Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте
Логопедия
Автор: Брякунова Ульяна Петровна   
23.09.2020 15:56

Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамотеКонспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте

Учитель-логопед: Брякунова Ульяна Петровна, первая категория.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Ласточка» комбинированного вида», Свердловская область, город Лесной.

В занятии участвуют три ребёнка из подготовительной группы. При выборе детей учитывался дифференцированный подход.

Тема занятия: «Звуковой анализ слова из шести звуков».

Цель: развивать умение анализировать и синтезировать слово из шести звуков в игровой форме.

Задачи

Образовательные

  • Закрепить умение слышать и определять в словах первый и последний звук.
  • Закрепить умение слышать последовательность согласных звуков при их стечении.
  • Упражнять в различении на слух твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова.
  • Учить анализу и синтезу слова из шести звуков в игре «Ребус».

Развивающие

  • Продолжать развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
  • Продолжать развивать координацию речи с движением.
  • Развивать зрительное восприятие и внимание.

Воспитательные

  • Формировать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре.

Оборудование

Схемы для характеристики звуков речи, наглядное пособие «Собери дорожку», мяч, наглядное пособие к игре «Цветочек», наглядное пособие для игры с кубиками «Ребус», ребусы для домашнего задания.

Предварительная работа

Решение основных задач в разделе «Звуковой анализ слова».

Разучивание стихотворного текста к подвижной паузе.

Ход занятия

1. Организационный момент

Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия.

Логопед встречает детей и предлагает встать в круг.

Игра «Доброе утро»

Дети выполняют движения по показу за логопедом.

Доброе утро! Улыбнись скорее!

Дети поднимаются на носочки, вытягивают вперед руки, приветствуя друг друга.

И сегодня весь день будет веселее.

Поворачиваем туловище то вправо, то влево, руки на поясе, улыбаются друг другу.

Мы погладим лобик, носик и щечки,

По тексту.

Будем мы красивые, как в саду цветочки.

Руки на поясе, качают головой, кружатся на носочках вокруг себя.

Разотрем ладошки, сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

По тексту.

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

По тексту

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны, наклон вперед.

Логопед: «Здравствуйте, ребята».

Дети: «Здравствуйте».

Логопед: «Ребята, мы с вами уже многое знаем о звуках речи и умеем делать звуковой анализ слова»?

Дети: «Да».

Логопед: «А хотели бы вы научиться выполнять звуковой анализ длинного слова (из шести звуков)»?

Дети: «Да».

Дети садятся.

2. Характеристика звуков речи с помощью схем

Логопед: «Пододвиньте схемы, по которым вы расскажите, что вы знаете о звуках речи».

Ребёнок: «Звуки речи мы слышим и произносим».

Логопед: «На письме звуки речи обозначаются буквами».

Логопед: «Что вы знаете о буквах»?

Ребёнок: «Буквы мы видим и пишем».

Логопед: «Из чего состоят слова»?

Ребёнок: «Слова состоят из звуков».

Логопед: «Какие бывают звуки речи»?

Ребёнок: «Звуки бывают гласные, когда мы их произносим воздух проходит свободно, мы их произносим голосом».

Логопед: «Сколько мы знаем гласных звуков»?

Ребёнок: «Шесть – «А», «О», «И», «У», «Э», «Ы».

Логопед: «Как мы обозначаем гласные звуки»?

Ребёнок: «Гласные звуки обозначаются фишками красного цвета».

Логопед: «А какие ещё бывают звуки речи»?

Ребёнок: «Согласные, когда мы их произносим, воздух встречает преграду: губы, зубы или язык. Они бывают твёрдые и обозначаются фишками синего цвета, и мягкие, обозначаются фишками зелёного цвета».

Логопед: «Молодцы, вы очень хорошо рассказывайте о звуках речи».

3. Игровое упражнение «Собери дорожку».

Закрепить умение слышать и определять в словах первый и последний звук.

Логопед: «А теперь я предлагаю встать и поиграть в игру «Собери дорожку».

Логопед: «Давайте перечислим, что нарисовано на картинках».

Ребёнок: «Капуста, насос, стул, ландыш, апельсин, лимон, рак, шмель, помидор».

Логопед: «Я вам помогу, начну выкладывать дорожку со слова «помидор».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «помидор»»?

Ребёнок: «В слове «помидор» последний звук [Р]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Р]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Рак».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «рак»».

Ребёнок: «В слове «рак» последний звук [К]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [К]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Капуста».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «капуста»».

Ребёнок: «В слове «капуста» последний звук [А]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [А]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Апельсин».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «апельсин»».

Ребёнок: «В слове «апельсин» последний звук [Н]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Н]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Насос».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «насос»».

Ребёнок: «В слове «насос» последний звук [С]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [С]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Стул».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «стул»».

Ребёнок: «В слове «стул» последний звук [Л]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Л]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Ландыш».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «ландыш»».

Ребёнок: «В слове «ландыш» последний звук [Ш]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Ш]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Шмель».

Логопед: «Какой последний звук мы слышим в слове «шмель»».

Ребёнок: «В слове «шмель» последний звук [Л"]».

Логопед: «Значит нам, чтобы продолжить дорожку, нужно подобрать слово, которое начинается со звука [Л"]».

Логопед: «Найдите такое слово и продолжите дорожку»?

Ребёнок: «Лимон».

Логопед: «Молодцы! Ребята, вы очень хорошо научились слышать звуки в начале и конце слова».

