Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьми
Логопедия
Автор: Клюшина Галина Михайловна   
07.11.2020 00:08

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьмиИспользование ИКТ в коррекционной работе учителя — логопеда с неговорящими детьми

Мы живем в XXI веке, веке информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей. Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от учителя-логопеда: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в НОД интерактивные игры и т. д.

 

С каждым годом, количество детей с нарушением речи неуклонно растет. Поэтому, система современного образования ставит перед педагогами новые задачи при организации коррекционно-развивающего процесса, которые позволили бы наряду с традиционными средствами обучения использовать и интерактивные.

Для ребенка дошкольного возраста, игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Особенности игровой деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них. В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции в зависимости от различных действий ребенка, четко формулировать вербальные инструкции.

Речевые обороты, используемые героями компьютерных игр, довольно быстро включаются в речь ребенка, дети копируют интонацию героя. Таким образом, использование компьютерных игр может послужить целям стимуляции эмоционального общения, речевого подражания.

В рамках компьютерной программы ребенок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребенка дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной.

Предоставление информации в привлекательной для ребенка форме не только ускоряет запоминание содержания учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а их знаки. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является необходимым для их языкового и интеллектуального развития. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму доступного экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития у них логического мышления. У неговорящих детей отмечаются бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений. Формирование мыслительных способностей ребенка основано на овладении опосредованным решением мыслительных задач, чему в значительной степени способствует компьютерная деятельность. Дети изучают различные виды причинности, нажимая на кнопки клавиатуры, обращая при этом внимание на появляющиеся на экране символы. Развитию воображения и творческого мышления способствуют игры-раскраски, программы-конструкторы и т.п. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс интериоризации, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступными для детей 5 лет. Это происходит за счет того, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает ему понимание происходящего.

Существует достаточное количество компьютерных программ для формирования у детей сенсорных эталонов. В компьютерных играх существует возможность наложить эталон на ту или иную фигуру, продемонстрировать ребенку его ошибки, самому ребенку найти ее причину и исправить. Многие детские компьютерные программы включают раскраски, которые также помогают ребенку быстро и в игровой форме освоить названия цветов. Учитывая затруднения неговорящих детей, возникающие при восприятии стилизованных изображений, целесообразно не использовать в работе компьютерные программы, содержащие подобную графику.

Использование демонстраций фотографий и слайд-фильмов, созданных на компьютерах, организация логопедического занятия с использованием виртуальных путешествий, сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, вызывает интерес у детей с речевыми нарушениями эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.

Формирование мотивации к речевому общению у неговорящих детей — одна из основных задач логопедической работы с ними. Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес как игровая и учебная деятельности, что способствует формированию познавательной мотивации.

Многие традиционные логопедические игры, облеченные в форму компьютерной игры, становятся более привлекательными для неговорящего ребенка, повышая его мотивацию. Например, традиционный показ картинок можно заменить перемещением их на экране, с целью узнавания глаголов со сходным значением логопед демонстрирует ребенку анимационные картинки на компьютере (преимущество перед традиционными картинками — динамическая наглядность) и просит щелкнуть мышкой по картинке в соответствии с инструкцией. Например, «Покажи, где рисует, а где раскрашивает (шьет — вяжет; жарит — варит; моет — стирает; лежит — спит и т.д.).

Удобно переводить в «компьютерный вид» игры, направленные на классификацию предметов. Например, при изучении лексической темы «Цветы»: ребенок раскладывает фотографии цветов в электронном виде в папки «Лес» и «Сад», соответственно делит цветы на две группы: «садовые» и «лесные». Другой вариант может быть использован при изучении лексической темы «Животные»: классификация домашних и диких животных. Классифицировать можно фотографии, представленные в программе Word пакета Microsoft Office: от соответствующих фотографий проводить стрелочки к лесу или дому.

В соответствии с описанными временными ограничениями для занятий с использованием информационных технологий, считаем, что лишь часть логопедического занятия может проводиться с использованием ИТ, в занятие должны обязательно включаться игры и игровые упражнения, активизирующие разные виды деятельности ребенка, в частности перцептивную.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год