Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно-исследовательский проект на тему: «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа»
Фольклор
Автор: Комарова Гульнур Харисовна   
13.01.2022 15:56

Познавательно-исследовательский проект на тему: «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа»Познавательно-исследовательский проект на тему: «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями татарского народа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г.Казани

Проект выполнила воспитатель высшей категории Комарова Гульнур Харисовна Казань 2021 год

ПЛАН ПРОЕКТА

  1. Актуальность темы.
  2. Цели и задачи.
  3. Формы методы работ по реализации проекта.
  4. Ожидаемые результаты проекта.
  5. Тематический план.
  6. Прогнозируемый результат.
  7. Литература.

Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, культуру, традиции семьи.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий

 

Скачать конспект

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май)

Актуальность проекта: Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения с ранних лет. Поэтому, задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий в нашем городе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живёшь необходимо. Перед педагогами всегда стоят вопросы такие как: «Что ждёт детей впереди?», «Какое духовное наследие мы им оставим?», «Какие обычаи и традиции воспитаем?» И наш долг помнить культуру своего народа, вызвать интерес у детей к своей семьи наследии, истории её возникновения и становления.

Проблема: Низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях татарского народа.

Цель проекта: Формировать и обогащать потребности и желания детей в познании творчества народной культуры: восприятии природы; красивых предметов быта; декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать познавательные интересы у детей в изучении истории, культуры, традиции, обычаев, особенностей народов Татарстана.

- познакомить со старинными предметами, расширять и закреплять знания детей о духовном наследии татарского народа.

Развивающие:

  • обогащать интеллектуальную информационную сторону ребёнка
  • развивать наблюдательность, обогащать и развивать связную речь, через устное народное творчество

- развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные:

  • пробуждать интерес у детей к истокам татарской культуры

- воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям татарского народа.

- формировать чувства патриотизма, к истории своего народа.

Формы и методы работы:

  • непосредственно образовательная деятельность
  • совместная деятельность
  • самостоятельная деятельность

-взаимодействие с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

  • дети получат знания об истории и культуры татарского народа
  • познакомятся со старинными предметами домашнего обихода
  • приобщаются к истокам традиционной культуры, понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции
  • повысится познавательный интерес детей

- пополнится словарь детей через татарский фольклор.

Подготовительный этап

Подбор и подготовка материала, технического обеспечения, и имеющейся литературы по декоративно — прикладному творчеству, жизнь и быта татарского народа.

Воспитатель:

  • изучения литературы, информации интернет — ресурсов

-подготовка цикла бесед для детей о татарском быте, семейных традициях; «История бабушкина сундука», «Игрушки наших бабушек и мам»

  • оформление наглядного материала и дидактических игр для детей
  • составление картотек народных игр

-консультации для родителей: «Предметы быта дедушек и бабушек»

«Народные традиции и их роль в семейном воспитании»

- изготовление лэпбуков на темы: «Лучезарная — Казань», «Мой край родной», «Милли татар киемнәре», «Татар халык ашлары»

- анкетирование родителей «Отношение родителей детей к национальной культуре» (Приложение №1)

Родители:

-участие в организации и оформлении уголка предметно-развивающей среды НРК.

- выпуск семейный газеты: «Генеалогическая древа моей семьи», — фоторепортаж «Красота родного края»

- конкурсы рисунков на темы: «Моя Родина»

  • конкурс кукол в национальных костюмах

- Выставка "Татар халык ашлары".

Основной этап

Работа по данному проекту строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих технологий.

Работа с детьми:

  • сбор предметов быта и рукоделия
  • беседы с детьми, занятии, разучивание стихов, пословиц о татарском быте, традициях

- сюжетно-ролевые игры: «Моя семья»

- выставка рисунков «Татарский сапожок»

  • мультимедийная презентация о предметах рукоделия

- развлечение «Аулак өй»

Заключительный этап

  • выставка предметов быта и обихода татарского народа
  • выставка работ выполненных родителями: куклы в национальных костюмах
  • участие в оформлении мини-музея в детском саду
  • презентация: «Что мы знаем о своих предках?» (генеалогическое древо семьи)

                                         Тематический план

Месяц

Тема

Содержание работы

Сентябрь

Люби свой край и воспевай

Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми.

Знакомство со столицей Татарстана – город Казань.

Рассматривание фотографий достопримечательности города Казани.

Развлечение «Путешествие в Татарстан»

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Рассматривание лэпбуков: «Лучезарная - Казань», «Мой край родной»

Фоторепортаж «Красота родного края»

Октябрь

Мир старинных вещей

Ознакомительная беседа об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (күлмәк, калфак,чулпы, читек) костюмов, украшений.

Сюрпризный момент: «Бабушкин сундук»

Осмотр содержимого сундука.

Фольклор(загадки)

Игра «Түбәтәй», «Яшел-яшел кулъяулыгым»

Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно".

Чеканка «Беләзегем йөзегем»(украшение чеканкой элементы национального узора)

Конкурс кукол в национальной одежде.

