Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему: «Органы артикуляционного аппарата. Понятие «звук»»
Логопедия
Автор: Якубова Регина Вагизовна   
20.09.2020 17:35

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему: «Органы артикуляционного аппарата. Понятие «звук»»Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему: «Органы артикуляционного аппарата. Понятие «звук»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида» Кировского района г. Казань

Выполнила: учитель-логопед Якубова Р.В. 2020 г.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о речевом аппарате, знакомство с органами артикуляции.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять знания о частях лица и артикуляционных органах;
  • отработать подготовительные артикуляционные упражнения для развития органов артикуляции;
  • познакомить с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слухоречевое внимание;
  • развивать мелкую и общей моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать умение правильно вести себя на занятиях;
  • воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

  • у детей сформированы первоначальные представления о речевом аппарате и об органах артикуляции;
  • дети способны определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении основных звуков.

Оборудование: презентация на тему «Осенний лес», музыка со звуками осеннего леса и птиц, корзинка с осенними листьями разного цвета из бумаги, макет «Схема артикуляционного аппарата», презентация по артикуляционной гимнастике «Сказка о весёлом язычке Томе», звуковой плакат «Говорящая азбука», зеркала, плакат «Артикуляционный уклад гласный и согласных звуков».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята! Когда я шла в детский сад, почтальон мне передал для вас письмо. Хотите узнать от кого оно? Отгадайте загадку:

После лета я иду,

Листья желтые несу. (Осень)

- Правильно. Это письмо от осени. Давайте посмотрим, что же она нам написала в письме. (Логопед читает письмо: Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в осенний лес, посмотреть на красоту осенней природы)

- Ребята, отправимся в путешествие в осенний лес? (Да)

- Тогда в путь! (Дети шагают на месте)

- Вот мы с вами и пришли. (Логопед включает музыку со звуками осеннего леса, птиц. Ребята садятся на стульчики)

- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! (Показ презентации)

«Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла».

- А какими становятся листочки осенью? (Желтыми, красными, оранжевыми)

- Скажите, почему листики лежат на земле? (Ответы детей)

- Правильно, именно осенью начинается листопад.

1. Дыхательная гимнастика с листочками.

- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. (Логопед подносит корзинку с разноцветными листочками, дети выбирают понравившийся листочек)

- Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти посередине язычка.

- Что листочки делают? (Шелестят, качаются, наклоняются, падают)

- Молодцы, ребята! А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. В нашу любимую группу. (Шаги на месте. Дети садятся на стульчики)

2. Сообщение темы занятия:

- Сейчас я загадаю вам загадку об одной очень важной профессии. Как считаете, справитесь ли вы с ней? (Ответы детей)

Ах, какие это муки,

Не даются детям звуки!

Вечные ошибки:

Вместо «Рыбки» «Лыбки»

«Миска» вместо «Мишка»

«Фыфка» вместо «Шишка»

Мы откроем вам секрет:

Вам поможет… (Логопед)

- Правильно! Какие вы сообразительные! А что вы знаете о профессии логопеда, чему учит логопед? С кем он занимается? Где работает? (слушаются ответы детей)

- Теперь вы, наверняка, догадались какая у меня профессия? (Логопед)

– Правильно, я учитель-логопед. И мы с вами на наших занятиях будем заниматься всем тем, что вы сейчас называли: развивать речь и учиться правильно произносить все звуки. И все это у нас с вами непременно получится. Правда, ребята? (Да)

II. Основная часть

1. Знакомство с органами артикуляции

- Сегодня мы с вами начинаем путешествие в страну красивой, а главное правильной речи! (вывешивается на доске макет органов артикуляции)

Для начала нужно будет ответить на мои вопросы. Готовы, ребята? (Да)

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А без язычка? (Тоже нет)

-А как вы думаете, чтобы уметь красиво разговаривать, нужно ли выполнять физические упражнения? (да)

-Совершенно верно. А какие части тела будут при этом задействованы, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Нет обидчивее Любы-

Очень часто дует… (губы)

Я у Хомки-хомяка брал вчера уроки,

Как получше набивать угощеньем … (щеки)

Первым пробовать привык

Угощенья все… (язык)

2. Артикуляционная гимнастика

- А теперь послушайте сказку о весёлом язычке Томе и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк. (Показ презентации)

- Жил был веселый язычок Том (Том – язык, дети показывают его)

И был у него большой и красивый дом (Дом – рот)

Однажды Том обходил свои владения (Дети водят язык во рту)

Остановился у забора (Дети показывают зубы)

Решил Том покрасить забор (Сначала водим 8 раз язык по верхним зубам, затем нижние зубы)

Устал Том, решил отдохнуть на заборе (Язык помещается между зубами)

Увидел Том своих друзей и помахал им (Водим язык вправо-влево)

Друзья обрадовались Тому, и пришли к нему в гости.

Дом был полон гостей. (Надуйте щеки)

Было очень весело. Решили они поиграть в футбол. (Язык толкает щеки)

Устали друзья, ушли домой. Пока- пока! (Водим язык вправо-влево)

3. Знакомство с понятием «звук», с основными звуками и положением органов артикуляционного аппарата при их произнесении

- Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (Из звуков)

Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем)

- Еще звуки делятся на две группы — гласные и согласные.

(Вывешивается на доску плакат артикуляционного уклада звуков)

- При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э.

- Давайте проверим, посмотрим в зеркало и произнесем звук А.

(Логопед раздает детям зеркала. Дети произносят звуки, смотря в зеркало)

- Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др. Проверим, ребята? (Произносят звуки, смотря в зеркало)

4. Физминутка «Ежик»

По тропинке еж идет,

На иголках гриб несет.

Он проходит под кустами

И шуршит за лопухами. (Ходьба на месте)

На одной ноге стоит

Гриб большущий боровик. (Стоять на левой ноге)

А у клена на опушке

Выросли грибы волнушки. (Стоять на правой ноге)

Еж на пне опята ищет.

И в траве усердно рыщет.

Раз – грибок, и два – грибок.

Положи их в кузовок. (Наклоны)

Ежик сядет под кусточек,

Чтобы отыскать грибочек.

Встанет и потянет спинку.

Вновь шагает по тропинке. (Приседания)

Ежик охает: устал.

Оттого, что приседал.

Потом сладко потянулся

И еще назад прогнулся. (Вдох – выдох)

Ежик топал по тропинке

И грибочки нес на спинке.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте)

5. Развитие слухоречевого и зрительного внимания

Игра «Определи какой звук»

- Сейчас я буду показывать звуки, но при этом не буду произносить их. А вы по положению губ, щёк и языка должны будете догадаться, какой это звук.

Игра «Поймай звук»

- Ребята, вам нужно будет хлопнуть в ладоши (поймать звук) тогда, когда услышите тот звук, который я вам скажу. (звуки А, У, О, Б, С)

III. Итог занятия

- Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?

- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Было ли задание, которое показалось вам сложным? (Слушаются ответы детей)

- Вы очень хорошо занимались, молодцы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год