Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическое пособие «Мир звуков»
Логопедия
Автор: Попова Дарья Геннадьевна   
16.11.2022 14:31

Дидактическое пособие «Мир звуков»Дидактическое пособие «Мир звуков»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» г. КРАСНОЯРСК

Актуальность.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский

Что мы называем фонематическим слухом?

Фонематический слух — основной компонент восприятия речи, т. е. способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. фонематический слух является основной предпосылкой овладения письмом.

 

Скачать конспект

Сегодня в школе, существующая методика обучения чтению, основана на звуковом анализе слова, поэтому ребенку важно иметь хорошо развитый фонематический слух. Он помогает нам понимать смысл сказанного, различать слова и формы слов, похожие по звучанию. Развитие фонематического слуха у детей очень поможет им в обучении чтению и письму.

Чтобы дети к моменту начала подготовки к школе умели определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, необходимо развивать у них фонематический слух.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: В русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».

К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

игра – лучший способ обучения. Игры, предложенные вам ниже, помогут развить не только фонематический слух, но и другие параметры речи: обогатят словарный запас, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием.

Все родители хотят, чтобы их дети были умными, развитыми, хорошо подготовленными к школе и успешно учились. Думаю, что предложенная игра пригодится детям 5-7 лет их семьям.

Методическая ценность.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, которая не только поможет с пользой провести своё свободное время, но и будет способствовать развитию фонематического слуха и подготовке детей к обучению грамоте, развитию зрительных и слуховых восприятий, внимание, память, мышление. Кроме этого данная игра поможет стимулировать детей к анализу игровых ситуаций, побуждать к рассуждению и пояснению своих действий, сформировать культуру общения.

Область применения.

Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная.

Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи.

Возраст детей.

От 5 лет до 8 лет.

Материал.

Ковролин, липучка велькро

Оборудование.

  • Игровое поле (ковролин 4 дорожки),
  • Набор для звукового анализа слов (липучка велькро)

Цель: создание условий для подготовки к обучению грамоте старших дошкольников

Задачи:

  • Познакомить детей с основными единицами речи и научить правильно пользоваться терминами их обозначения: «слово», «звук», «слог».
  • Научить выделять из речевого потока звуки гласные и согласные (твёрдые, мягкие).
  • Упражнять в делении слова на слоги.
  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Игра №1 «Придумай слово»

Цель: развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра№2 «Строим дорожку»

Цель: развитие фонематического слуха.

Кто-то придумывает любое слово. Затем следующий игрок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе взрослый уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук.

Игра№3 «Ловушка»

Цель: развитие умения услышать в слове определённый звук.

Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются взрослым в зависимости от темы.

Игра №5 «Раздели правильно»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Взрослый говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно прикрепить звуковую схему слова на игровое поле, произнести его, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра № 6 «Что сначала?»

Цель: учить выделять первый звук в слове и определять его.

Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, дом, Тень и т.д. (слова подбираются так, чтобы звуки были разные), ребенок называет звук, который стоит в начале слова, находит соответствующую фишку и прикрепляет её на игровое поле.

Игра №7 «Назови конец»

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове.

Ход. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук, находит соответствующую фишку и прикрепляет её на игровое поле.

Игра№ 8 «Наведи порядок»

Цель. Учить детей выделять позицию заданного звука.

Подбираются картинки с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец), например: лампа, мел, плов, стол, лось и др. Ребенок должен разложить их в три столбика.

Игра № 9 «Что можно петь, что нельзя петь?»

Цель. Учить детей выделять из слов гласные и согласные звуки.

Взрослый называет слово из одного-двух слогов, а ребенок называет гласные звуки: суп – [У]; руки – [У], [И].

Аналогичная работа по выделению согласных звуков: кот – [К], [Т] и т.д.

Игра№ 10 «Чем отличаются слова?»

Взрослый читает пары слов, в которых ребёнок должен определить какой звук меняется и на какой:

Бочка-почка зуб-суп зайка- сайка

Жар-шар точка-дочка пар- бар и т.д.

дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: фишки и выполняют звуковой анализ без схем.

Игра№11 «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Взрослый произносит вслух какое-нибудь слово, любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок находит соответствующую фишку и прикрепляет её к игровому полю. Затем задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год