Экскурсия в музей ДОУ.

Ноябрь

Вышивки моей бабушки

 Ознакомление детей с татарскими национальными орнаментами.

Познавательное занятие «Кәләпүшем-калфагым»

Рисование. Украшение сапожки-ичиги с татарским национальным орнаментом.

Выставка детских работ «Татарский сапожок»

Аппликация «Тюбетей без затей»

Разукрашивание татарским орнаментом«Алъяпкыч»

Развлечение «В гостях у волшебных татарских узоров»

Декабрь

Традиции и ценности моей семьи

Знакомство с понятием «Семья- Гаилә»

Закрепить представление детей о семье, семейных традициях.

 Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Развлечение «Аулак өй»

Рассматривание и знакомство с генеалогическим древом семьи

Презентация: « Что мы знаем о своих предках?»

Январь

История татарской национальной кухни

Ознакомление с традициями татарского гостеприимства , разновидностями татарских лакомств и   национальных блюд: чәк-чәк, бәлеш, кош теле, гүбәдия, кыстыбый, өчпочмак и др.

Пословицы, загадки.

Лепка из соленого теста: «Чәк-чәк – национальное татарское блюдо»

Выставка "Татар халык ашлары".

Интерактивное занятие «Традиции татарского чаепития»

Февраль

Мелодии моего народа

Знакомства детей с татарскими музыкальными инструментами; баян, курай, гармун, кубыз, мандолин, сорнай.

Слушание татарских мелодий на татарские песни;

Разучивание колыбельных песен.

Презентация «Татарские музыкальные инструменты»

Март

Сквозь века – игры наших бабушек

Знакомство детей с народными обычаями, обрядами и хороводными играми татарского народа.

Познакомить с пословицами, как формой выражения народной мудрости.

Проведение праздника «Воронья каша – Карга боткасы» через обыгрывание и объяснений народных поверий.

Загадки, беседа.

Разучить татарские народные подвижные игры: «Алтын капка», «Кәрия-Зәкәрия», «Хәйләкәр төлке»«Соры бүре».

День татарских народных игр.

Апрель

Творческая наследия Габдуллы Тукая.

Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая.

Чтение сказки «Шурале» (Леший), «Су анасы»

Разучивание стихотворения Г.  Тукая «Бала белән күбәләк - Ребёнок и мотылёк».

Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Акбай»

Мультимедийная презентация «Путешествие в сказочный мир Тукая»

Май

«Краски Сабантуя»

Познакомить с татарским праздником «Сабантуй» и его происхождением, с историей культуры татарского праздника, традициями.

Чтение стихов.

Аппликация «Укрась полотенце - Сөлге»( коллективная работа)

Татарская народная игра «Габдулла, Гөлбану», «Ал кирәк,гөл кирәк», «Кәрия-Зәкәрия », «Чума үрдәк,чума каз »

Проведение праздника «Весёлый Сабантуй»

Прогнозируемый результат

В результате реализации проекта у детей формируются:

- нравственно-патриотические чувства;

- основы национального самосознания;

- умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;

- эмоционально- положительное отношение к культуре, традициям татарского народа.

Литература:

  1. «Татар дөньясы – Татарский мир» Издательство Заман - Казань, 2020
  2. Харисов Л.А. «Ватаным Татарстан – Родина моя» - Казань, 2005
  3. Нурзия «Татар сынлы сәнгать» - Казань, 1999
  4. Зарипова З.М. «Белем бирү һәм тәрбия процессында милли төбәк компоненты» - Яр Чаллы, 2000
  5. Борһанова Р.А. «Татар халкының мәдәнияте белән таныштыру»- Казан,1994
  6. Закирова К.В. «Уйный-уйный үсәбез» - Казан, 2010
  7. Закирова К.В. «Әхлак нигезе- матур гадәт» - Казан, 2004
    1. «Көч һәм рух тамырлары» - Казан, 1998
    2. Р.Ф.Ягъфәрова «Балалар фольклоры » Казан, Мәгариф 2000
    3. «Әткәм-әнкәмнең теле» - Казан, Мәгариф 1997
    4. Нурия Сергеева «Веков связующая нить. Татарское декоративное и изобразительное искусство для детского творчества» - Казань, 2004  
    5. Ф.Ф.Харисова «Национальная культура и образование» Москва, 2000
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (267) выйдет
4 декабря 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (266) за 2022 год
Скачать Номер 42 (265) за 2022 год
Скачать Номер 41 (264) за 2022 год
Скачать Номер 40 (263) за 2022 год
Скачать Номер 39 (262) за 2022 год
Скачать Номер 38 (261) за 2022 год
Скачать Номер 37 (260) за 2022 год
Скачать Номер 36 (259) за 2022 год
Скачать Номер 35 (258) за 2022 год
Скачать Номер 34 (257) за 2022 год
Скачать Номер 33 (256) за 2022 год
Скачать Номер 32 (255) за 2022 год
Скачать Номер 31 (254) за 2022 год
Скачать Номер 30 (253) за 2022 год