15-25 минут, в игровой форме.

Пособие может использоваться учителем-логопедом, воспитателем с группой детей или индивидуально родителямидома. Эта форма работы позволяет выстраивать партнёрское взаимодействие педагогов с родителями детей для решения коррекционно-развивающих задач. При выполнении упражнений можно использовать дополнительные средства обучения: мяч, микрофон, игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки, счётный материал, камни марблс, цветные карандаши и др. Некоторые речевые игры можно проводить во время прогулок, наблюдений за природой, по дороге в детский сад, в режимных моментах.

Увлекательная форма предлагаемых заданий, приспособленных к детскому развитию, способствует повышению познавательной активности детей, созданию эмоциональной атмосферы в совместной деятельности со взрослым, при которой дети эффективно усваивают учебный материал.

Данное пособие используется в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-6 лет в течении 6 лет. Наблюдения и результаты диагностики показали, что дети:

  • правильно употребляют основные грамматические формы слова
  • владеют простыми (способны осуществлять и сложные) формами фонематического анализа и синтеза
  • осознают слоговое строение слова, осуществляют слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных)
  • умеют составлять графические схемы слогов, слов, предложений
  • знают печатные буквы, умеют их воспроизводить
  • умеют составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры

- владеют предпосылками к обучению грамоте.

Таким образом, можно отметить, что использование данного практического материала способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. Это, в свою очередь, помогает развивать коммуникативные навыки, которые являются основой социального взаимодействия и необходимым условием социализации ребенка.

При разработке данного пособия была использована следующая литература:

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
  4. Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ.
  5. Соловьёва Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.

Терентьева Светлана Сергеевна Учитель-логопед, МБДОУ д/с 395, г. Новосибирск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год