Формирование у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края
Ушакова Ирина Сергеевна, Воспитатель МАДОУ №19 г.Мурманска
Актуальность
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью приобщить ребенка к культурным ценностям своего родного края в период, когда он готовится к школе, где в одном классе могут обучаться представители нескольких этносов.
Цель и задачи проектной работы
Цель работы – проанализировать особенности формирования представлений о культурных традициях родного края у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- проанализировать особенности организации работы специалистов ДОО по формированию представлений о культурных традициях родного края у детей дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности работы с семьями дошкольников по формированию представлений о культуре родного края;
- охарактеризовать предметно-развивающую среду ДОО, способствующую формированию представлений о культурных традициях родного края у детей дошкольного возраста.
Условия формированию у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края в ДОО
- Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.
- Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (сбор лекарственных трав, работы на садово-огородном участке);
- Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
- Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю
Задачи взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края
- Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит Кольского Севера.
- Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
- Способствовать активному участию родителей в деятельности по формированию у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края, пополнении экспонатами мини-музей
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада представлена наличием
- краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы;
- патриотических уголков с символикой России и малой родины, портретами президента России и главы региона, а также картами России и малой родины (Кольского полуострова).
- книжных уголков, содержащих литературные произведения писателей и поэтов своего края; фольклорные произведения (сказки, загадки, считалки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки);
- музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни);
- уголков изобразительной деятельности с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы;
- уголков ряжения со специально пошитыми для детей народными (саамскими) костюмами;
- спортивных уголков с информацией о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибутами к народным подвижным играм;
- мини-лабораторий с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края;
- уголков природы с гербариями растений, иллюстрациями растений и животных, распространенных в регионе, а также тех, которые занесены в Красную книгу;
- уголков конструирования с иллюстрациями, схемами и макетами, знакомых детям зданий своего края, зданий старины, памятников архитектуры и необходимым строительным материалом.
Основные выводы
Эффективными средствами формирования представлений о малой Родине в дошкольных организациях выступают такие, как: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, природа родного края, трудовая и творческая деятельность детей, общение, а также созданная вокруг ребенка внешняя среда (атмосфера).
Неотъемлемой частью реализации деятельности по формированию у детей дошкольного возраста представлений о культурных традициях родного края является взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников. Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей Родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе. Среда в ДОО организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.
Список литературы
- Асянова М.Н. Приобщение дошкольников к культуре и истории родного края как основа патриотического воспитания подрастающего поколения // Вестник науки и образования. 2017. №12 (36). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/priobschenie-doshkolnikov-k-kulture-i-istorii-rodnogo-kraya-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 26. 04. 2023).
- Вавринюк, О.Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем / О.Н. Вавринюк // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 13-16.
- Воронкова, Н.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной / Н. В. Воронкова, Т. И. *Силина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 341-343.
- Негина Т.А. Приобщение дошкольников к родной культуре // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – №18. – С.218-223.
- Суетина Л.Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края // Молодой ученый, 2014. №17. – С. 544-546.
|