Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Детская цифровая камера GSMIN Fun

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Логопедия
Автор: Икрянникова Елена Николаевна   
13.05.2019 20:49

«Фонематический слух – основа правильной речи»«Фонематический слух – основа правильной речи»

Учитель — логопед МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад № 2» Икрянникова Е.Н.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико – грамматической стороной речи.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Наша цель — научить его слушать и слышать. Сделать это можно посредством игры. Первоначально необходимо развивать у ребенка слуховое внимание: внимание к звукам природы, различным шумам, звукам, которые издают животные и птицы, звукам музыкальных инструментов, а затем уже – внимание к звукам речи.

 

Систематически играя с дошкольником в предложенные игры, вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

«Отгадай, что звучит» взрослый за спиной у ребенка звенит бубном, звенит в колокольчик, шуршит бумагой и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать, сидя спиной к взрослому.

«Угадай, что делать» ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх, если тихо –держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?» ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, кто сказал» ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок показывает соответствующую картинку или называет героя. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, имеющуюся в сказке.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Назови звук» взрослый называет слова и выделяет в них один звук: громче или дольше его произносит. Ребенок должен назвать только этот, выделенный, звук. Например, «матрррешка» — ребенок говорит: Рь; «молллоко» — Л; «ссссамолет» — С.

«Поймай звук» взрослый говорит, что сейчас ребенок будет «ловить» звук, т.е. хлопать в ладошки, например, когда услышит только звук «З». Взрослый произносит ряд разных звуков, а ребенок должен хлопнуть – поймать только звук «З».

«Назови первый звук слова» у взрослого набор картинок, ребенок называет картинки. Затем взрослый говорит: «Я расскажу тебе тайну: у каждого слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушай, как я назову предмет и выделю в нем первый звук: «облако» — о; «мама» — м; «аист» — а и т.д.». Затем первый звук выделяет ребенок. Начинать нужно всегда со слов, у которых в начале находится ударный гласный звук.

«Какой звук заблудился?» взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку – сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик…

На крылечке сидит кожечка…

На листик села красивая стрекоса…

Мама намазала хлеб мазлом…

Придумывание слов на заданный звук. «Давай с тобой соревноваться: кто назовет больше слов, начинающих (заканчивающихся) на звук А» и т.п.

Определи место звука в слове. Какой первый звук в слове «утка»? Последний звук в слове «кенгуру»? Место звука У в слове «паучок» (в начале, середине или конце слова)?

Желаем успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (120) выйдет
1 ноября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год