4. Игра «Назови звуки по порядку» с мячом

Закрепить умение слышать последовательность согласных звуков при их стечении.

Логопед и дети встают в круг.

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «ДРО».

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [Д], [Р], [О].

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «КРА»

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [К], [Р], [А].

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «ГНО».

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [Г], [Н], [О].

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «ШТА».

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [Ш], [Т], [А].

Логопед кидает мяч ребёнку и говорит: «СТА».

Ребёнок ловит мяч и отвечает: [С], [Т], [А].

Логопед: «Замечательно, вы теперь не допускаете ошибки, когда называете звуки по порядку».

5. Игра «Цветочек»

Упражнять в различении на слух твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова.

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Мышка, в слове «мышка» первый звук [М].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [М] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Мишка, в слове «мишка» первый звук [М"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [М"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «кастрюля, в слове «кастрюля» первый звук [К].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [К] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Кисточка, в слове «кисточка» первый звук [К"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [К"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Слон, в слове «слон» первый звук [С].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [С] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Синица, в слове «синица» первый звук [С"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [С"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Бабочка, в слове «бабочка» первый звук [Б].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [Б] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Бинокль, в слове «бинокль» первый звук [Б"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [Б"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Ручка, в слове «ручка» первый звук [Р].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [Р] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком синего цвета».

Логопед: «Назовите слово и первый звук в этом слове»?

Ребёнок: «Репка, в слове «репка» первый звук [Р"].

Логопед: «Какой это звук, дайте ему характеристику»?

Ребёнок: «Звук [Р"] — согласный, мягкий звук».

Логопед: «Лепестком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Лепестком зелёного цвета».

Логопед: «Замечательный цветочек у нас получился».

Логопед: «Молодцы ребята, вы не допустили ошибок, определяя твёрдость и мягкость согласных звуков в начале слова».

6. Физкультурная минутка

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Логопед приглашает детей на ковёр, делает вместе с ними упражнение.

Разминаемся все вместе,

Начинаем бег на месте.

Хватит бегать, прибежали,

Потянулись, подышали.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Логопед: «Присаживайтесь».

7. Настольная дидактическая игра «РЕБУС»

Учить анализу и синтезу слова из шести звуков в игровой форме.

Логопед нацеливает детей на отгадывание слова, зашифрованного в картинках.

Логопед: «Ребята, а что же такое «ребус»»?

Ребёнок: «Ребус – это загадка».

Логопед: «Сколько звуков в зашифрованном слове и почему»?

Ребёнок: «В слове 6 звуков, потому что в ребусе 6 картинок».

Логопед: «Давайте назовём все картинки»?

Ребёнок: «Груша, носки, обруч, мишка, игла, карандаш».

Логопед: «Назовите первую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Груша», первый звук [Г]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [Г] — согласный, твёрдый звук, обозначим кубиком синего цвета».

Логопед: «Назовите вторую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Носки», первый звук [Н].

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [Н] — согласный, твёрдый звук, обозначим кубиком синего цвета».

Логопед: «Назовите третью картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Обруч», первый звук [О]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [О] — гласный, обозначим кубиком красного цвета».

Логопед: «Давайте соединим звуки, что получится»?

Дети: «Гно».

Логопед: «Назовите четвёртую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Мишка, первый звук [М"]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [М"] — согласный, мягкий звук, обозначаем кубиком зелёного цвета.

Логопед: «Назови пятую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Игла», первый звук [И]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [И] — гласный, обозначим его кубиком красного цвета».

Логопед: «Давайте соединим звуки, что получится»?

Дети: «Гноми».

Логопед: «Назовём шестую картинку и начальный звук»?

Ребёнок: «Карандаш», первый звук [К]».

Логопед: «Какой это звук и кубиком, какого цвета мы его обозначим»?

Ребёнок: «Звук [К] — согласный, твёрдый звук».

Логопед: «Давайте назовём все звуки»?

Ребёнок: «[Г], [Н], [О], [М"], [И], [К]».

Дети называют всё слово целиком. Логопед ставит кубик и показывает иллюстрацию.

Дети: «Это слово «гномик»».

Логопед: «А кто такой гномик»?

Дети: «Гномик – это сказочный персонаж».

Логопед: «Сколько звуков в слове «гномик»»?

Ребёнок: «В слове «гномик» 6 звуков».

Логопед: «Сколько гласных звуков в этом слове, назовите их»?

Ребёнок: «Два звука, [О], [И]».

Логопед: «Сколько согласных звуков в слове, назовите их»?

Ребёнок: «Четыре звука, «[Г], [Н], [М"], [К]».

Логопед: «Сколько твёрдых согласных звуков в этом слове»?

Ребёнок: «Три звука, «[Г], [Н], [К]».

Логопед: «Сколько мягких согласных звуков в слове»?

Ребёнок: «один звук, [М"]».

Логопед: «Назовите второй звук в слове (пятый, третий, первый, шестой…)»?

Логопед: «Вам понравилось играть со звуками речи»?

Логопед: «Какая игра понравилась больше всего»?

Дети отвечают.

Итог

Логопед: «Сегодня, мы с вами научились составлять звуковую схему длинного слова, поиграли со звуками речи. Ребята вы молодцы, а я хотела бы вам подарить вот такие «ребусы», которые вы отгадаете и раскрасите звуковые схемы. До свидания, ребята».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год